Совместные российско-греческо-болгарские переговоры по вопросу строительства нефтепровода Бургас-Александрополис велись с перерывами, начиная с 1994 года, а реализация этого проекта по предварительным оценкам обойдется в 500-700 млн. долларов.
Греция и Болгария, наконец, достигли компромисса по проекту строительства. Из-за спора о долях проект откладывался в течение многих лет. Теперь Греция согласилась предоставить Болгарии 33,3% в проекте.
Стратегической задачей в области ТЭК для России является совместная с Евросоюзом энергетическая программа, которая, наконец, может осуществиться, тем более что Греция уже председательствует в Евросоюзе.
В декабре 2001 г. во время визита российского президента Путина в Грецию, он подписал с греческим президентом Стефанопулосом предварительное ТЭО на строительство Трансбалканского экспортного нефтепровода Бургас-Александрополис. Согласно проекту 285-километровый нефтепровод должен соединить порты Бургас в Болгарии и Александрополис на севере Греции, что позволит России экспортировать нефть через Черное море в порты Эгейского моря в обход турецкого пролива Босфор.
В строительстве будет принимать участие Балканский нефтяной консорциум. Эта организация, в состав которой входят "Роснефть", "Славнефть", "Транснефть", "Стройтрансгаз", "Орел-ойл", болгарские компании Bulgarian Petrol Holding Group и Ukos Petroleum Bulgaria, занимается продвижением российской нефти через Болгарию в другие балканские страны. Консорциуму тоже выгодно строительство нефтепровода Бургас-Александрополис, по которому российская, казахстанская и, возможно, азербайджанская нефть будет поставляться из Болгарии в Грецию.
Особенно выгоден проект для России и Казахстана, подписавших в 2001г. межправительственное соглашение о сотрудничестве в области транспортировки нефти сроком на 15 лет, в котором, в том числе, отражен вопрос функционирования нефтепровода Бургас-Александрополис.
Строительство нового нефтепровода необходимо, во-первых, в связи с возрастающими объемами нефтеперевозок по Черному морю. Разгрузить проливы поможет именно использование обходных нефтепроводов.
Во-вторых, в связи с тем, что Турция ужесточила требования к проходу танкерами в зоне Черноморских проливов, подняв плату за проход через Босфор и Дарданеллы. Кроме того, Турция имеет в запасе поддержанный правительством проект 140-километрового судоходного канала в европейской части страны, который должен связать Черное и Эгейское моря, хотя Турция не в состоянии реализовать этот проект, а мировое сообщество вряд ли согласится на закрытие проливной зоны в угоду сугубо Турции. Ведь помимо Казахстана и России, в проекте строительства нефтепровода Бургас-Александрополис принимают участие мощные транснациональные компании, которым тоже не нужен платный турецкий канал.
Автор: Нана Бендукидзе