USD 97.9559

0

EUR 104.2533

-0.6

Brent 72.41

+0.55

Природный газ 2.891

-0.02

...

Дан старт строительству нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан

Строительство нефтепровода начнется весной (до конца первого квартала) 2003г. и завершится к концу 2004г. Очередной раунд азербайджано-казахстанских переговоров по проекту нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан пройдет в феврале в Казахстане.

Дан старт строительству нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан

Строительство нефтепровода начнется весной (до конца первого квартала) 2003г. и завершится к концу 2004г. Очередной раунд азербайджано-казахстанских переговоров по проекту нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан пройдет в феврале в Казахстане.
В настоящее время стороны ведут подготовку проекта межправительственного соглашения о подключении казахстанских нефтяных операторов к финансированию строительства трубопровода БТД.
Основа для создания такой транспортной системы была заложена еще в 1998 году, когда президенты Грузии, Турции, Азербайджана и Казахстана подписали декларацию в поддержку проекта нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Затем Грузинская Международная Нефтяная Корпорация (GIOC), Госнефтекомпании Азербайджана ГНКАР, турецкая компания "BOTAS" и казахстанская - "Казтрансойл" подписали соглашение о создании альянса по развитию транспортной инфраструктуры.
Грузия с Азербайджаном уже давно полностью поддерживают планы США по транспортировке каспийской нефти в обход России. У этих стран нет необходимого количества нефти, поэтому они активно уговаривают Казахстан пустить нефть не через Россию, а через Грузию и Турцию. Казахстан поддерживает план диверсификации потоков экспорта своей нефти.
Первый раунд азербайджано-казахстанских переговоров прошел в конце 2002 года в Баку. Тогда представители правительства Казахстана заявляли о готовности предоставлять для экспорта через нефтепровод Баку-Джейхан 20 млн тонн нефти в год. Речь шла об ожидаемых запасах казахстанского месторождения "Кашаган" - крупнейшего в мире за последние десятилетия.
Ожидается, что на первой стадии проекта, к 2005 году, Казахстан будет предоставлять для транспортировки по нефтепроводу Баку-Джейхан 10 млн. тонн нефти. В дальнейшем объем казахстанской нефти может быть увеличен до 20 млн. тонн.
Проект Баку-Тбилиси-Джейхан предусматривает прокладку 1752-километровой магистрали стоимостью 2,95 млрд долларов, рассчитанной на ежегодную пропускную способность 50 млн тонн. По нему нефть из каспийского региона будет доставляться на западные рынки.
Строительством будут заниматься победившие на тендере американская компания "Петрофак" и французская "СПИ КАПАГ". Поставлять трубы для строительства нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан будет Японская компания Sumitomо Metals Industry . Первая партия труб в рамках проекта строительства нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан была доставлена в Баку 14 января.
Процесс реализации проекта строительства трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан - "прозрачный". Об этом говорит уже тот факт, что ряд крупных нефтяных компаний, в том числе и западных, рассматривают возможность своего участия в этом проекте. Ни одна финансовая структура не стала бы выделять кредиты под столь дорогостоящий проект. Схема финансирования "сделки века" предусматривает использование 30 % капитала акционеров (около 1 млрд долларов) и 70 % внешних кредитов (около 2 млрд долларов).











Автор: Владимир Черный