USD 66.263

-0.52

EUR 73.4989

-0.48

BRENT 60.73

+0.42

AИ-92 42.26

+0.01

AИ-95 46.04

+0.02

AИ-98 51.73

-0.01

ДТ 45.96

+0.01

62

Находка пишем, Дацин в уме

Проект строительства нефтепровода "Ангарск-Находка" может быть реализован не раньше 2020 года

Проект строительства нефтепровода "Ангарск-Находка" может быть реализован не раньше 2020 года. Такое заявление сделал губернатор Иркутской во время поездки по Казачинско-Ленскому району Иркутской области. Борис Говорин отметил, что вопрос о сотрудничестве между Россией и Японией по части транспортировки нефти обсуждался на недавней встрече обеих премьеров двух стран (губернатор Иркутской области сопровождал главу правительства РФ Михаила Касьянова в поездке в Токио). Была достигнута договоренность, что конкретные предложения по строительству нефтепровода будут сформулированы, когда Япония четко обозначит объемы своего потребления нефти. Поэтому губернатор назвал строительство маршрута Ангарск?Находка "дальнесрочной перспективой", обозначив 2020 год как примерную дату запуска проекта.



, Борис Говорин также заявил, что два варианта маршрута нефтепровода из Ангарска ? в Находку и Дацин ? следует рассматривать как совершенно независимые друг от друга проекты. В отношении проекта Ангарск?Дацин, который раньше готовила НК ЮКОС, губернатор затруднился дать прогноз о возможности и сроках его реализации. Он отметил: "Сейчас ситуация вокруг ЮКОСа очень непростая, и до окончания выборов президента России и формирования нового правительства вряд ли решится вопрос по программе, предложенной этой компанией".

,Спор о том, куда вести трубопровод из Ангарска, ведется давно, но стоит надеяться на то, что здравый смысл восторжествует и первой будет построена китайская ветка. С дальневосточной, Ангарск-Находка, связано слишком много неизвестных: капитальные расходы, пропускная мощность, наличие нефти для ее загрузки. Построить же обе ветки в среднесрочной перспективе едва ли возможно, как по экономическим соображениям, так и по недостатку нефти, угроза которого станет весьма реальной, если мурманский трубопровод будет таки построен.

,Разрешение дилеммы Ангарск-Дацин/Ангарск-Находка по сути зависит от ответа на вопрос, что выгоднее России: дешевый китайский трубопровод, который будет поставлять нефть для одного потребителя, или более дорогой, ?времяемкий? трубопровод с терминалом на Японском море, откуда нефть можно возить и в Японию, и в Южную Корею, и, быть может, в Юго - Восточную Азию?

,Трубопровод Ангарск-Находка длиной 4 000 км и мощностью 1 млн. баррелей в сутки обошелся бы в $5 6 млрд. и не вступил бы в строй до 2008 года. Таким образом, он был бы построен слишком поздно, чтобы устранить среднесрочный дисбаланс между добычей нефти и мощностью по ее транспортировке. Строить же обе ветки, не нарастив заранее добычу в Восточной Сибири до уровня, обеспечивающего их полную загрузку, неразумно. Между тем на такой уровень восточносибирские месторождения выйдут не скоро, так как большая их часть еще не вступила в фазу промышленной разработки. Основные из них, такие как Верхнечонское (1 460 млн. баррелей), дадут первую нефть не ранее 2009 года, а лицензия на освоение другого крупного месторождения, Талаканского (912 млн. баррелей), отозванная у Саханефтегаза, пока не передана другой компании. Есть, правда, Юрубченское месторождение, осваиваемое Восточно?Сибирской нефтяной компанией (70,2%акций которой принадлежит ЮКОСу), но в 2005 году оно будет давать в сутки только 140 000 баррелей, а к 2008 - 260 000 баррелей.

Совсем недавно заговорили и о другой проблеме: японские НПЗ работают на высокосернистой ближневосточной нефти. Более легкая восточносибирская будет стоить дороже ее и сразу окажется в невыгодном положении.


,Далее, если считать, что строительство Ангарск-Находка обойдется в $5 млрд.(по самым оптимистичным прогнозам),то, тариф на этом маршруте должен будет составить $2,70 за баррель против $2,35 за баррель на китайской ветке. Если же построен будет и тот, и другой трубопровод, а нефти для заполнения обоих окажется недостаточно, то российским нефтяным компаниям придется платить почти $3,6 за каждый баррель, отгружаемый по находкинской ветке (исходя из допущения, что коэффициент ее загрузки составит 60%,то есть что в сутки она будет пропускать 0,6 млн. баррелей). Главным же преимуществом трубопровода Ангарск-Дацин является то, что он позволяет воспользоваться огромным размером китайского рынка и мощным потенциалом его роста.



,? Размер. К 2005 году Китай, как ожидается, станет вторым по величине потребителем нефти в мире, обойдя Японию, поглощающую сейчас 5,5 млн. баррелей в сутки. По данным British Petroleum, Советский Союз поставлял Китаю только 0,162 млн. баррелей в сутки, что удовлетворяло лишь 8% китайской потребности в импорте нефти. К 2005 году, если в строй вступит Ангарск-Дацин, эта доля может превысить 20%.
? Потенциал. Добыча нефти в Китае росла в 1988-2002 годах всего на 1,5% в год, тогда как потребление нефти увеличивалось ежегодно на 6%. Если ВВП страны будет увеличиваться на 6% год, а это минимальный прогноз, то потребление нефти должно повышаться на 3% в год. Иными словами, разрыв между спросом и предложением, составляющий уже сейчас 2 млн. баррелей в сутки, будет только увеличиваться.



,В среднесрочной перспективе Ангарск-Дацин - лучшее из восточных трубопроводных решений. Если выбран будет именно этот маршрут, то экспортные мощности Транснефти увеличатся на 0,4 млн. баррелей в сутки уже с 2006 года. По прогнозам, тариф составит $2,35 за баррель (без НДС): это выше, чем прогноз ЮКОСа - $1,48 за баррель, но несколько ниже, чем $2,46 за баррель, рассчитанные Cambridge Energy Research Associates (CERA).Эти расчеты строятся из следующих предположений: стоимость строительства 1 700 километрового российского участка трубопровода - $2 млрд.; ежегодные расходы на эксплуатацию и техническое обслуживание - $0,55 на баррель; внутренняя норма прибыли - 10%;срок эксплуатации трубопровода - 30 лет.

Автор: Татьяна Захарова

Источник : Neftegaz.ru

Система Orphus