USD 96.1021

+0.03

EUR 105.4854

+0.38

Brent 73.68

-2.04

Природный газ 2.532

+0.05

...

Харцызский трубный завод увеличивает и сбавляет обороты

Руководство Харцызского трубного завода (Донецк, Украина) официально признало свою потерю статуса монопольного производителя труб большого диаметра (ТБД) на постсоветском пространстве и основного их поставщика на традиционные рынки.

Харцызский трубный завод увеличивает и сбавляет обороты

Руководство Харцызского трубного завода (Донецк, Украина) официально признало свою потерю статуса монопольного производителя труб большого диаметра (ТБД) на постсоветском пространстве и основного их поставщика на традиционные рынки. Об этом заявил генеральный директор предприятия Андрей Шишацкий, выступая в Москве на Саммите ?Металлургия СНГ?.
Основной причиной потери монопольного положения назван процесс модернизации и технического перевооружения российских трубных заводов и диверсификация украинцами рынков сбыта.
Мощности Харцызского завода позволяют ему выпускать до 1 млн. т труб в год. Показатели загрузки предприятия пока далеки от максимальных, хотя за несколько последних лет наметилась ежегодная тенденция к увеличению выпуска и отгрузки трубной продукции.
К примеру, по итогам 2005 года производство труб на предприятии выросло на 26,2% и составило 540 тысяч тонн ? это пиковый показатель за последние 10 лет. Кроме того, в июле 2005 г. был повторен и семилетний рекорд месячной отгрузки ? 64,5 тыс. тонн. В целом за период с 2002 по 2005 годы предприятие в 2,8 раза увеличило объемы реализации продукции.
Вместе с тем, обострение конкурентной борьбы и конъюнктура спроса обусловили другую заметную тенденцию ? доля ХТЗ на традиционных рынках стран постсоветского пространства и России, в первую очередь, неуклонно снижается.
Так, доля российского рынка в объеме продаж ХТЗ снизилась с 66% в 2003 году до 51% в 2005 г. Как следствие, на российском рынке потребления ТБД доля ХТЗ уменьшилась с 20% в 2003 г. до 17% в 2005 г.
Реакцией на нестабильную ситуацию на традиционных рынках стали усилия по расширение круга покупателей. В 2005 году продукция ХТЗ поставлялась уже в 20 стран мира.
Учитывая сложившиеся условия, при которых расширение поставок в Россию объективно не представляется возможным, руководство Харцызского трубного завода поставило задачу сохранения статус-кво.
К примеру, что касается России, в 2006 году ХТЗ хотел бы сохранить объем поставок ТБД на уровне прошлого года ? порядка 280 тыс. т. Однако, в связи с ростом российского рынка, доля украинского предприятия на российском рынке, по прогнозу Андрея Шишацкого, всё же будет сокращаться и составит уже около 15%.
Вместе с тем, надежды на стабильное сохранение ХТЗ достигнутых показателей в обозримом будущем вполне обоснованны и строятся на анализе общемировых тенденций развития топливно-энергетического комплекса.
Постепенная выработка ресурсов традиционных месторождений нефти и газа, а также геополитические факторы подталкивают производителей энергетических ресурсов одновременно к освоению новых площадок и новых рынков сбыта. Этот процесс невозможен без строительства магистральных нефте- и газопроводов, что вызывает всплеск спроса на трубы большого диаметра.
Суммарная протяженность строящихся трубопроводов и запланированных на 2004-2011 гг. составляет 134 тыс. км. По данным журнала ?Oil and Gas?, длина построенных в 2005 г. трубопроводов составит около 23 тыс. км ? это рекордный уровень за последние 10 лет. В 2006 году протяженность топливных магистралей может возрасти до 24 тыс. км.
Серьезную лепту в эти показатели вносит и Россия, которая приступает к осуществлению двух крупнейших магистральных проектов ? Северо-Европейского газопровода и нефтепровода Восточная Сибирь ? Тихий океан. И главным фактором конкурентной борьбы между отечественными и зарубежными трубниками непременно станет качество продукции ? в условиях ужесточения к нему требований стратегических потребителей ? ?Газпром? и ?Транснефть?.



Автор: Николай Жариков