ВСТО: Локомотив нефтяной отрасли | Neftegaz.RU
...

ВСТО: Локомотив нефтяной отрасли

Фактором, сдерживающим расширение экспорта энергоносителей в Китай и другие страны АТР, является отсутствие эффективной системы транспорта нефти и газа, и, прежде всего, магистральных нефте- и газопроводов.

ВСТО: Локомотив нефтяной отрасли

Фактором, сдерживающим расширение экспорта энергоносителей в Китай и другие страны АТР, является отсутствие эффективной системы транспорта нефти и газа, и, прежде всего, магистральных нефте- и газопроводов.

Россия располагает развитой сетью нефте- и газопроводов в Западной Сибири и Европейской части, однако на востоке страны в настоящее время система магистральных нефтепроводов Транснефть заканчивается в районе Ангарска (Иркутская область), Единая Система газоснабжения Газпрома - в районе Проскоково (Кемеровская область).

В настоящий момент экспорт сырой нефти с о. Сахалин и его шельфа осуществляется в основном через порты Хабаровского и Приморского краев (Де Кастри, Находка), а также с производственно-добывающего комплекса Витязь в Охотском море.

Поставки нефти из Западной Сибири в Китай ведутся по железной дороге через Наушки и Забайкальск, а также транзитом через Казахстан по действующему нефтепроводу Омск - Павлодар - Атасу и далее по железной дороге до Алашанькоу, Душаньцзе.

С середины 2006 г транзитные поставки через Казахстан частично осуществляются по новому нефтепроводу Атасу - Алашанькоу.
Экспорт нефтепродуктов в Китай и другие страны АТР осуществляется в основном с Ангарского, Хабаровского и Комсомольского НПЗ железнодорожным транспортом и через порты Приморского и Хабаровского краев (Владивосток, Находка, Славянка, Ванино, Большой камень и др.).

Оптовые поставки сжиженных углеводородных газов (СУГ) потребителям в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке и на экспорт также осуществляются по железной дороге.


Для организации крупных поставок нефти и газа российским потребителям, а также экспорта в Китай и другие страны АТР в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке необходимо формирование системы сверхдальнего трубопроводного транспорта, строительство заводов по переработке и сжижению природного газа, создание инфраструктуры для отгрузки нефти, нефтепродуктов, СПГ и конденсата.


Важнейший нефтетранспортный проект: строящийся в настоящее время магистральный нефтепровод Восточная Сибирь - Тихий океан с отводом на Китай.

Проектная мощность нефтепровода - 80 млн т /год, в том числе первой очереди, завершение строительства которой намечено на 2008 год - 30 млн т/ год.

Строительство 1-й очереди ведется со стороны Тайшета и со стороны Сковородино.

Строительство 2-й очереди нефтепровода предполагает выход к российским портам на Тихом океане и сооружение отвода в Китай в районе Сковородино.


На протяжении многих десятилетий геологи искали обоснование тому, что Восточная Сибирь и Республика Саха (Якутия) очень богаты нефтью и газом.

Благодаря значительным объемам геологоразведочных работ, проведенных во 2-й половине, и особенно в 70-е и 80-е годы XX века, стало очевидно, что данный прогноз был правильным.


Трасса Восточного нефтепровода проходит по территории высокоперспективной для добычи нефти; находится в непосредственной близости от открытых месторождений, что делает регион в целом более привлекательным для инвестиций в геологоразведку и разработку месторождений нефти и газа, ускорит ввод в разработку отдельных открытых и прогнозируемых к открытию месторождений; резко снизит объем инвестиций, необходимых для создания транспортной инфраструктуры и уменьшит сроки окупаемости проектов; снизит затраты на транспортировку восточно-сибирской и якутской нефти до Сковородино.


На 1-м этапе для заполнения нефтепровода предполагаются значительные поставки нефти из Западной Сибири, в дальнейшем к системе должны быть подключены месторождения Восточной Сибири и Республики Саха.


Для формирования новых центров добычи нефти в указанных регионах необходимо:
обеспечить завершение оценки и разведки Юрубчено-Тохомского, Куюмбинского и Чаяндинского месторождений;
разработать программу лицензирования недр и лицензионные соглашения к ним, обеспечивающие ускоренную подготовку запасов и ввод в разработку прогнозируемых к открытию месторождений с доведением добычи нефти в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия) до 80 млн т/ год;
обеспечить ускоренное строительство подводящего нефтепровода ЮТЗ - Карабула - Пойма;
обосновать механизмы утилизации и направления транспорта попутного нефтяного газа, комплексном использовании компонентов свободного газа, вернуться к вопросу о строительстве в одних коридорах нефтепроводов, газопроводов и продуктопроводов, что удешевит проекты не менее чем на 10%.


В связи с тем, что подавляющее большинство месторождений углеводородов Восточной Сибири нефтегазовые, осваивать ресурсы нефти и газа целесообразно в рамках единой национальной Программы.
Оценки показывают, что при условии резкого расширения геологоразведочных работ, создания производственной и транспортной инфраструктуры добыча нефти в Восточной Сибири может быть доведена к 2020 г до 100-105 млн тн, к 2030 г - до 120-132 млн тн.

Создание новых районов добычи нефти и газа позволяет решить ряд крупнейших государственных проблем.
Во-первых, создание этих комплексов будет способствовать росту валового регионального продукта (ВРП) в регионе и росту ВВП в стране в целом. По оценке СО РАН после реализации Программы ВРП на душу населения вырастет с 3,5 тыс долл США на человека /год в 2005 г до 18,4 тыс долл США (в ценах 2005 г.) на человека /год в 2020 г и до 33,3 тыс долл США (в ценах 2005 г.) на человека /год в 2030 г.
Во-вторых, создание этих комплексов будет способствовать росту уровня и качества жизни населения в Восточной Сибири.
В-третьих, как показывает опыт формирования Западно-Сибирского нефтегазового комплекса, создание на юге Восточной Сибири нефтяной и газовой промышленности резко улучшит демографическую обстановку в регионе, повысит рождаемость и изменит направленность миграционных потоков. Согласно проведенным оценкам, уже к 2025-2030 гг. численность населения в регионе превысит уровень конца восьмидесятых годов XX века, когда он был максимальным. Это обеспечит решение в регионе еще одной важной задачи, поставленной Президентом России - улучшения демографической ситуации, за счет снижения смертности в результате повышения уровня и качества жизни, эффективной миграционной политики и повышения рождаемости.
В-четвертых, уникальные свойства восточносибирского газа и нефти позволят развернуть на юге Восточной Сибири крупнотоннажное, высокотехнологичное производство полимерных материалов, по использованию которых Россия далеко отстает от развитых стран мира, создать здесь центр по производству гелия мирового масштаба.
В-пятых, формирование Восточно-Сибирского нефтегазового комплекса позволит решить важнейшую для России геополитическую и экономическую задачу - выйти на Азиатско-Тихоокеанский энергетический рынок, начать крупномасштабный экспорт нефти и газа в Китай и другие страны АТР.


Таким образом, к 2010 г., с учетом прогноза добычи и переработки нефти в России с детализацией по макрорегионам, экспорта в западном направлении, поставок на НПЗ Восточной Сибири и Дальнего Востока, ежегодный экспорт сырой нефти из России в страны АТР может достичь 44 млн тн, в том числе из Западной Сибири - 20 млн тн, из Восточной Сибири и Республики Саха - 6 млн тн, с Сахалина - 18 млн тн.

Экспорт сырой нефти из России в Китай (включая транзит через Казахстан) возрастет с 8,5 млн тн в 2005 г. до 32 млн тн в 2010 г., свыше 80 млн тн - в 2020 г., 90 млн тн - в 2030 г.

К 2020 г общий объем экспорта российской нефти на восточном и юго-восточном направлениях составит около 135 млн т/ год, к 2030 г. - 140 млн т /год.

Автор: А. Конторович, А. Коржубаев, Институт нефтегазовой геологии и геофизики им А. Трофимука СибО РАН

Источник : Neftegaz.RU