В середине лета Европарламент подавляющим большинством принял резолюцию, призывающую Россию пустить газопровод Nord Stream по суше через страны Балтии, а не по дну моря. В случает отказа, евродепутаты пригрозили отказать проекту в кредитах.
Мне часто доводилось бывать в Европе, как по рабочей необходимости, так и при отсутствии оной. Вылизанные тротуары, прекрасная архитектура, древние мостовые десятков европейских столиц действительно представляют собой некий живой организм. Но только в эту свою крайнюю поездку я понял то, чего, наверное, не может, или не хочет признать сама Европа. Нет ничего страшнее, когда красивое, ухоженное, приятно пахнущее тело начинает страдать бессилием. Именно начало этого процесса сегодня вызывает у ЕС агонию, граничащую с истерией. Яркий пример тому – Европарламент. То они осуждают парад на Красной площади, то призывают Россию вернуть Японии «оккупированные территории» – Южнокурильские острова. А в момент моего приезда решали судьбу (!) Nord Stream.
Кто предложил эту тему на рассмотрение, думаю, гадать не приходится – само собой Литва и Польша. Петиция, которая была представлена в Европарламент была подписана аж 30 тысячами жителей двух стран(!), которые якобы обеспокоены экологическим состоянием Балтийского моря.
В здании Европарламента у меня возникло смутное чувство «де жавю». Поясню. В советские времена так называемая интеллигенция в избытке собиралась на кухнях и кухоньках для обсуждения самых, на их взгляд, острых вопросов внутренней и внешней политики государства. Спорили, краснели от своих смелых фраз и предложений, грозили… Ночью или под утро они расходились, а страна жила по своим, совсем им непонятным законам и принципам. Так и здесь. Здравому человеку понятно, что не толпа мелких и средних буржуа, собирающихся на очередной съезд руководит Европой, а совсем иная сила, составляющей которой служит и энергетика, и экономика. Чувствовал себя я как в театре… причем в театре юного зрителя. Мне не хватало только буклета творящегося миракля. В перерывах между дебатами в зале заседаний, наполненном десятками разных языков, диалектов и наречий, со всех углов доносились гневные и жалостные «Кремль», «Газпром», «Россия». Тела, закутанные в хорошо сшитые костюмы, нервничали. Это чувство достигло пика, когда вдруг во время голосования по резолюции сломался большой монитор с результатами. «Сделайте что- нибудь! Мы все хотим видеть, кто же выступил против!» — обиженно нудел с трибуны польский депутат и главный докладчик по Nord Stream председатель комитета по петициям Марцин Либицкий. Зал мгновенно превратился в ругающе-плачущую массу. Для 640 взрослых людей поломка монитора превратилась почти в апокалипсис.
Против петиции по Nord Stream, были 60 депутатов и еще 38 воздержались (в эти две группы в основном вошли представители Германии, Франции и Нидерландов, газовые компании которых сами участвуют в проекте). «За» изменение маршрута газопровода проголосовали 542. Обращение к Москве грозит снова отодвинуть начало строительства Nord Stream, теперь уже на неопределенный срок. Очень понятно стремление Польши – они хотят заполучить транзитные миллионы. Поведение Литвы, которая не выигрывает ни при каких обстоятельствах, уже привычно. Они строят государство под тенью придуманной внешней угрозы – России. И ругать Россию, мелко пакостить ей – это политика рассчитана больше на внутренний националистический электорат. Мои размышления прервал крик с трибуны, экс-президента Литвы Витаутас Ландсбергис.
На советский манер он грозно сотрясал воздух лозунгом: «Газпромизации Европы мы не допустим!» Однако поляки были более сдержаны и спокойно говорили об истинных целях творившегося в этих стенах. «Главное для Латвии, как и для всего Евросоюза, – теперь появляется возможность пошатнуть монополию Газпрома и снизить цены на газ, которые компания искусственно завышает», – без лишнего пафоса объяснил Марцин Либицкий.
Испугали ежа…
Эта веселая посиделка европарламентариев, возможно, и приведет к пересмотру сроков строительства газопровода (примерно на год). И то, если Россия даст согласие на новое тщательное изучение влияния Nord Stream на Балтийское море. Заказчиком таких исследований выступает Еврокомиссия. Однако надо смотреть правде в глаза.
Во-первых, решение Европарламента не несет какой- либо юридической нагрузки. А во-вторых, по самым скромным прогнозам, уже к 2015 году в Европе возникнет газовый дефицит. И только Россия будет решать, как и где ей строить газопровод. Это понимают и старейшие члены ЕС, которые (сложилось именно такое впечатление) со стороны с ухмылкой наблюдали за потугами молодых членов их союза.
Автор: Виктор Болтиков