Особенно высок импорт сырой нефти (более 90%) и природного газа (66%).
Суммарно на импорт сырья ежедневно расходуется до 1 млрд евро.
Нестабильная политическая и экономическая обстановка, а также риски отказа инфраструктуры ставят многие зависящие от одного поставщика страны в уязвимое положение, ввиду чего импортеры стремятся обеспечить стабильность и безопасность поставок энергоресурсов.
Для многих стран прекращение поставок газа через Украину в 2009 г. стало неприятным сюрпризом и вызвало острый дефицит сырья, что в дальнейшем вызвало множество обсуждений о необходимости диверсификации источников энергии.
В результате Евросоюз в 2014 г. выработал стратегию экономической безопасности, которая предполагает увеличение производства энергии, повышение эффективности энергосистемы, развитие инфраструктуры и возможность оперативно реагировать на кризисные ситуации.
Для оценки существующих мощностей в 2014 г. 38 стран, а также все члены ЕС, провели тестирование европейской энергосистемы:
1й сценарий - полное прекращение поставок сырья из России, продолжительностью от 1 до 6 мес.;
2й сценарий - российская сторона прекращает импорт через украинский транзитный маршрут.
По итогам тестирования было выявлено, что в случае прекращения поставок пострадает ряд государств, в частности под ударом окажутся восточные страны ЕС.
ЕС принял ряд мер для минимизации вреда, связанного с последствиями возможного прекращения поставок:
- была сформирована координационная группа, ответственная за мониторинг развития событий в сфере снабжения природным газом;
- энергетическая координация между странами была усилена с целью максимизации эффективности;
- были сняты ограничения в трансграничной торговле энергоресурсами.
Программа увеличения генерации мощности энергии в странах Евросоюза и диверсификация маршрутов, а также стран поставщиков предполагает:
- использование возобновляемых источников энергии (ВИЭ) для поддержания устойчивого производства;
- накопление энергоресурсов;
- использование безопасной атомной энергетики;
- завершение формирования внутреннего энергетического рынка и создание недостающих звеньев инфраструктуры быстрого реагирования на перебои с поставками и перенаправления энергопотоков внутри ЕС, где это необходимо;
- ведение эффективных переговоров с Россией, Норвегией и Саудовской Аравией, а также другими энергетическими партнерами;
- укрепление механизмов взаимопомощи и защиты критической инфраструктуры (это включает в себя более высокий уровень координации между странами ЕС в использовании существующих средств хранения газа (ПХГ), разработки реверсного использования газопроводов, на региональном уровне и уровне ЕС).
За последние годы ЕС согласовал ряд новых целей для укрепления позиций Европы в международной энергетической политике.
К ним относятся:
- энергетическая стратегия ЕС 2020;
- план действий по климатической дипломатии (январь 2014 г.);
- энергетическая дорожная карта до 2050 г., которая представляет различные сценарии в течение следующих 40 лет;
- европейская стратегия энергетической безопасности, опубликованная в мае 2014 г.
Это поможет обеспокоенной Европе усилить принятие решений по ряду энергетических стратегий, но основа всего - дать ответ на действия России на Украине.
В рамках подготовки к конференции ООН по изменению климата (COP 21) в г. Париже, в декабре 2015 г., мировые лидеры встретились в Лиме 23 сентября 2014 г., чтобы обсудить приоритеты в области изменения климата.
Некоторые ссылались на украинский кризис в качестве уважительной причины для ЕС, чтобы поддержать усилия по повышению эффективности использования энергии.
В марте 2015 г. лидеры ЕС поддержали предложения ЕК в отношении мер, направленных на снижение зависимости и построение так называемого Энергетического союза.
Стратегические рамки для Энергетического союза следующие:
- помочь Европе установить видение энергетического будущего;
- объединить ряд направлений энергетической политики в единую стратегию;
- обеспечить согласованность совместных действий;
- стать новым этапом интеграции в ЕС.
Энергетический Союз имеет 5 направлений:
- энергетическая безопасность;
- внутренний энергетический рынок;
- энергоэффективность;
- климат;
- исследования и инновации.
Дефицит газа, вызванный газовым спором властей Украины и России в 2006 и 2009 гг. побудил ЕС разработать планы, которые выходят за рамки только изменения климата.
Проект «Вертикальный коридор» появился в результате реализации новой стратегии.
9 декабря 2014 г. власти Греции, Болгарии и Румынии в совместном заявлении впервые заявили о создании так называемого «Вертикального коридора», который первоначально соединит газотранспортную сеть (ГТС) 3х стран и может быть в дальнейшем расширен на север с участием Венгрии и оттуда к Балтике.
Результат будет в объединении ГТС между Востоком и Западом ЕС.
Текст Совместного заявления:
«Совместное заявление министров энергетики по природному газу Вертикальный коридор».
Министры, ответственные за энергетику Греческой Республики, Республики Болгарии и Румынии («Стороны») вновь подтвердили свое обязательство содействовать безопасным, устойчивым поставкам энергии по доступным и конкурентоспособным ценам, на основе энергетической стратегии ЕС для завершения формирования внутреннего энергетического рынка ЕС, прекращению изоляции государств-членов и содействию диверсификации маршрутов, источников и партнеров, в том числе за счет развития «Южного газового коридора».
Стороны признают важность регионального подхода к решению и преодоления общих проблем и выражают свою готовность расширять сотрудничество и работать вместе с целью повышения энергетической безопасности своих стран, региона и Европы в целом. Они будут стремиться, в качестве стратегического приоритета, продвигать идеи более широкого доступа к диверсифицированным поставкам и создания предпосылок для более прозрачной, конкурентоспособной, эффективной энергосистемы, включая энергетический рынок, с большим количеством газа.
На пути к достижению этих целей Стороны поддерживают развитие нового вертикального газового коридора, соединяющего Грецию, Болгарию и Румынию, с целью обеспечения бесперебойного 2-направленных поставок, а также содействие приоритетного коридора ЕС «Север-Юг» («NSI East Gas») и «Южный Коридор», через быструю реализацию проектов общего интереса и преодоление недостающих звеньев, необходимые для завершения взаимосвязанного внутреннего рынка при финансовой поддержке европейских институтов.
Стороны:
- подчеркивают важность облегчения доступа к диверсифицированным поставкам газа, как через межсистемные газопроводы-интерконнекторы и СПГ-терминалы, так и через хранилища газа;
- отмечают критическое значение сжиженного природного газа (СПГ) в качестве гибкого, диверсифицированного источника и пути обеспечения энергетической безопасности.
Стороны подчеркивают, что их сотрудничество с учетом других государств-членов ЕС и Энергетического сообщества с целью укрепления «Южного коридора» позволит направить поток газа из Эгейского и Черного морей.
Стороны призывают Комиссию поддержать их инициативу для более тесного регионального сотрудничества и продвижения проектов, необходимых для его эффективного и действенного осуществления в контексте политики Трансъевропейской энергетической инфраструктуры и с помощью финансовых инструментов европейских институтов.
Концепция Вертикального коридора
Вертикальный коридор является проектом, который в перспективе позволит транспортировать газ из Греции в Болгарию, затем в Румынию, а далее в Венгрию и Украину.
Вертикальный коридор является системой, использующей как уже существующие, так и в дальнейшем созданные газопроводы.
На данный момент существует 3 возможных маршрута вертикального коридора:
1. «Греция-Венгрия» позволит транспортировать до 7,4 млрд м3/год;
2. «Греция-Македония» предназначен для транзитной передачи через болгарскую ГТС в национальную ГТС Македонии;
3. «Греция-Сербия» с пропускной способностью 7,4 млрд м3/год имеет точку выхода в сербском г. Ниш, откуда газ поступит в ГТС страны.
Роль Греции в Вертикальном коридоре велика.
Участвуя в крупных проектах, таких как Южный газовый коридор, продвижение газа по газопроводам-интерконнекторам и строительство FSRU, Греция надеется стать газовым «хабом» для Юго-Восточной Европы.
Это означает, что газ будет передаваться через Грецию в другие страны из нескольких точек входа и выхода и из разных источников энергоносителей (Россия, Азербайджан, Катар, Алжир, Египет, Иран и т.д.).
Предполагается, что после реализации проекта МГП TAP, его совокупная пропускная мощность составит 20 млрд м3/год (после 2022 г.), а также за счет использования максимальной пропускной мощности газопроводов-интерконнекторов в Северной Греции (Sidirokastro, IGB, IТВ) в качестве точки выхода.
Максимальная емкость экспорта природного газа из Греции может достигать почти 34 млрд м3/год.
На практике можно гарантировать лишь около 9 млрд м3/год через МГП IGB и IGT.
МГП Турецкий поток, который является преемником МГП Южный поток, может добавить к турецко-греческой границе еще 15,75 млрд м3/год.
Под эти мощности Греция разрабатывает инфраструктуру с использованием проекта МГП ITGI (максимальная пропускная мощность 16 млрд м3/год).
Большая часть вышеуказанного количества газа будет направлена в Италию через МГП ТАР и МГП IGI Poseidon, а через остальные точки выхода на греко-болгарской границе может быть передана до 8 млрд м3/год после 2020 г.
С учетом этого греческая национальная ГТС может стать отправной точкой ГТС, которая будет доставлять значительное количество газа в вертикальных осях в Болгарию и Румынию, а оттуда в ряд других стран: Венгрию, Сербию, Молдавию, Украину.
Концепция Вертикальный коридор является дополнением к проекту ГТС Южный коридор и позволит соединить изолированные ГТС стран Европы.
Изначально Вертикальный коридор будет управлять доставкой до 5 млрд м3/год, начиная с греческой ГТС.
Греция сначала удовлетворит свой внутренний спрос на газ из 4 различных точек входа (МГП TAP, FSRU Revythousa, FSRU Kipoi) и начнет экспорт при избытке.
Преимуществом Вертикального коридора считается то, что страны-участницы являются членами ЕС и их интересы совпадают с интересами ЕС, и необходимостью соблюдать режим регулирования ЕС.
С другой стороны, проект Вертикальный коридор может быть реализован в короткий период времени и при относительно низкой стоимости, так как многое уже сделано в Греции, Болгарии, Румынии.
ЕС рассчитывает на возможности Южного газового коридора (ЮГК) для удовлетворения своих энергетических потребностей, и список поставщиков может расшириться за счет природного газа из Азербайджана, Туркменистана, Казахстана, Ирана, Ирака.
Заинтересованность ЮГК обусловлена, в т.ч. растущим спросом со стороны Юго-Восточной Европы, потребности которой в энергоресурсах будут расти на 1% каждый год до 2026 г.
Греция, Хорватия, Болгария, Румыния, Турция и Сербия уже используют природный газ, имея хорошо развитые рынки.
Поставки идут в основном за счет импорта из России, Ирана и Азербайджана.
Греция и Турция, у которых хорошо развиты импорт и СПГ-терминалы, имеют также импорт из Алжира, Нигерии, Катара и других поставщиков СПГ.
Хорватия и Румыния в значительной степени покрывают свои потребности объемами газа собственной добычи, а Болгария, Сербия и Турция – в незначительной степени.
При прогнозировании будущего спроса на газ в регионе, одним из главных вопросов является возможность перемещения различных видов энергоресурсов между категориями спроса (жилое, коммерческое и промышленное применение).
По плану ЕС должен достигнуть поставленных целей по улучшению ситуации в энергетической и экологической сферах деятельности к 2030 г.
Основным приоритетом является промышленный сектор, использующий до 40% общего объема энергетических ресурсов Евросоюза.
Цель - снизить потребление электроэнергии, в т.ч. за счет использования смарт-счетчиков.
Согласно статистике, в 2013 г. общий объем добываемого ЕС природного газа составил 14,08 млрд м3/год, при этом расход достиг 74,08 млрд м3/год, а наибольшие расходы у Турции - 74,08 млрд м3/год при объемах газа собственной добычи всего в 14,08 млрд м3/год.
На 2м месте Греция, чьи запросы в объеме 3,5 млрд м3/год покрываются исключительно за счет импорта.
3е место за Болгарией, чьи потребности исчисляются в 2,6 млрд м3/год, а уровень добычи - 0,2 млрд м3/год.
Восточная Европа является наиболее перспективным и динамически развивающимся регионом с точки зрения газовой инфраструктуры - именно здесь сосредоточены наибольшие объемы добычи газа, во многом обеспеченные Румынией, и, без учета запросов Турции, в 2013 г. составили 13,5 млрд м3/год, что, теоретически, удовлетворило 50% спроса в объеме 26,6 млрд м3/год.
Также стоит отметить, что регион Западных Балкан в подавляющем большинстве не имеет газовой инфраструктуры и, соответственно, не является потребителем СПГ.
Строительство крупных коридоров
Южный газовый коридор (ЮГК)
Сегодня система магистральных газопроводов (МГП) TANAP и ТАР считаются основным звеном в ЮГК.
ЮГК протяженностью 3,5 тыс. км должен стать основным каналом поставок природного газа с месторождения Шах-Дениз в Азербайджане, а также каспийского и центрально-азиатского региона, включая страны на Ближнем Востоке.
Официальное открытие ЮГК состоялось 29 мая 2018 г. в г. Баку.
Строительство завершающего сегмента ЮГК - МГП TAP - на данный момент продолжается.
На 16 мая 2019 г. газопровод был построен на 87%.
Начало коммерческих поставок азербайджанского газа в Европу по ЮГК ожидается в 2020 г., после ввода в эксплуатацию МГП TAP.
Трансанатолийский газопровод (МГП TANAP) протяженностью около 2 тыс. км - совместный проект Азербайджана и Турции, начинается на границе с Грузией и завершается на границе с Грецией.
Его продолжением является Трансадриатический газопровод (МГП TAP) на пути в Италию.
Природный газ в МГП TANAP будет поступать из МГП ЮКТ (Южно-Кавказский газопровод).
МГП ЮКТ (SCP) в настоящее время расширен.
Структура собственности МГП ЮКТ другая, нежели у МГП TANAP.
Проект МГП TANAP оценивался в 10 млрд долл. США, но стоимость удалось снизить до 7 млрд долл. США.
В декабре 2011 г. Азербайджан и Турция подписали меморандум о взаимопонимании (МоВ) по созданию консорциума по строительству МГП TANAP.
В июне 2012 г. было заключено межправительственное соглашение о МГП TANAP.
На 1 июля 2019 г. МГП TANAP полностью готов к поставкам азербайджанского газа в Европу.
На 1м этапе пропускная способность составит 16 млрд м3/год, из которых 6 млрд м3/год будут направлены на турецкий внутренний рынок, в то время как остальной объем природного газа пойдет на нужны других европейских стран.
На 2м этапе пропускную мощность планируют увеличить до 24 млрд м3/год.
По оценкам экспертов МГП TAP может обеспечивать поставки сетевого газа из Азербайджана в Европу на полную пропускную мощность в течение 25 лет.
ЕК освободила проект от регулируемых тарифов на начальном этапе для расширения потенциала.
МГП TAP (Trans Adriatic Pipeline) был выбран консорциумом Шах-Дениз в жесткой конкуренции с предлагаемым северным маршрутом (МГП Nabucco West) для транспортировки газа в Европу через западную границу Турции.
Система МГП TAP – TANAP соединит существующие и планируемые ГТС для транспортировки природного газа в Юго-Восточной Европе с ГТС в Западной Европе через Грецию, Албанию, Адриатическое море и Италию.
Таким образом, газопровод будет давать Европе доступ к основным запасам природного газа, расположенным в основном в Каспийском регионе.
Начальная пропускная мощность МГП TAP Ø 48 дюймов составит 10 млрд м3/год.
Протяженность 764 км на суше и 105 км – на шельфе.
Стоимость - 5,3 млрд долл. США.
По правилам (ЕС) № 994/2010 о мерах по обеспечению безопасности поставок газа морской участок Албания – Италия МГП TAP должен работать как в прямом, так и в реверсном режиме.
Это позволит региону подключиться к новым источникам газа, например, в Северной Африке, или СПГ-терминалам в Италии.
На 2м этапе планируется подключить страны Западных Балкан (Черногорию, Боснию и Герцеговину и Хорватию) через МГП IAP.
МГП TAP был выбран как проект общих интересов (PSI), и как таковой имеет поддержку Европейского Союза.
С 17 мая 2013 г., соответствующие регулирующие органы в Италии, Греции и Албании, а также Европейской комиссии официально одобрили заявку Трансадриатического трубопровода (TAP) для 3й стороны доступа (TPA) исключения для начальной емкости 10 млрд м3/год.
Это решение означает, что МГП TAP может предоставлять полную пропускную мощность для экспорта объемов газа из Азербайджана в Европу в течение 25 лет.
Кроме того, ЕК утвердила освобождение от регулируемых тарифов как для первоначального этапа, так и для этапа развития МГП, а также освобождение от разделения собственности на 25 лет.
Пропускная мощность реверса МГП TAP из Италии в Грецию регулируется.
Правила внутреннего рынка Европейского Союза обычно требуют доступ 3й стороны ко всей энергетической инфраструктуре, включая газопроводы.
Тем не менее, национальные регулирующие органы могут предоставлять исключения из этого правила в течение ограниченного периода времени, чтобы облегчить финансирование и строительство основных инфраструктурные проекты, такие как трансграничные трубопроводы (коннекторы).
При условии, что все условия были выполнены, Европейская комиссия может принять решение об освобождении TAP от определенных положений в своей нормативной базе.
МГП IAP (Ионический Адриатический газопровод) предполагает поставку газа в Западные Балканы.
Начало будет в г. Фиер, в Албании, затем через Черногорию и Боснию и Герцеговину в г. Сплит в Хорватии.
В г. Фиер МГП IAP будет связан с МГП TAP и считается частью МГП системы TANAP-TAP.
TAP AG подписал различные МоВ с разработчиками проекта IАП, в том числе Plinacro (Хорватия), BHGas (Босния и Герцеговина), а также с правительствами Черногории и Албании.
В г. Сплит МГП IAP будет соединен с существующей ГТС Хорватии.
Кроме того, он может быть соединен с другими объектами газовой инфраструктуры, в т.ч. СПГ-терминала Адриа в г. Крке.
Протяженность МГП IAP составит 516 км.
Это будет МГП с возможностью реверса, пропускная мощность - 5 млрд м3/год.
Срок ввода в эксплуатацию МГП IAP – 2020 г.
МГП Турецкий поток, который пройдет по дну Черного моря строит Россия.
Ввод в эксплуатацию 2-ниточного МГП Турецкий поток пропускной мощностью 15,75 млрд м3/год назначен на конец 2019 г.
Благодаря новому газопроводу, Турция сможет использовать 14 млрд м3/год для нужд внутреннего рынка.
Одновременно с этим остается неопределенной судьба МГП Трансбалканский газопровод, проходящему по всей Молдавии, Румынии и Болгарии, и по которому как минимум до конца 2019 г. транзитом по ГТС Украины будет поставляться российский сетевой газ.
МГП East-Med.
В настоящее время ни одна из стран региона не экспортирует природный газ.
Развитие добычи природного газа в регионе сталкивается с целым рядом проблем.
Требуются крупные инвестиции в инфраструктуру для транспортировки природного газа и переработки.
Установление экологических правил и правил техники безопасности может оказаться сложной задачей.
Дополнительно, чтобы экспортировать газ через новую инфраструктуру, потребуются согласования с властями региона.
В 2017 г. Кипр, Греция, Италия и Израиль подписали меморандум о взаимопонимании (МоВ) по поддержке строительства МГП East Med, который соединит новые месторождения в Восточном Средиземноморье с Европой.
Протяженность МГП East Med - около 2 тыс. км.
Стоимость - порядка 6 млрд евро.
Маршрут будет проходить через израильское месторождение Левиафан, кипрскую Афродиту и дойдет через Грецию в Италию.
Проектная мощность - 12-16 млрд м3/год газа.
Уже подготовлено ТЭО силами компании IGI Poseidon - СП на паритетной основе между DEPA и Edison SpA.
В мае 2017 г. страны говорили о том, что окончательное инвестиционное решение (ОИР) по проекту будет принято к 2020 г., а сам газопровод будет запущен к 2025 г.
Первоначальный проект МГП предусматривает строительство 1 участка Кипр - Израильские месторождения протяженностью 150 км, 2 участка Кипр - Крит протяженностью 633 км, а 3 участок Крит - материковая Греция - 405 км, итого 1,188 км.
Пропускная способность - 8 млрд м3/год.
Этот проект также является частью реализации стратегии энергетической безопасности ЕС.
Газопровод-интерконнектор Болгария и Румыния (IBR)
Болгария начала строительство газопровода присоединения с Румынией в августе 2011 г.
Общая стоимость проекта - 24 млн евро, 9 из которых - фонды ЕС, 11 – инвестиции Болгарии, 4 - румынский Трансгаз.
Протяженность IBR Джурдже - Русе составляет 25 км, в т.ч. 15,4 км в Болгарии и 2,1 км ниже Дуная.
Завершили проект Bulgartransgaz и румынский Transgaz в ноябре 2016 г.
Газопровод – интерконнектор Болгария и Турция (ITB)
Проект получил грант от Connecting Europe Facility ЕС, чтобы частично покрыть расходы, связанные с подготовкой ТЭО.
Проект с Турцией считался «ключом» к усилиям по диверсификации поставок энергоресурсов Болгарии в связи с тем, что турецкая ГТС имеет 6 точек входа для природного газа.
МГП ITB протяженностью 205 км, в т.ч. 75 км между компрессорной станцией (КС) Лозенец и болгаро-турецкой границей, турецкий участок около 130 км - от границы до ГТС Botas на участке МГП Onerler - Sarkoy, будет иметь пропускную способность 3 млрд м3/год на начальном этапе.
Диаметр трубы – Ø 28 дюймов (700 мм), рабочее давление 75 бар.
Строительство началось в 2016 г.
Газопровод- интерконнектор Болгария - Сербия (СРК)
МГП София-Димитровград (Сербия) - NIS (Сербия), соединит ГТС Болгарии и Сербии.
Цель состоит в том, чтобы обеспечить диверсификацию маршрутов.
Ожидается, что строительство газопровода обеспечит возможность доставки до 1,8 млрд м3/год природного газа в обоих направлениях, с возможностью дальнейшего увеличения объемов до 4,5 млрд м3/год.
Общая протяженность маршрута составляет 150 км, из которых около 50 км находятся на территории Болгарии.
Возможный диаметр трубы Ø 28 дюймов и рабочее давление 55 бар.
Болгария запустила FID проекта протяженностью 150 км и пропускной способностью 4,5 млрд м3/год.
Газопровод Болгария – Греция (IGB).
22 мая 2019 г. в с. Кирково Кырджалийской области на юге Болгарии началось строительство газопровода IGB, по которому газ поступит в Болгарию, а также Юго-Восточную Европу в объеме до 5 млрд м3/год.
Газопровод длиною 168,5 км соединит греческую ГТС в районе Комотини с болгарской ГТС в районе Стара-Загора.
ICGB - оператор проекта МГП IGB - получил освобождение от правил 3го энергопакета ЕС.
Благодаря IGB, Болгария также получит доступ к МГП TAP, что позволит в будущем транспортировать газ через Турцию и Грецию.
Газопровод Румыния - Венгрия
Помимо потока между Болгарией и Румынией, был заложен двухсторонний газопровод, соединяющий румынских и венгерских партнеров.
В данный момент эта нитка обеспечивает газом только Румынию.
Параллельно ведутся работы по строительству соединительной нитки с Сербией, что может открыть перспективы к импорту СПГ через терминал в Хорватии.
Румынская ГТС построена по принципу взаимосвязанной радиально-кольцевой системы с общей проектной мощностью около 30 млрд м3/год природного газа.Плавучие хранилища газа (FSRU)
Есть 2 проекта FSRU в Греции, которые должны быть расположены рядом с маршрутом проекта МГП TAP, греко-болгарского МГП IGB и существующего греко-турецкого МГП IGT в непосредственной близости от болгарского и турецкого рынка.
Греческая GASTRADE разрабатывает проект FSRU объемом хранения 170 тыс. м3, который будет пришвартован рядом с портом Александруполис, пропускной мощностью 6,1 млрд м3/год природного газа.
Ресурсной базой будет импорт из различных источников СПГ на основе долгосрочных и спотовых контрактов.
DEPA пытается реализовать проект FSRU объемом хранения 150,170 тыс. м3, который будет пришвартован рядом с портом Александруполис, пропускной мощностью до 5 млрд м3/год природного газа первоначальной стоимостью около 400 млн долл. США.
Оба проекта FSRU отмечены как проекты ЕС общего интереса и получили финансирование из Connecting Europe Facility.
В перспективе
По оценкам экспертов, в ближайшие годы мировой рынок экспорта СПГ вырастет с 322 млрд м3 до 450 млрд м3, при этом европейские потребности в природном газе в 2019-2020 гг. будут лишь увеличиваться.
Новая система трансфера СПГ и газопроводы смогут удовлетворить спрос на топливо во многих странах, но ввиду растущего запроса не обеспечат экономическую безопасность ЕС в случае внезапного прекращения поставок топлива.
На данный момент в Европе находится 22 терминала СПГ, еще 6 строятся, а 32 проекта находятся в стации проектирования или исследования, при этом система Вертикального коридора начнет эффективно работать только после реализации большинства проектов, как уже имеющихся в строительстве, так и тех, чья реализация осталась только на бумаге.
До момента запуска системы, ЕС продолжит зависеть от российской стороны.
Автор: О. Бахтина, Н. Жабин, С. Щербаков