USD 75.1927

-0.27

EUR 80.5192

-0.09

Brent 77.61

+0.06

Природный газ 2.575

0

...

Новый шёлковый путь для российской нефти

Компания Лукойл уже достаточно давно загорелась идеей дооборудовать мурманский порт для дальнейшей транзитной транспортировки нефти на Запад. Не замерзающая акватория позволяет осуществлять загрузку танкеров водоизмещением 300 тыс.

Новый шёлковый путь для российской нефти

Компания Лукойл уже достаточно давно загорелась идеей дооборудовать мурманский порт для дальнейшей транзитной транспортировки нефти на Запад. Не замерзающая акватория позволяет осуществлять загрузку танкеров водоизмещением 300 тыс. тонн, что является оптимальной загрузкой для поставок на дальние расстояния. При этом расстояние от порта в два раза меньше, чем расстояние при поставках нефти в США из Персидского залива.
Для этого компании придётся предпринять ряд действий, таких как прокладка магистрального трубопровода от соответствующей развязки Транснефти в районе Ярославля до Мурманска и строительство глубоководного терминала мощностью 30-50 млн. тонн в год.
По планам пропускная способность этой системы должна составить 30 - 50 млн. тонн нефти в год. Создание этого экспортного направления позволит загружать танкеры дедвейтом более 2 млн. баррелей (сейчас это исключено) и отправлять их в США. Этот проект может составить альтернативу поставкам нефти через Новороссийск на уже перегруженный Босфор.
Возможно, в проекте примет участие еще одна крупная компания Юкос Интерес обусловлен тем, что Юкос уже начал экспорт нефти северными морями. С февраля этого года компания экспортирует через порт Витино (г. Кандалакша Мурманской обл.) примерно по 200 тыс. тонн нефти в месяц. В последние годы Юкос весьма активно пытается войти в большой нефтетранспортный бизнес. В частности, компания инициировала проект строительства нефтепровода в Китай (все компании, которые примут участие в этом проекте имеют право получить пропорциональную своим вложениям долю в поставках нефти). Кроме того, перспективны также проекты по поставке нефти через российский Приморск, по трубопроводам Дружба-Адрия (потенциал поставок нефти в Средиземноморский район составляет 15 млн. тонн) и Бургас-Александруполис, а также проект переноса "чеченской" трубы в сторону трубопровода Баку-Джейхан. В то же время Юкос негативно относится к проекту строительства нефтепровода в Находку, т.к. будет сложно обеспечить загрузку для его окупаемости.
Всерьез рассматривать мурманский проект можно будет только после проведения детальных расчетов и обоснований. Проект потребует больших затрат и в то же время ориентирован сугубо на американский рынок. Альтернативой проекту Лукойла может стать прокладка трубы в дальневосточном направлении, откуда можно отправлять суда в страны Азиатско-Тихоокеанского региона и в США.
Однако, строительство порта не начнется до тех пор, пока сама Транснефть не проложит путь на Мурманск. А она вряд ли пойдёт на это: во-первых, Транснефть лоббирует собственный проект трубопровода Ангарск - Находка, во-вторых - у нее есть собственный порт Приморск и она не заинтересована в том, чтобы нефть шла на Мурманск. Сами же компании за строительство такого нефтепровода не возьмутся хотя бы потому, что их не поддержит государство: слишком большое влияние приобретут нефтяники, если в их руках начнут сосредоточиваться стратегические транспортные магистрали.
Реализация данного проекта сможет не только обеспечить поставку российской нефти кратчайшим морским путем на западные рынки, но и полностью решит проблему дефицита экспортных мощностей для нефти, добываемой на севере Тимано-Печорской нефтегазоносной (ТПП) провинции и на шельфе Баренцева моря. Стоимость перевалки и фрахта может составить от $23- $27 за тонну.