USD 74.0448

-0.39

EUR 89.4461

-0.93

BRENT 63.91

+0.6

AИ-92 44.38

0

AИ-95 48.28

+0.01

AИ-98 53.72

0

ДТ 48.81

+0.03

289

Япония начинает охоту на российскую нефть

Японцы потратят $7 миллиардов за доступ к российской нефти

Япония самым активным образом заявляет, что готова не только профинансировать нефтепровод из Ангарска на Находку, но и потратить $2 млрд на доразведку российских месторождений в Восточной Сибири. Эта настойчивость японцев несколько мешает Москве выбрать точный маршрут экспорта нефти из Ангарска, т.к. у правительства России шли переговоры с Китаем по поводу того же трубопровода, связи с этим задерживается также решение правительства о строительстве Мурманской трубопроводной системы.

На специально созванном брифинге для иностранных журналистов Министр энергетики Игорь Юсуфов обрисовал экспортные приоритеты России: "Ресурсы Восточной Сибири сопоставимы с Западной Сибирью", - заявил министр и добавил, что "развитие этого региона возможно, только если мы осмысленно построим инфраструктуру рядом с ресурсами нефти и газа".


,Правительство уже более года серьезно занято дилеммой, куда поставлять нефть из Ангарска. В прошлом году российскому правительству было предложено два маршрута строительства нефтепровода из Восточной Сибири на Дальний Восток. Первый был предложен "ЮКОСом": он предполагает строительство трубопровода Ангарск - Дацин (Китай) стоимостью в $2,5 млрд мощностью 30 млн т нефти в год. Труба из Ангарска огибает Байкал с юга и идет на Дацин. При этом китайская China National Petroleum Corporation (CNPC) подтвердила "ЮКОСу" готовность закупать 20 млн т нефти в год. Второй вариант исходил от "Транснефти". Компания предложила построить нефтепровод от Ангарска до Находки мощностью 50 млн т нефти и экспортировать нефть в США и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Маршрут идет от Ангарска вдоль Байкала на север и, огибая озеро, вдоль границы с Китаем до океана. Этот проект оценивается в $5 млрд.
Последний вариант привлек внимание не только российских чиновников, которым пришлась по душе идея свободного экспорта из Находки в различных направлениях, но и японцев, которые были бы рады уменьшить свою зависимость от ближневосточной нефти. В мае российским правительством был даже утвержден рамочный объединенный маршрут трубопровода Ангарск-Находка с ответвлением на Дацин, но, какой участок пути строить первым, пока не решило. "Четкого, ясного понимания у правительства до сих пор нет", - признается Игорь Юсуфов. Однако определение маршрута - не единственная задача правительства. И дело здесь не только в трудном экологическом аспекте этих проектов. Оно должно также решить, какой из двух ?рукавов? - в Находку или в Китай - будет построен первым, поскольку Ангарск-Дацин рассчитан на экспорт 30 млн тонн нефти в год, Ангарск-Находка - на 50 млн, а такие объемы для экспорта взять пока неоткуда.
Не дождавшись от правительства России (в том числе в ходе недавнего визита Касьянова в Пекин) внятного решения о строительстве нефтепровода Ангарск-Дацин, Китай обратил взоры к другому выходцу из СССР - Казахстану. Правительство России в свое оправдание ссылается на формальный повод - заключение специалистов о недостаточной проработанности проекта в области экологии. И даже недавний визит премьер-министра РФ Михаила Касьянова в Китай не обнадежил восточных партнеров. В Пекине, судя по всему, поняли подоплеку. Возможно, именно после этой встречи китайцы стали искать других продавцов нефти. И вспомнили о Казахстане. Китай готов финансировать строительство нефтепровода из Казахстана начальной мощностью до 20 млн тонн в год. Как заявил управляющий директор казахстанской госкомпании Казмунайгаз Каиргельды Кабылдин, отвечающий в компании за транспортную инфраструктуру и сервисные проекты, строительство начнется уже в середине 2004 г.
"Принято совместное с китайской CNPC решение о начале строительства нефтепровода в середине 2004 г. с целью поставлять в Китай 20 млн тонн, а в перспективе - до 50 млн тонн в год, - сказал Кабылдин. - Китайская сторона предоставляет все необходимое финансирование". Причем, по словам К.Кабылдина, Китай готов полностью взять на себя финансирование проекта. Все будет зависеть от условий поставок нефти, добавил он.
Японцы тоже не сидят сложа руки. "Два месяца назад мы создали совместную российско-японскую энергетическую комиссию, и сейчас у меня есть официальное предложение от японского правительства об участии в проекте по всем аспектам", - говорит Игорь Юсуфов. По его словам, японцы готовы не только профинансировать строительство трубопровода стоимостью $5 млрд, но и выделить $2 млрд на доразведку месторождений Восточной Сибири, которые должны поставлять углеводородное сырье этому трубопроводу. В Минэнерго считают, что именно такая сумма необходима, чтобы вывести запасы Восточной Сибири на уровень Западной. "Сейчас мы ведем переговоры, на каких условиях можно принять такие инвестиции. Возможно, это будет российско-японское совместное предприятие, где Японию будет представлять Японская национальная нефтяная компания", - говорит министр.


,Точный срок решения вопроса по восточному экспорту пока не определен, поэтому нефтяники вряд ли скоро смогут получить ответ на вопрос, как Россия будет строить Мурманскую трубопроводную систему (МТС). "Без решения по восточному направлению не будет решения по Мурманску. Возможно, они последуют одновременно", - утверждает Игорь Юсуфов. По его словам, точно известно, что Россия увеличит мощность Балтийской трубопроводной системы и расширит Каспийский трубопроводный консорциум. Экспортные же возможности МТС (нефтяники предлагают перевозить по ней 150 млн тонн в год) будут зависеть от мощности восточного трубопровода.

В том или ином виде мурманский проект будет реализован, тем более что его строительство поддержали американские коллеги и, по словам Юсуфова, даже пообещали перестроить свои заводы на прием российской нефти. И находиться трубопровод будет в 100-процентной собственности "Транснефти". Впрочем, для лоббирующих этот трубопровод нефтяников вопрос собственности трубопровода вовсе не принципиален. "Нам важны тарифы и преимущество при транспортировке", - заявил "Финансовым Известиям" вице-президент "ЛУКОЙЛа" Леонид Федун. А развернут ли в пользу Японии трубу пока неясно, по крайней мере, министр никаких особо обнадеживающих комментариев не дал: ?Мы будем иметь в виду предложение Японии, если выберем маршрут на Находку?.



Источник : Neftegaz.ru