Сейчас Россия делает ставку на реализацию такого крупного проекта, как строительство трубопровода через Китай, который планируется построить к 2005 г., что даст возможность экспортировать до 30 млн. тонн нефти ежегодно. Главной заинтересованной стороной в реализации строительства этого трубопровода является НК "ЮКОС". К началу августа - ЮКОС планировал завершить работу над ТЭО строительства нефтепровода, который должен доставить российскую нефть из Ангарска в китайский город Дацин, и также передать его в правительство. В то же время компания "Транснефть" намеревалась 1 августа представить к рассмотрению ТЭО проекта строительства нефтепровода из Ангарска в Находку. По мере приближения даты сдачи проект "Транснефти" выглядит экономически более привлекательным. Тем не менее, его основной проблемой по-прежнему, наряду с дороговизной, остается слабая обеспеченность запасами нефти, которые должны послужить источником снабжения нефтепровода сырьем на протяжении не менее 20 лет. Понимая, что в части экономики и темпов строительства проект Тихоокеанского трубопровода проигрывает китайскому, "Транснефть" сделала многое, чтобы его удешевить и сделать более привлекательным с экономической и политической точек зрения. Во-первых, авторам ТЭО удалось немного сократить протяженность трубопровода, который пройдет по маршруту Ангарск-Казачинское-Тында-Хабаровск-побережье Японского моря (в качестве одного из 9 возможных конечных пунктов рассматривается Находка). Теперь длина трубы составляет 3765 км. Ранее указывалась цифра более 4 тыс. км. Сокращения удалось добиться за счет спрямления участков будущей трассы, которая должна пройти вдоль БАМа. Соответственно снизилась и оценка общей стоимости трассы - до $3,6 млрд., хотя ожидать, что строительство трубопровода подобного масштаба уложится в такую сумму, довольно сложно.
, Проект Ангарск-Находка ориентирован на емкий рынок, то есть на все страны АТР и США. Рынок Азиатско-Тихоокеанского региона является наиболее емким и динамично развивающимся в мире. Нефтепровод Ангарск - Находка обеспечит наибольшие поступления в бюджет по сравнению с другими аналогичными проектами. Подтверждением этому является заявление японской стороны о готовности финансировать строительство нефтепровода до Находки. Проект трубопровода до Находки в первую очередь обеспечивает комплексное развитие Восточной Сибири и Дальневосточного региона, значительные дополнительные доходы бюджета, загрузку БАМа и решение социально-экономических проблем этих регионов. Кроме того, потребность рынка США в нефти оценивается в 1,15 в 2010 и 1,33 млрд. тонн и 2020 году. С учетом собственной добычи и импорта дополнительный потенциал рынка США оценивается в 166 млн. тонн в 2010 году и 286 млн. тонн в 2020 году.
Потребность рынка АТР в нефти оценивается в 1,1 млрд. тонн в 2010 году и 1,23 млрд. тонн в 2020 году, а с учетом собственной добычи и импорта дополнительный потенциал рынка АТР оценивается в 160 млн. тонн в 2010 году и 280 млн. тонн в 2020 году.
В этой связи доля нефти Восточной Сибири и Дальнего Востока в свободной нише рынков АТР и США составит 10-12%, и, следовательно, Россия не будет вступать в конкуренцию с другими поставщиками нефти в США и страны АТР, а проект Ангарск-Находка дает России существенные конкурентные преимущества.
,Нефтепровод Ангарск-Дацин направлен исключительно в Китай. При этом Китай не является надежным партнером и не соблюдает своих обязательств в долгосрочной перспективе. По проекту Ангарск-Дацин российская нефть будет продаваться на границе Китая по контрактным, а не рыночным ценам, а транзит проектом не предусматривается. Помимо этого, планируемое строительство нефтепровода из Казахстана на 20-30 млн. тонн нефти в год даст Китаю дополнительную возможность диктовать цены.
,В этих условиях Россия предложила проект строительства объединенного трубопровода из Ангарска до Находки с ответвлением в Китай. Стоимость этого трубопровода должна составить приблизительно $5,2 млрд. Китай не возражает против нового предложения России о продлении нефтепровода Ангарск - Дацин до российского порта Находка. Как говорят китайские чиновники, это произойдет в том случае, если Россия гарантирует прокачку нефти до китайского Дацина в ранее оговоренных объемах.
А вот Японию российский вариант скорее всего не устроит. Еще во время январской встречи российского президента Владимира Путина и японского премьер-министра Дзюнъитиро Коидзуми японская сторона выражала готовность заплатить за проект Ангарск-Находка больше - $6 млрд.
Таким образом, судьба главного нефтяного проекта (Ангарск ? Находка) между Японией и Россией пока остается неясной.
Япония не намерена отдавать первенство в импорте этого сырья. Дело в том, Япония говорила о намерении финансировать строительство нефтепровода из Ангарска в Находку, но без захода в Китай. Японское правительство проведет ближайшие две недели до заседания правительства в переговорах с премьер-министром Михаилом Касьяновым, а также профильными российскими министерствами и ведомствами. Самый важный для Японии момент - какому из трубопроводов будет отдан приоритет. Если Россия начнет в первую очередь строить нефтяной трубопровод в Китай, проект Ангарск-Находка может оказаться на грани срыва. Японии он будет просто невыгоден.
Автор: Юлия Качкина