При нынешних темпах роста добычи нефти необходимо строительство новых трубопроводов. На реализацию проектов такого уровня денег у государства нет, так что без привлечения частных инвесторов не обойтись.
При нынешних темпах роста добычи нефти необходимо строительство новых трубопроводов. На реализацию проектов такого уровня денег у государства нет, так что без привлечения частных инвесторов не обойтись.
Напомним, что в конце ноября 2002г. "ЛУКОЙЛ", "Сибнефть", ТНК" и "ЮКОС" подписали меморандум о своем участии в проекте строительства трубопровода Западная Сибирь ? Мурманск, но тогда глава федерального правительства "одернул олигархов", пояснив, что "трубопроводы в России останутся в собственности государства". Планировалось, что подготовка декларации о намерениях будет завершена в апреле 2003г. Разработка обоснования инвестиций, ТЭО строительства и рабочей документации будет вестись на протяжении 2003-2004гг. Строительство трубопровода запланировано на 2004-2007гг., ввод в действие - на 2007г. Предполагается, что объемы транспортировки нефти по нефтепроводу Западная Сибирь - Мурманск составят до 80 млн. тонн в год. По предварительным данным, общая стоимость проекта в зависимости от маршрута трубопровода составит от 3,4 до 4,5 млрд. долл.
До последнего момента шансы нефтяников отстоять этот проект в правительстве казались не слишком хорошими. Противилась его реализации "Транснефть", которая, во-первых, боится потерять монополию, а во-вторых, продвигает на Северо-Западе свою Балтийскую трубопроводную систему. Касьянова, как было сказано выше, также беспокоила перспектива утери контроля над экспортной трубой, хотя предположения о возможных проблемах при эксплуатации частных нефтепроводов абсолютно безосновательны: их нельзя увезти и даже нельзя закрыть по ряду технологических и юридических особенностей.
Теперь в позиции правительства по вопросу частных нефтепроводов произошел крутой поворот ? Михаил Касьянов, ранее категорически настаивавший на том, что экспортные трубопроводы могут быть только государственными, уже считает, что государству владеть всеми трубопроводами не обязательно. Главное, чтобы правительство могло контролировать их работу ? против чего нефтяники, по большому счету, не возражают.
Об этом шла речь 17 апреля на заседании правительства, и касалось это, прежде всего, проекта трубопровода из Западной Сибири в Мурманск.
В пользу Мурманского нефтяного проекта, который позволит нефтяникам выйти на американский рынок, высказались главы крупнейших нефтяных компаний, руководители Минэнерго, Минприроды и Минтранса России.
Было принято решение поручить Минэнерго, Минтрансу, Минэкономразвития и МПР совместно с АК "Транснефть" приступить к разработке ТЭО развития трубопроводной системы "северного экспорта нефти". Строительство будет проходить в 2 этапа ? сначала будет построен терминал, затем планируется построить трубопровод, который протянется из центральной России до терминала.
С окончательным решением надо подождать утверждения энергетической стратегии до 2020 года, которая уточнит прогноз добычи нефти.
Пресса о решении правительства говорит с осторожностью, ссылаясь на то, что относительно наличия нефти для загрузки нефтепровода полной ясности нет, и что после победы в Ираке российская нефть Америке может и не понадобиться.
Неясным остается, как будут взаимодействовать нефтяники, "Транснефть" и правительство при строительстве и эксплуатации трубопровода. И вообще, пока принято решение только по подготовке ТЭО нового экспортного маршрута, а появится он в итоге или нет ? еще вопрос.
Автор: Нана Бендукидзе