USD 99.9971

0

EUR 105.7072

0

Brent 71.52

+0.48

Природный газ 2.864

+0.04

...

Нефтепровод Одесса-Броды или Броды-Одесса?

Кабинет министров считает нецелесообразным использование нефтепровода Одесса - Броды в направлении Броды - Одесса. Готовящееся сейчас правительствами Украины и России долгосрочное соглашение о транзите российской нефти через Украину предусматривает участие России в работе нефтепровода Одесса - Броды

Нефтепровод Одесса-Броды или Броды-Одесса?

Кабинет министров считает нецелесообразным использование нефтепровода Одесса - Броды в направлении Броды - Одесса. Готовящееся сейчас правительствами Украины и России долгосрочное соглашение о транзите российской нефти через Украину предусматривает участие России в работе нефтепровода Одесса - Броды. Нецелесообразность использования нефтепровода в обратном направлении объясняется тем, что свободные мощности нефтепровода "Дружба" составляют только 5,5-6 млн тонн нефти в год, и их предполагается с 2004 года использовать в проекте "Дружба" - "Адрия".

О нецелесообразности использования нефтепровода Одесса-Броды в реверсном режиме заявил также член политической группы Украинской Народной Партии Александр Гудыма. У нефтепровода две главных задачи. Первая ? энергетическая безопасность государства, диверсификация поставок нефти. Вторая ? транзит и поступление прибылей в бюджет.

Компания "Укртранснефть" заключила контракты на транспортировку в 2003 году по 52-километровому участку нефтепровода Одесса - Броды 4 млн тонн нефти, которая затем будет погружена на танкеры с терминала "Южный". Эта нефть будет доставлена до Одесса - Броды по Приднепровским нефтепроводам.28 января "Укртранснефть" начала транспортировку нефти по этому участку Одесса - Броды. 16 февраля "Укртранснефть" отгрузила с терминала "Южный" очередную партию нефти, которая принадлежит ТНК, в объеме 80 тыс. тонн на танкер "Nissos Christiana", который ходит под греческим флагом. В конце февраля с терминала "Южный" будет отгружена следующая партия нефти.

В начале марта между Украиной и Россией будет подписано межправительственное соглашение об увеличении объемов поставок в Украину российской нефти не меньше 18 миллионов тонн. Более конкретная цифра пока что уточняется, но она уже на два миллиона тонн больше по сравнению с прошлым годом. Соглашение, которое включает в себя как увеличение транзита нефти через территорию Украины, так и поставки нефти в Украину, подписывается на 15 лет с условием ежегодного подписания протокола по уточнению объемов транспортировки и поставки.

Украина сейчас делает все для того, чтобы максимально загрузить мощности своих нефтепроводов в следующем году. Российская сторона будет изучать, как использовать этот терминал, который уже отгрузил первые 85 тысяч тонн нефти ТНК. Украинские транспортные мощности, которые измеряются в 63 ?65 миллионов тонн, пока не задействованы почти на треть.

,Украина завершила строительство нефтепровода протяженностью 674 км и диаметром 1020 мм и нефтетерминала "Южный" (Одесса) в 2001 году. Пропускная способность первой очереди украинской части Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК) составила 9-14,5 млн тонн нефти в год. В будущем предусматривается последовательное развитие мощности ЕАНТК до 40 млн тонн нефти в год.

Украинское правительство приложило титанические усилия для того, чтобы проект "Одесса-Броды" стал реальностью. Для повышения интереса к нему со стороны международных нефтяных компаний была создана Операционная компания по эксплуатации украинского нефтепровода "Одесса-Броды". Кроме того, "Укртранснафта", которая отвечает за украинскую часть Евроазиатского нефтетранспортного коридора, в июне 2002 года в рамках конференции "Развитие нефтегазового сектора Украины и возможности привлечения иностранных инвестиций" провела для иностранных инвесторов презентацию нефтепровода "Одесса-Броды". Интерес к украинскому нефтепроводу "Одесса ? Броды" проявили несколько крупных нефтяных компаний, таких как Shell, ChevronTexaco и Exxon Mobil, которые занимаются разработкой месторождений на Каспии.

Несмотря на все разговоры о заинтересованности зарубежных компаний украинским проектом, пока ни одна транснациональная компания официально не заявила о своем участии в эксплуатации нефтепровода. Осторожность иностранных компаний связана с началом строительства альтернативного нефтепровода по транспортировке каспийской нефти "Баку-Тбилиси-Джейхан". Специалисты расценивают данный маршрут как конкурентный нефтепроводу "Одесса-Броды".

В ноябре 1999 г. в Стамбуле президенты Азербайджана, Турции и Грузии под "опекой" Б. Клинтона подписали пакет соглашений по экспортному трубопроводу Баку ? Тбилиси ? Джейхан. Данный проект, предусматривающий строительство "трубы" протяженностью 1730 км, пропускной способностью 50 млн. тонн в год и стоимостью 2,4 млрд. долларов.

На Украине, где продолжали заниматься "трубой" Одесса ? Броды, должного значения стамбульскому документу не придали. Первоначальный благоприятный прогноз (полагали, что промышленные запасы нефти с газовым конденсатом Каспийской нефтегазовой провинции составят едва ли не 20% соответствующих промышленных запасов региона Персидского залива) в большой степени базировался на предварительных изысканиях и теоретических оценках еще советских времен. Однако тогдашние оценки потенциальных запасов оказались существенно завышенными. В июле 2001 г. "Экссон Мобил" даже объявила о прекращении бурения новых промышленных скважин на Каспии.

Украинская магистраль позволяет транспортировать нефть на НПЗ в Польшу и страны Северной Европы. Кроме того, южная часть нефтетранспортной системы Украины проходит через Броды в Словакию и Венгрию, из которых идут нефтепроводы в Чехию, Германию и Хорватию. Поставка нефти европейским нефтеперерабатывающим заводам (например, австрийскому "Швехат" и германскому "Дойна") по нефтепроводу "Одесса-Броды" в 2 раза дешевле, чем через порт Новороссийск, и в 2,5 - 3 раза дешевле, чем через Джейхан.

В пользу маршрута "Одесса-Броды" говорят несколько факторов. Во-первых, согласно некоторым прогнозам, в ближайшие десять лет экспорт нефти из стран Каспийского региона вырастет до 100-150 млн. тонн (2-3 млн. баррелей в день). Однако пропускная способность протоки Босфор, через которую сегодня идут основные поставки нефти ограничена. Во-вторых, как заявил в прошлом году Председатель совета директоров British Petrolеum Джон Браун: "нефтепровод "Баку ? Джейхан" в течение нескольких лет после открытия будет перекачивать исключительно нефть, добываемую двумя азербайджанскими консорциумами, возглавляемыми BP. Таким образом, Казахстан и Туркменистан, а также компании Chevron и ENI не смогут прокачивать по нефтепроводу часть добываемой ими нефти. Все это свидетельствует о перспективности украинского проекта "Одесса-Броды".

В декабре 2002 года состоялась сдача в эксплуатацию терминала "Южный".
Появилась возможность транспортировать до 9 млн. тонн сырой нефти в год (в перспективе ? до 40 млн. тонн). Оставались, правда, некоторые проблемы. Наиболее сложной проблемой виделось "коммерческое заполнение" трубы. Ведь добыча нефти в Азербайджане не превышает 15 млн. тонн, а нефтепровод строился в первую очередь для азербайджанской нефти. Необходимо было также построить (или приобрести) нефтяной флот (6-12 танкеров дедвейтом 35-40 тысяч тонн каждый) и создать инфраструктуру в порту Поти (Грузия).

Кроме того, надо было еще построить новый нефтепровод от Баку до Поти, поскольку мощности существующей трубы Баку ? Батуми для нового нефтепотока совершенно недостаточно.

Понадобились инвесторы. В июне 2002 г. в Жешуве (Польша) в рамках 5-го украинско-польского экономического форума украинская сторона выступила с предложением создать международный консорциум, который будет управлять не только нефтетерминалом "Южный" и трубопроводом, а займется вопросами добычи каспийской нефти, ее доставки и переработки для рынков Европы.

Однако дело с созданием консорциума затянулось. Главный советник госсекретаря США по вопросам дипломатии в энергетической отрасли Каспийского региона С. Манн сообщил, что для США главным маршрутом транспортировки нефти с каспийских месторождений является нефтепровод Баку ? Тбилиси ? Джейхан, но пообещал содействие в обеспечении украинского участия в строительстве нефтепровода (трубы и компрессорные станции), а также сообщил, что США продолжат поддержку усилий Украины по созданию консорциума для включения трубы Одесса ? Броды в процесс транспортировки каспийской нефти.

Надежды оказались тщетными. Учитывая низкий уровень добычи нефти в Азербайджане, даже при условии пополнения ее транспортировкой нефти через Каспий из Казахстана достигнуть проектной мощности нефтепровода ? 50 млн. тонн в год ? получится не скоро. Понятно, что при таком раскладе получить хоть что-то для своей новой трубы Украина не сможет. Амбициозный проект Киева завершается фиаско.


,Первая очередь нефтетранспорной системы ?Одесса ? Броды? была принята в эксплуатацию в мае 2002 года. Помимо того, существует договоренность с Польшей о продлении нефтепровода от Бродов до Плоцка (Польша) с дальнейшим выходом нефти по существующему нефтепроводу в Гданьск к Балтийскому морю. Эта ветка будет транспортировать каспийскую нефть в Западную Европу.

ОАО "Укртранснафта" планирует закончить строительство участка нефтепровода "Одесса-Броды" до г.Плоцк (Польша) в 2006 г. проект по строительству участка нефтепровода до Плоцка планируется осуществлять в течение 2005-2006 гг. Строительством оъекта в Польше, скорее всего, займется компания Golden Gate.

Осуществить постройку польской ветки нефтепровода ?Одесса-Броды-Гданьск? можно за 2-3 года, и для его строительства необходима сумма размере 400-500 миллионов долларов. Перед этим необходимо проработать структуру международного консорциума по достройке польского участка нефтепровода. Компания ?PriceWaterhouseCoopers? разрабатывает бизнес-план. 18 февраля в Брюсселе состоялась презентация этого нефтетранспортного коридора прежде всего для привлечения участников консорциума.





Автор: Нана Бендукидзе