Латвийский нефтепорт Вентспилс пытается бороться с российской трубопроводной монополией "Транснефть". Дело в том, что ?Транснефть? держит нефтяной терминал в латвийском Вентспилсе в экономической блокаде уже второй месяц. Традиционно российский нефтеэкспорт через Вентспилс находился на уровне 15 млн. тонн в год. В последние месяцы прошлого года поставки нефти по трубе ?Транснефти? до Вентспилса значительно снизились, с января 2003 года совсем прекратились.
По заявлению вице-премьера правительства РФ Виктора Христенко, Россия не будет поставлять нефть через латвийский порт Вентспилс по меньшей мере до апреля нынешнего года.
Wall Street Journal и New York Times высказали предположение о том, что блокада была организован Транснефтью, чтобы обанкротить латышский порт и завладеть долей акций расположенного там нефтетерминала Ventspils Nafta .
Вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев подтвердил эту версию и обозначил параметры сделки, ради достижения которой российские нефтяники блокируют латышский порт. По словам С.Григорьева, блокада порта будет снята после того, как нынешние владельцы терминала Ventspils Nafta передадут свой пакет акций российской нефтяной компании в обмен на инвестицию в $143 млн., которая позволит расширить пропускную способность нефтепровода от российских месторождений до Вентспилса.
Правительству Латвии принадлежит в настоящее время 42,68% акций терминала. Из них 5% зарезервированы для латвийского инвестора и должны были быть проданы до конца 2002 г. Однако, эта сделка так и не была заключена.
Мэр Вентспилса Айварс Лембергс, являющийся крупным акционером Ventspils Nafta был, по словам Григорьева, согласен продать "Транснефти" пакет акций компании за $200 млн. Правда, если рассчитать капитализацию Ventspils Nafta по текущим котировкам на Рижской фондовой бирже, весь терминал целиком можно было бы купить всего за $111,6 млн. Российский монополист решил, что дешевле обанкротить латвийское предприятие, чем покупать его по такой цене.
Латвийский Вентспилс продолжает бороться с экономической блокадой, объявленной ?Транснефтью?. Нефть поступает в порт по железной дороге. К концу 2003 года Ventspils Nafta собирается увеличить мощности по приему нефтяных грузов в цистернах вдвое - до 13 млн. тонн. А к 2005 году мощности могут быть расширены до 25 млн. тонн. "Сейчас сырой нефти в цистернах Вентспилс может переработать около 350 000 тонн в месяц, а заявки российских нефтяников, как минимум, вдвое больше, - утверждает представитель Ventspils Nafta. - Так что мы просто обязаны развивать железнодорожную инфраструктуру, раз трубу нам закрыли. Нам надо как-то жить, а российским нефтяникам - как-то экспортировать свою продукцию".
Железная дорога выходит примерно втрое дороже трубы, но при столь высоких мировых ценах на нефть он все равно будет востребован.
Автор: Сергей Занин