USD 65.9961

0

EUR 73.2227

0

BRENT 58.69

0

AИ-92 42.19

-0.01

AИ-95 45.96

-0.01

AИ-98 51.73

0

ДТ 45.8

-0.01

48

Участие государственных органов в привлечении инвестиций в экономику региона

Доклад Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа Филипенко А.В. на международном инвестиционном форуме ?Россия: нефть, энергия, прогресс?, 15 марта 2002 г. Ханты-Мансийск.

Доклад Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа Филипенко А.В. на международном инвестиционном форуме ?Россия: нефть, энергия, прогресс?, 15 марта 2002 г. Ханты-Мансийск.

Уважаемые дамы и господа!
Прежде всего, хочу еще раз поблагодарить всех участников за то, что вы нашли время посетить наш регион, за то, что второй день присутствуете на первом международном инвестиционном Форуме в Ханты-Мансийске, надеюсь, что такие встречи на Югорской земле будут в дальнейшем обычным явлением.
Безусловно, Ханты-Мансийский автономный округ - это регион с богатейшими запасами полезных ископаемых и природных ресурсов, мощным производственным потенциалом, промышленной инфраструктурой, регион, в котором благоприятная социально-политическая обстановка.
Основу экономики округа составляет промышленность, базирующаяся на эксплуатации месторождений нефти и имеющая сырьевую направленность. Округ является крупнейшим в России поставщиком сырой нефти на внутренний и внешний рынки и поэтому занимает исключительно важное место в экономике и энергетической безопасности России. Объем нефти, извлекаемой из недр Ханты-Мансийского автономного округа, составляет около 56% всей нефти, добываемой в Российской Федерации, и около 5,4% мировой добычи. Объем газа, добываемого в округе, составляет 3,7% всего газа, добываемого в стране.
Достаточно сказать, что по данным Госкомстата РФ Ханты-Мансийский автономный округ с 1996 года сохраняет один из самых высоких производственных и финансовых потенциалов и занимает лидирующие позиции среди регионов Российской Федерации, в том числе по:
? объемам промышленного производства - 1 место;
? объемам промышленной продукции на душу населения - 2 место после Ямало-Ненецкого автономного округа;
? добыче нефти -1 место;
? добыче газа - 3 место после Ямало-Ненецкого автономного округа и Оренбургской области:
? производству электроэнергии - 2 место после Иркутской области;
? инвестициям в основной капитал - 2 место после Москвы;
? поступлениям налогов в бюджетную систему РФ - 2 место после Москвы.
В 2001 году объем производства промышленной продукции по полному кругу предприятий автономного округа в действующих ценах составил 426,9 млрд. рублей, в 2001 году предприятиями автономного округа произведено 7,3 % от общего объема произведенной промышленной продукции РФ. По темпам развития промышленного производства автономный округ превосходит общероссийский показатель: промышленное производство в целом по России в 2001 году выросло на 4,9%, а в Ханты-Мансийском автономном округе - на 7,6%.
Несомненно, благоприятное развитие экономики в 2000-2001 годах России в целом и Ханты-Мансийского автономного округа в частности, позволило уверенно вслух говорить о возможности привлечения российских и зарубежных инвестиций. Стоит сказать, что в 2001 году доля инвестиций в экономику Ханты-Мансийского автономного округа в общем объеме инвестиций в Российской Федерации составила величину порядка 9,7%.

,По данным Тюменского областного комитета государственной статистики объем инвестиций в основной капитал по Ханты-Мансийскому автономному округу составил:
в 1999г- 42,2 млрд. рублей
в 2000г- 107,4 млрд. рублей
в 2001 г- (по предварительной оценке) 155,1 млрд. рублей
Главным источником инвестиций в основной капитал предприятий и организаций Ханты-Мансийского автономного округа, по-прежнему, являются их собственные средства. По предварительным итогам в 2001 году доля инвестиций за счёт собственных средств промышленных предприятий составила порядка 62% в общем объёме инвестиций в округе.

,По объёмам прямых иностранных инвестиций Ханты-Мансийский автономный округ входит в число двадцати лидирующих регионов Российской Федерации. Накопленный объём прямых иностранных инвестиций в регион за 1996-2001 год составил 201,9 млн. долл.
На конец 2001 года объём иностранных инвестиций в регион превысил уровень, достигнутый до кризиса 1998 года, на 88,5 %.
Хочется заметить, что для большинства регионов России такие показатели покажутся очень даже значительными, но мы считаем, что для дальнейшего динамичного развития Ханты-Мансийского автономного округа необходимо, и еще раз необходимо продолжать привлечение российских и зарубежных инвестиций.
Для создания благоприятного инвестиционного климата в регионе Правительство округа совместно с окружной Думой ведет работу по формированию нормативно-правовой базы инвестирования.
Основу законодательства Ханты-Мансийского автономного округа регулирующего инвестиционную деятельность составляют Законы:
? ?О поддержке инвестиционной деятельности органами государственной власти автономного округа на территории Ханты-Мансийского автономного округа?.
? ?О бюджете развития Ханты-Мансийского автономного округа?.
Первый Закон направлен на развитие инвестиционной деятельности на территории округа, на повышение заинтересованности предприятий в увеличении производства товаров и услуг, на активизацию привлечения и эффективного использования отечественных и иностранных материальных, финансовых ресурсов и передовых технологий.
В законе сформулированы приоритеты инвестиционной политики, перечислены отрасли, развитие которых для региона является стратегическим.
Приоритетными направлениями инвестиционной деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе являются: нефтехимическая промышленность, нефтеперерабатывающая промышленность, геология и разведка недр, горнодобывающая промышленность, деревообрабатывающая, рыбное хозяйство (улов), или рыбная промышленность (переработка), пищевая промышленность, промышленность строительных материалов, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт и связь, сельское хозяйство, торговля и общественное питание, непроизводственные виды бытового обслуживания населения, туризм, гостиничное хозяйство.
Поддержка инвестиционной деятельности органами государственной власти автономного округа осуществляется в следующих формах:
- предоставление инвестиционных кредитов за счет средств бюджета развития автономного округа;
- предоставление инвестиционного налогового кредита;
- предоставление объектов недвижимости, технических средств и иного имущества автономного округа для осуществления инвестиционной деятельности в соответствии с нормативными актами автономного округа;
- предоставление поручительств и гарантий Правительства автономного округа;
- погашение держателям инвестиционных проектов части процентов по инвестиционным банковским кредитам за счет средств бюджета округа;
-прямое инвестирование за счет средств бюджета округа.
По закону права субъектов инвестиционной деятельности определены в следующем:
? Все субъекты инвестиционной деятельности имеют равные права и условия на осуществление инвестиционной деятельности, на получение и свободное использование результатов инвестиционной деятельности.
? Равенство условий осуществления инвестиционной деятельности субъектам обеспечивается равенством прав доступа к информации, собственниками и распорядителями которой являются органы государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа, равенством прав участия в проводимых Правительством автономного округа или органами местного самоуправления конкурсах, тендерах, аукционах.
Кроме того, согласно Закона органы государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа гарантируют:
- соблюдение принципа равенства прав на осуществление инвестиционной деятельности;
- стабильность инвестиционной деятельности.
Закон ?О бюджете развития Ханты-Мансийского автономного округа? определяет правовые и организационные основы формирования и расходования средств бюджета округа, предназначенных для осуществления на конкурсной основе государственной поддержки субъектов инвестиционной деятельности, реализующих и финансирующих высокоэффективные инвестиционные проекты, либо путем непосредственного выделения им средств на условиях возвратности, платности и срочности.

,Средства Бюджета развития формируются:
- за счет внутренних и внешних заимствований Ханты-Мансийского автономного округа на инвестиционные цели;
- части доходов бюджета от использования и продажи имущества, находящегося в собственности автономного округа;
- доходов бюджета от использования и приватизации объектов собственности автономного округа, созданных в результате финансирования инвестиционных проектов за счет средств Бюджета развития;
- других источников, предусмотренных законодательством РФ и автономного округа.
Важнейшим условием успешной реализации инвестиционной политики Правительства автономного округа является переход финансирования инвестиционных программ и проектов за счет привлечения инвестиционных ресурсов извне, а не только за счет бюджета округа.
Принимая во внимание, что, ключевая проблема достижения экономического роста состоит в активизации инвестиционной деятельности, расширении капитальных вложений в производство - одним из ведущих направлений деятельности Правительства автономного округа стало активное содействие и участие в инвестиционном процессе.
Проводимая в округе инвестиционная политика направлена, в первую очередь, на создание диверсифицированной экономики Ханты-Мансийского автономного округа. Для решения этой задачи разрабатываются собственные комплексные меры по привлечению инвестиций в приоритетные отрасли экономики округа. Важное место при этом занимает государственная поддержка инвестиционной деятельности, содействие Правительства в привлечении внешних инвестиций на реализацию окружных инвестиционных программ и проектов и создании механизма работы с ними.
За период с 1993 по 1999 годы из инвестиционного фонда бюджета округа было выделено 38,9 млн. долларов США. Только за 2000-2001гг. из бюджета развития Ханты-Мансийского автономного округа на реализацию инвестиционных проектов было предоставлено на возвратной основе 5,5 млрд. рублей инвестиций.
В соответствии с целями, определенными концепцией социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа, Правительством автономного округа ежегодно формируется Адресная инвестиционная программа. Ее формирование осуществляется в соответствии с приоритетными направлениями инвестиционной деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе.
В соответствии со ст. 6 Окружного Закона ?О бюджете развития Ханты-Мансийского автономного округа?, одной из форм государственной поддержки держателей инвестиционных проектов, предусмотрено предоставление субвенций за счет средств Бюджета развития автономного округа.
Предоставление субвенций за счет средств Бюджета развития осуществляется путем компенсации держателю инвестиционного проекта процентов по банковскому кредиту, полученному в кредитной организации для реализации инвестиционного проекта.
Таким образом, проект реализуется Правительством Ханты-Мансийского автономного округа совместно с заинтересованным инвестором.
В целях взаимодействия Губернатора и Правительства Ханты-Мансийского автономного округа с кредитными организациями, действующими на территории Ханты-Мансийского автономного округа в решении задач социально-экономического развития региона, совместной реализации инвестиционных проектов, в 2001 году создан Консультативный Совет по вопросам финансово-кредитной политики при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа.

Автор: Александр Филипенко, Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа

Источник : Neftegaz.ru

Система Orphus