USD 100.0348

+0.09

EUR 105.7338

+0.27

Brent 73.32

-0.09

Природный газ 2.956

-0.02

8 мин
...

«Колониальное» наследие Украины? О подземных хранилищах газа на территории страны

В период недавнего обострения украинско-российских отношений, определенный политиками как «Газовая война-2», Украина вела себя уверенно, можно даже сказать, нахально.

«Колониальное» наследие Украины? О подземных хранилищах газа на территории страны

Источник: И. Репин

В период недавнего обострения украинско-российских отношений, определенный политиками как «Газовая война-2», Украина вела себя уверенно, можно даже сказать, нахально.

Еще бы! «Нафтогаз Украины» в 2008 г. сумел якобы под самую завязку заполнить подземные хранилища газа (ПХГ).

По словам замруководителя компании И. Диденко, накоплено было 17 млрд м3 газа.

Подтвердил эти данные и 1й вице-премьер А. Турчинов, многолетняя правая рука Ю. Тимошенко, когда в пик кризиса на всю Европу заявил с телеэкрана: в резервах осталось еще 15 млрд м3 газа.

Ну а последнюю точку в этой победной реляции поставила, как и во всех украинских «победах» (над Россией, естественно) - прошлых и нынешних, премьер-министр. Она уверяла народ, что в ПХГ имеется достаточное количество газа, чтобы не торопиться в переговорах с Россией. Озвучила «цифру» в 17 млрд м3 газа и сказала, что до весны можно жить спокойно.

Украина, действительно, не спешила вступать в переговорный процесс, тянула волынку до тех пор, пока изначально сочувствовавшая ей Европа наконец не возопила от холода.

Все это дела уже прошедшие, но поскольку внутри страны газовая война между олигархическими кланами продолжается и нет никаких гарантий, что она опять не выплеснется наружу в виде очередного перекрытия «вентиля» на транзитном трубопроводе, есть, видимо, смысл внести ясность в вопрос об этих удивительных подземных кладовых, позволивших оранжевой верхушке откровенно разыгривать карту энергобезопасности Европы, шантажируя ЕС 5ю миллиардами евро, необходимых для поддержания в рабочем состоянии изношенной «трубы».

Сегодня мало кто помнит, что Украина не так давно была одним из главных газодобывающих регионов Советского Союза, удовлетворяя, кроме собственных потребностей в природном газе, потребителей России, Молдавии, Белоруссии, Латвии и Литвы.

Намного меньше российского топлива подавалось тогда из России и в Луганскую область, и в г. Мариуполь, которые получали газ из системы «Северный Кавказ - Центр» (функционировал и такой газопровод!).

Однако зимой на Украине все-таки ощущалась нехватка газа в крупных городах, в том числе даже в Киеве.

Совет Министров СССР Постановлением №719 от 8 июля 1959 г. определил важность подземного хранения газа для бесперебойного обеспечения промышленных центров Украины.

Было принято решение о создании крупных хранилищ в водоносных структурах - Олишевской и Краснопартизанской, и в мае 1964 г началась опытная закачка газа.

Эту дату можно считать началом подземного хранения газа.

Ныне украинская сеть ПХГ - одна из крупнейших в Европе (по активной емкости и суточной продуктивности занимает 2 место) и формируется из 4х комплексов (КПХГ): Западного (Прикарпатского), Киевского, Донецкого и Южного.

Западный КПХГ является наиболее сформированным, в него входят уникальное Бильче-Волицко-Угерское, Дашавское, Опарское и Богородчанское ПХГ.

Комплекс обеспечивает регулирование поставок прежде всего потребителям газопроводов «Союз», «Уренгой - Помары - Ужгород», «Ивацевичи - Долина», «Киев - запад Украины», «Ямбург - западная граница Украины», то есть играет роль главного регулятора транзита российского газа в страны Центральной и Западной Европы.

Киевский КПХГ обеспечивает надежность поставок через газопроводы «Шебелинка - Полтава - Киев», «Ефремовка - Диканька - Киев», «Киев - запад Украины» и «Киев - Брянск», «Тула - Шостка - Киев».

Южный КПХГ до сих пор в стадии создания, главное его назначение - поставки Приднепровью и Причерноморью, транзит газа в балканские страны.

Такое вот, вкратце, тяжелое наследие «колониального» прошлого досталось Украине от советской империи.

А если сюда приплюсовать еще и широкоразветвленную газотранспортную сеть (ГТС), справедливо причисленную сегодня к национальному достоянию, да добавить, скажем, Днепрогэс, тоже созданный трудом советского народа, и т.д., то становится понятно, почему во времена, подвергающиеся сегодня яростным нападкам национально-озабоченных галицийских патриотов, Украина входила в число экономически наиболее развитых стран мира.

Сейчас она отброшена далеко назад, на послевоенные позиции, и с экономикой в 50-60% от уровня 1990 г. Но и это, увы, не предел падения.

ПХГ выполняют на Украине 2 важные функции.

Во-первых, они регулируют транзитные потоки в ГТС, во-вторых, в холодные периоды обеспечивают бесперебойное снабжение газом отечественных потребителей.

На топливо из ПХГ, а не из «трубы», приходится около 40% украинского годового потребления.

Это самый высокий показатель во всей Европе. В России он составляет примерно 15%, в Германии - 20%, в Италии - 26%, во Франции - 29%.

Однако выбирать газ можно только до определенного предела.

Сегодня ПХГ способны отдать в сутки не более 350 млн м3/сутки газа, тогда как при низких температурах объемы потребления больше. Именно поэтому, например, в январе 2006 г. Нафтогазу пришлось добиваться согласия Газпрома на использование части транзитного европейского газа. Нынешней зимой Нафтогаз вынужден был попросить крупные предприятия если и не приостановить производство, то хотя бы максимально снизить потребление газа.

Нарастить суточный отбор из ПХГ вполне возможно, но для этого надо увеличить долю буферного газа в подземных кладовых. Больше всего для этого подходит Бильче-Волицкое ПХГ.

Это - настоящий гигант украинской инфраструктуры газохранения.

Его объем позволяет держать здесь 33,5 млрд м3 газа, половина которого должна быть буферной (выталкивающей частью), а половина может быть активной (выталкиваемой, используемой). Однако последний раз показателя более чем в 16 млрд м3 газа активные запасы Бильче-Волицкого ПХГ достигали в 1991-1992 гг. Затем они падали и к 2001 г. достигли катастрофической черты в 2,4 млрд м3. Правда, в 2004 г. запасы вернулись уже к более-менее приемлемым 10 млрд м3. О нынешних запасах ПХГ не сообщается, но, вполне вероятно, что необходимые 10 млрд м3 там таки имеются.

Если принять во внимание, что сегодня активный объем всех 13 подземных хранилищ Укртрансгаза равен примерно 32 млрд м3, то получается, что 50% запасов способно в себя вместить одно-единственное ПХГ. А если к бильче-волицким добавить еще мощности Угерского, Опарского, Дашавского и Богородчанского хранилищ, то становится очевидно, что в Западной Украине хранится до 70% отечественных запасов газа.

Львовтрансгазу, заметим, подчинены 4 из 5 западноукраинских ПХГ. Отсюда и польский гонор галицийских патриотов в противостоянии с Росией. А что еще кроме нацчванства имеется в наличии?

В 2006 г. сине-бело-оранжевое правительство В. Януковича усердно занималось ПХГ и наметило 3 ключевых момента.

Во-первых, к 2009 г. увеличить активный объем украинских ПХГ до 30 млрд м3.

Во-вторых, настаивало, что управлять ПХГ должна отдельная производственная структура.

Но следующие, уже чисто оранжевые, правительства об этих планах напрочь забыли.

Думается, вполне сознательно, ведь при нынешних векторах транзита российского и среднеазиатского газа львовский комплекс имеет наибольшее значение. Не зря Газпром неоднократно пытался выкупить его или взять в долгосрочную аренду. Ни то, ни другое не получилось.

Но именно «фактор ПХГ» дал возможность галицийским деятелям, - а в окружении нынешнего президента их подавляющее (!) большинство, - пребывать на аванпостах «героической» газовой войны, на кону которой, оказывается, стояла, ни больше, ни меньше, независимость страны. (От России, понятно! Америка здесь давно и единолично правит бал.)

Сейчас на Украине повсеместно переходят к жесткой экономии и потому считают, что мощностей ПХГ хватит для внутренних нужд, если, конечно, предварительно снизить энергоемкость в промышленности, которая выше, скажем, немецкой в 22 раза, да накопить на предприятиях достаточные запасы резервного топлива. Задача, в принципе, реальная, но сегодня не по плечу, то есть не по карману.

Но можно всласть помечтать! Чем страна и занимается 4 последних года, выискивая скрытые кем-то огромные украинские потенциалы, которые почему-то ну никто не смог отыскать за все 17 лет независимости.

Однако ищут, сотрясая воздух пустыми обещаниями светлой жизни в ЕС, куда прямиком ведет путь через НАТО. Короче, дурят народ.

Но всех-то вокруг пальца, то есть вокруг «трубы», не обведешь. Вот, к примеру, Киев сегодня ставит перед собой совершенно прагматичную цель: сделать свои ПХГ элементом европейской энергобезопасности. А соседи-поляки уже не первый год обивают пороги различных учреждений ЕС с идеей газового пакта, или, как его метко окрестили, «энергетического НАТО». Украина со своим уникальным подземным хозяйством тоже надеется стать одним из полноправных учредителей этого «альянса».

Не случайно президент Ющенко в период газовой войны снова заговорил об этой идее. Правда, с политическим подтекстом.

Но оставим кесарю кесарево, а слесарю слесарево в его потугах оттолкнуть страну подальше от России.

При этом кесарю-слесарю не мешало бы помнить, что ПХГ надо и газом наполнять, иначе цена им - евроцент в базарный день.

А где столько газа-то взять?

Грозно рекламирумый сейчас Америкой и Евросоюзом магистральный газопровод (МГП) Набукко при самом благоприятном раскладе вступит в строй лет эдак через 6-8. А до того времени никуда от Газпрома не деться. Ни Украине, ни Европе.

Практичные немцы это понимают, кажется, лучше всех европейских потребителей.

Да и болгары уже разобрались, что, к чему и почем «фунт» газового лиха. Одна Украина, как всегда, болтается между небом и землей со своей «особой» позицией, хотя от Набукко ей никакие выгоды не светят.

Да и на «вентиле» там будет сидеть Турция, униженная и оскорбленная Евросоюзом, никак не желающим принять ее в свои «цивилизованные» ряды, и с характером покруче украинского.

Запопрожцы ведь не случайно и свои широкие шаровары, и бравые «селедки» - чуприны на голове именно у турков переняли.

Впрочем, разговор о том, что на Украине собственно украинское, а что «импортное» и чего больше, - отдельный и очень интересный.

Но как бы там ни было с шароварами и чупринами в исторической ретроспективе, а во время острой газовой недостаточности именно ПХГ, заполненные в основным российским (!) топливом, и позволили Украине не ударить лицом в грязь на виду у всей Европы.

Да и Америки - тоже, что для власти гораздо важнее. Правда, сохранить это лицо в оранжевой чистоте вряд ли удалось бы долго: газа из хранилищ хватает лишь для отопления городов. И химическая промышленность Украины уже почти «легла». Ее заводам нужно 6,5 млрд м3/год газа. Если учесть еще металлургов с их громадными аппетитами в те же 6,5 млрд м3 и других промышленных гигантов, приостановивших свою производственную деятельность, то получится не очень радужная «картина маслом», то есть мазутом, на который рекомендовано переходить самым срочным образом.

А откуда ему появиться в нужных количествах?

Да и сам по себе тотальный «переход» технически просто невозможен.

Газом, как Тимошенко косой по Европам не крути, пользоваться ныне намного выгодней. Отсюда и ее вопли на Мюнхенском саммите по безопасности об «идиотской идее» вести трубопроводы в обход Украины (Северный и Южный потоки).

Короче, еще одна такая «победоносная» газовая война - и дефолт Украине обеспечен.

Если Газпром не поможет сохранить украинскую «незалежність», поддержав ее мощным долларовым кредитом.

А вдруг это чудо и вправду случится!?

Вопреки воле (если таковая имеется!) президента В. Ющенко со проамерикански воспитанные товарищи.

Что тогда, любопытно, запоют галицийские национал-патриоты по поводу очередной «москальской» экспансии? Этот стон у них песней назовется?



Автор: Владимир Полохало, Львов