USD 96.4172

0

EUR 104.8565

0

Brent 74.06

+1

Природный газ 2.332

+0.08

...

Российская нефть пойдет через проливы

Босфор (пролив длиной 31 километр, шириной от 600 до 1500 м, соединяющий Черное и Мраморное моря) и Дарданеллы (пролив, соединяющий Мраморное и Эгейское моря, длиной 60 и шириной от 1,3 до 7 км) являются, без сомнения, проливами с самым оживленным движением в мире: через них проходит в три раза больше грузов, чем через Суэцкий канал и в четыре раза больше, чем через Панамский канал.

Российская нефть пойдет через проливы

Босфор (пролив длиной 31 километр, шириной от 600 до 1500 м, соединяющий Черное и Мраморное моря) и Дарданеллы (пролив, соединяющий Мраморное и Эгейское моря, длиной 60 и шириной от 1,3 до 7 км) являются, без сомнения, проливами с самым оживленным движением в мире: через них проходит в три раза больше грузов, чем через Суэцкий канал и в четыре раза больше, чем через Панамский канал. Через эти проливы осуществляется доставка грузов в страны бассейна Черного моря: Болгарию, Румынию, Украину, Россию, Грузию. Ежегодно через них проходит до 50 тысяч торговых судов, и ежедневно - 15 нефтяных танкеров, два из которых - супертанкеры. Кроме того, ежедневно между двумя противоположными берегами Стамбула совершается от двух до двух с половиной тысяч рейсов грузовых судов, перевозящих самые различные товары, что в значительной степени повышает опасность столкновений в проливе.
С экономической и геополитической точек зрения, нефть оказывается самым важным перевозимым грузом, и нефтяные танкеры - основным фактором угрозы загрязнения окружающей среды. В марте 1994 года кипрский танкер ?Nasja? столкнулся в Босфоре с другим кораблем. В результате этого столкновения погибло 29 моряков. Но помимо этого имела место экологическая катастрофа, поскольку в воду вылилось 20 тысяч тонн сырой нефти.
В 1994 году правительство Турции приняло решение об односторонней денонсации договора от 1936 года, подписанного в Монтре, о свободной навигации в заливах. Были введены новые правила навигации, однако по причинам технического, организационного и финансового характера и политической целесообразности, эти нормы до сих пор не действуют в полном объеме. 25% грузов, проходящих через проливы - российского происхождения: из порта Новороссийск отбывают танкеры с российской, а также, частично, азербайджанской и казахской нефтью, предназначенной для европейских стран. Проблема обеспечения безопасности в проливах пересекается с проблемой недавно начатых и будущих поставок нефти из каспийского и среднеазиатского регионов. В соответствии с договоренностями, достигнутыми с Вашингтоном и Баку, Анкара заявила о готовности направить эти потоки через свою территорию до терминала Джейхан. Таким образом удастся избежать перегрузки проливов.
Этот проект пока остается лишь проектом, но в этом году начал действовать другой, альтернативный российско-казахский нефтепровод: Тенгиз-Новороссийск. А это означает, что нынешний ежегодный объем перевозок нефти (80 миллионов тонн) в ближайшие годы увеличится на 50%, что, естественно, приведет к увеличению числа проходящих через проливы танкеров и росту опасности загрязнения окружающей среды.
В связи с этим Анкара намерена наблюдать за проливом при помощи радарных установок и ввести в действие строгие нормы, предписанные в 1994 году. Это решение было принято лишь после открытия нефтепровода Тенгиз-Новороссийск. Но в 1999 году Анкара не проявила подобного усердия, когда начал действовать нефтепровод с азербайджанской нефтью Баку-Супса (Грузия). Эта нефть также транспортируется через проливы. Но ведь Азербайджан и Грузия, как известно, являются основными региональными партнерами Турции.
Этот все более интенсивный поток энергетического сырья выносит на повестку дня вопрос о том, к каким последствиям может привести террористический акт в отношении какого-либо танкера, проходящего эти 600 метров пролива Босфор, пролегающего через Стамбул с его 11-миллионным населением. Это далеко не праздный вопрос, принимая во внимание тот факт, что Турция может принять решение поддержать Соединенные Штаты, направив свои войска для участия в афганской антиталибской кампании, превратившись, таким образом, в реальную мишень.

Автор: Пьеро Синатти