19 ноября 2014 г на Совещании о долгосрочных программах развития ОАО «Объединённая авиастроительная корпорация» и ОАО «Объединённая судостроительная корпорация» Д.Медведев поведал:
Добрый день, коллеги!
Мы собрались рассмотреть долгосрочные программы развития 2х крупных акционерных обществ - Объединённой авиастроительной корпорации и Объединённой судостроительной корпорации.
В целом компании с государственным участием обеспечивают значительную часть объёма промышленного производства - не менее 1/3 - и 40 % внутренних затрат на научные исследования и разработки.
И в начале 2014 г, напомню, на заседании Правительства мы договорились уделить особое внимание целому ряду аспектов развития государственных компаний, в том числе корпоративному менеджменту, привлекаем для этого Экспертный совет при Правительстве, готовим сбалансированные ориентиры.
В общем, программы, которые должны быть подготовлены и приняты, являются теми ключевыми позициями, по которым будет оцениваться работа менеджмента.
Обе корпорации, и авиастроительная и судостроительная, создавались по вполне понятной причине - для того чтобы консолидировать разрозненные производства и предприятия после достаточно хаотичной работы этих компаний, этих структур в 1990е гг, для того чтобы объединить конструкторский и производственный потенциал отраслей и, конечно, по возможности сохранить кадровый костяк этих предприятий.
И, с другой стороны, обновить заводы, повысить конкурентоспособность самой продукции, то есть наших самолётов, судов и кораблей.
Ещё относительно недавно предприятия этих отраслей фактически выживали самостоятельно, и решения, которые принимались, не носили скоординированного характера.
Многие оставались на плаву только благодаря экспортным контрактам в рамках военно-технического сотрудничества.
Сегодня по линии гособоронзаказа направляются серьёзные средства на выпуск военной техники - здесь мы значительную поддержку всё равно сохраняем.
Мы также обеспечиваем загрузку предприятий, инвестируя деньги в их модернизацию.
Нужна, безусловно, большая экономическая устойчивость стратегических отраслей, и поэтому портфель заказов должен быть по возможности диверсифицирован.
Необходимо развивать и увеличивать линейку гражданской продукции, это очень важно даже при наличии значительного оборонного заказа.
Предприятия, которые занимаются строительством и проектированием судов, морской техники, интегрированы в рамках Объединённой судостроительной корпорации.
Мы сильно уступаем ведущим мировым производителям даже на нашем собственном рынке, не говоря уже о мировом рынке.
Рынок этот специфичный, трудный, ну и бизнес этот сам по себе трудный.
К 2030 г планируется увеличить производительность труда в судостроении более чем в 2 раза.
Необходимо довести долю экспорта по линии ВТС (военно-технического сотрудничества) с 10 до 25 %, а долю гражданской продукции увеличить до 22 %.
От работы и развития отрасли зависит благополучие конкретных регионов, в 1ю очередь приморских регионов, где расположены судостроительные заводы, - включая и наши новые территории, имею в виду Севастополь и Крым в целом.
Они требуют особого внимания.
Объединённая авиастроительная корпорация имеет цель создать к 2025 г 3й мировой центр авиастроения - по объёму производства самолётов (наряду с компаниями «Боинг» и «Эйрбас»), причём как в военном, так и гражданском сегменте.
Для достижения этой цели также предусмотрен целый ряд мероприятий, увеличение производительности труда практически в 7,5 раза к уровню 2012 г.
Важнейшая задача также заключается в наращивании выпуска конкурентоспособных гражданских самолётов, их доля в общем объёме производства должна быть увеличена с 30 до 50 %.
Нам нужно активно работать и на свой рынок, и осваивать зарубежные рынки, включая рынки Юго-Восточной Азии, куда сейчас устремлены взгляды значительной части стран и где мы пытаемся также осваиваться, принимаем участие в различного рода форумах, выходим на покупателей.
Но дело это непростое.
Нужно работать так, чтобы не было нареканий, чтобы наша продукция воспринималась как абсолютно конкурентоспособная по отношению к аналогам.