USD 73.4747

-0.28

EUR 89.4995

-0.17

BRENT 65.27

-0.77

AИ-92 44.31

+0.02

AИ-95 48.19

+0.02

AИ-98 53.68

0

ДТ 48.76

0

362

ТНК-BP спасает украинский трубопровод

Простаивающий уже два года трубопровод Одесса-Броды благодаря ТНК-BP, наконец, начнет функционировать. Так как заполнение нефтепровода российской нефтью в качестве технологической имеет смысл лишь при его использовании в сторону Одессы, теперь обсуждение вопроса о реверсивном использовании нефтепровода сдвинется с мертвой точки.

Простаивающий уже два года трубопровод Одесса-Броды благодаря ТНК-BP, наконец, начнет функционировать. Так как заполнение нефтепровода российской нефтью в качестве технологической имеет смысл лишь при его использовании в сторону Одессы, теперь обсуждение вопроса о реверсивном использовании нефтепровода сдвинется с мертвой точки.
Для российских нефтяников это означает возможность отправки дополнительных 9 млн. т на экспорт, что очень важно в условиях увеличивающихся объемов добычи. Укртранснафта распространила в пятницу данные о том, что если реверс будет запущен, то чистая прибыль компании только за первые три года составит $60 млн.
Ожесточенные споры о том, в каком направлении ? к Одессе или в Европу ? должна перекачиваться нефть по трубопроводу Одесса?Броды, начались сразу после окончания строительства нефтепровода в 2001 году. С момента завершения работ прошло уже почти два года, однако нефтепровод до сих пор простаивает. Договориться о поставках на выстроенный неподалеку от Одессы терминал ?Южный? достаточных количеств легкой каспийской нефти не удалось. Добываемой же Украиной нефти для нормальной работы трубопровода явно недостаточно.
Пустующая уже почти два года труба, строительство которой обошлось украинской казне и инвесторам в несколько сотен миллионов долларов, без нефти начала просто ржаветь. Однако на просьбу отреагировала лишь ТНК-BP, руководство которой в конце сентября объявило о готовности предоставить Укртранснафте до 450 тыс. тонн нефти. Причем нефть украинцы получат в кредит на три года на льготных условиях, процентная ставка по кредиту установлена значительно ниже среднерыночной.
В минувшую пятницу наблюдательный совет Укртранснафты одобрил получение в кредит технологической нефти сорта Urals от ТНК-ВР для заполнения трубопровода. Условия кредита Украину полностью устраивают. Савка назначена в размере 8% годовых, тогда как обычная ставка для кредитов в валюте у украинских банков составляет 12 - 24% годовых. Кредит дается сроком на 3 года, а общая сумма займа составляет $90 млн
Первая очередь нефтетранспортной системы Одесса - Броды была сдана в эксплуатацию в мае 2002 года. Ее пропускная способность - 9-14,5 млн тонн нефти в год с резервуарным парком 200 тыс. кубометров. Морской нефтяной терминал "Южный" способен принимать танкеры дедвейтом до 100 тыс. тонн. Предусматривается расширение мощности нефтепровода до 40-45 млн тонн в год с резервуарным парком 600 тыс. кубометров.
Изначально нефтепровод "Одесса-Броды" предполагалось использовать для транспортировки легкой каспийской нефти в Европу. Однако затем ряд российских нефтяных компаний обратился к главам правительств России и Украины с просьбой содействовать реверсному использованию нефтепровода для прокачки на экспорт 9 млн. тонн нефти в год. Правительство Украины отложило окончательное решение по вопросу определения варианта использования нефтепровода Одесса - Броды, решив привлечь на тендере независимого эксперта для оценки перспектив его реверсной работы для прокачки российской нефти в Одессу.
ТНК-BP, заполнив под благовидным предлогом трубопровод своей нефтью Urals, хотя бы на время перекрыла доступ в Европу каспийским сортам Azeri Light или Tengiz. Да и возможностей давления на украинцев после заполнения трубопровода стало больше. Долг немалый, надо отдавать да еще и проценты платить.
Пока МИД Украины выступает против реверсивного использования ?Одессы-Броды?. Заполнение нефтепровода российской нефтью может создать сложности в отношениях с Евросоюзом и практически прекратить дискуссии относительно использования нефтерповода Одесса?Броды европейскими странами.
Кабинет Министров Украины планирует в конце ноября-декабре рассмотреть вопрос об использовании простаивающего сейчас нефтепровода "Одесса-Броды", выбрав между вариантом транзита каспийской нефти в направлении Бродов и транзитом российской нефти в направлении Одессы.
Заполнение трубопровода технологической нефтью - только первый шаг для начала работы нефтепровода. Окончательное решение будет принято после изучения выводов консультантов. Но даже если оно будет положительным, то не избавит российских нефтяников от дефицита экспортных мощностей. При запланированном росте добычи на 15 - 20 млн. т уже в 2005 г. нефтяники столкнутся с необходимостью строительства новых терминалов.

Источник : Neftegaz.ru