Руководство Харцызского трубного завода (Донецк, Украина)
официально признало свою потерю статуса монопольного производителя
труб большого диаметра (ТБД) на постсоветском пространстве и
основного их поставщика на традиционные рынки. Об этом заявил
генеральный директор предприятия Андрей Шишацкий, выступая в Москве
на Саммите ?Металлургия СНГ?.
Основной причиной потери монопольного положения назван процесс
модернизации и технического перевооружения российских трубных
заводов и диверсификация украинцами рынков сбыта.
Мощности Харцызского завода позволяют ему выпускать до 1 млн. т
труб в год. Показатели загрузки предприятия пока далеки от
максимальных, хотя за несколько последних лет наметилась ежегодная
тенденция к увеличению выпуска и отгрузки трубной продукции.
К примеру, по итогам 2005 года производство труб на предприятии
выросло на 26,2% и составило 540 тысяч тонн ? это пиковый
показатель за последние 10 лет. Кроме того, в июле 2005 г. был
повторен и семилетний рекорд месячной отгрузки ? 64,5 тыс. тонн. В
целом за период с 2002 по 2005 годы предприятие в 2,8 раза
увеличило объемы реализации продукции.
Вместе с тем, обострение конкурентной борьбы и конъюнктура спроса
обусловили другую заметную тенденцию ? доля ХТЗ на традиционных
рынках стран постсоветского пространства и России, в первую
очередь, неуклонно снижается.
Так, доля российского рынка в объеме продаж ХТЗ снизилась с 66% в
2003 году до 51% в 2005 г. Как следствие, на российском рынке
потребления ТБД доля ХТЗ уменьшилась с 20% в 2003 г. до 17% в 2005
г.
Реакцией на нестабильную ситуацию на традиционных рынках стали
усилия по расширение круга покупателей. В 2005 году продукция ХТЗ
поставлялась уже в 20 стран мира.
Учитывая сложившиеся условия, при которых расширение поставок в
Россию объективно не представляется возможным, руководство
Харцызского трубного завода поставило задачу сохранения
статус-кво.
К примеру, что касается России, в 2006 году ХТЗ хотел бы сохранить
объем поставок ТБД на уровне прошлого года ? порядка 280 тыс. т.
Однако, в связи с ростом российского рынка, доля украинского
предприятия на российском рынке, по прогнозу Андрея Шишацкого, всё
же будет сокращаться и составит уже около 15%.
Вместе с тем, надежды на стабильное сохранение ХТЗ достигнутых
показателей в обозримом будущем вполне обоснованны и строятся на
анализе общемировых тенденций развития топливно-энергетического
комплекса.
Постепенная выработка ресурсов традиционных месторождений нефти и
газа, а также геополитические факторы подталкивают производителей
энергетических ресурсов одновременно к освоению новых площадок и
новых рынков сбыта. Этот процесс невозможен без строительства
магистральных нефте- и газопроводов, что вызывает всплеск спроса на
трубы большого диаметра.
Суммарная протяженность строящихся трубопроводов и запланированных
на 2004-2011 гг. составляет 134 тыс. км. По данным журнала ?Oil and
Gas?, длина построенных в 2005 г. трубопроводов составит около 23
тыс. км ? это рекордный уровень за последние 10 лет. В 2006 году
протяженность топливных магистралей может возрасти до 24 тыс.
км.
Серьезную лепту в эти показатели вносит и Россия, которая
приступает к осуществлению двух крупнейших магистральных проектов ?
Северо-Европейского газопровода и нефтепровода Восточная Сибирь ?
Тихий океан. И главным фактором конкурентной борьбы между
отечественными и зарубежными трубниками непременно станет качество
продукции ? в условиях ужесточения к нему требований стратегических
потребителей ? ?Газпром? и ?Транснефть?.
Автор: Николай Жариков