USD 97.9559

0

EUR 104.2533

-0.6

Brent 72.05

+0.19

Природный газ 2.899

-0.01

...

Диагноз ? транспортная немощность

Президент Транснефти предупреждает о недостатке нефтепроводных мощностей

Диагноз ? транспортная немощность

Семен Вайншток предупредил, что недостаток трубопроводных мощностей может
угрожать росту добычи нефти в России. Вероятно, столь жестким заявлением глава Транснефти хотел в первую очередь ускорить принятие решений о прокладке экспортных трубопроводов по новым маршрутам, существенно замедлившееся при новом правительстве.

? Экспорт нефти из России вот-вот достигнет потолка: сеть Транснефти уже загружена под завязку. Для вывоза всей избыточной нефти недостает мощностей, равных приблизительно 0,8 млн барр/сут. Этот дефицит можно ликвидировать только сооружением новых трубопроводов.

? Особенно тревожно прозвучали слова о том, что и для экспорта нефти другими, менее рентабельными видами транспорта, чем трубопроводный (а ими сейчас вывозится около 1 млн барр/сут),нефти может не хватить: внутренние магистральные трубопроводы перегружены, отчего западносибирская нефть не доходит до крупных железнодорожных развязок. По прогнозам Семена Вайнштока, в нынешнем году экспорт по сети Транснефти составит 4,0 млн барр/сут, тогда как добыча достигнет 9,2 млн барр/сут.

? Мощности Балтийской трубопроводной системы (БТС) увеличиваются не так быстро, как ожидалось: на уровень в 1 млн барр/сут она выйдет не к лету, а к концу года. Планам же Транснефти довести максимальную мощность БТС до 1,25 млн барр/сут препятствует то, что правительство никак не даст компании разрешения на строительство третьей очереди системы.

? Чтобы полностью устранить недостаток мощностей, нужно строить крупный экспортный трубопровод в новом направлении. Из того, что Семен Вайншток приветствовал решение ЮКОСа вывозить нефть в Китай по железной дороге, а не добиваться прокладки трубопровода до Дацина, можно сделать вывод, что глава Транснефти отдает предпочтение тихоокеанскому маршруту (до Находки). Этот
проект, согласно недавнему заявлению вице президента Транснефти Сергея Григорьева, будет стоить $12 млрд, а не $5 7 млрд, как предполагалось сначала.

? Семен Вайншток считает, что России следует стремиться к экспортной независимости, для чего ей нужно по возможности направлять нефть в обход транзитных стран, таких как Украина и Литва, которые облагают российских экспортеров слишком высокими тарифами ради развития собственной нефтяной отрасли. При недостатке трубопроводных мощностей, о котором говорит глава Транснефти, ограничить поставки через эти страны будет непросто.

В латвийский порт Вентспилс Транснефть едва ли возобновит поставки, прерванные еще в прошлом году: чтобы снабжать нефтью Вентспилс, компании нужно построить особый трубопровод из Западной Сибири, а это дорого - $2,6 млрд.




Автор: Сергей Занин