USD 66.263

-0.52

EUR 73.4989

-0.48

BRENT 60.26

-0.05

AИ-92 42.26

+0.01

AИ-95 46.04

+0.02

AИ-98 51.73

-0.01

ДТ 45.96

+0.01

297

О формировании системы государственных требований, определяющих научно-технический уровень морской техники для российской Арктики

Сегодня наиболее актуальными задачами морской деятельности России в Арктике являются обеспечение эффективной эксплуатации Севморпути - превращение его в международную транспортную магистраль, а также эффективное и экологически безопасное освоение морских месторождений углеводородов в Арктике. Что может способствовать решению этих задач, и каким для этого должен быть научно-технический уровень морской арктической техники?

О формировании системы государственных требований, определяющих научно-технический уровень морской техники для российской Арктики О формировании системы государственных требований, определяющих научно-технический уровень морской техники для российской Арктики

Сегодня наиболее актуальными задачами морской деятельности России в Арктике являются обеспечение эффективной эксплуатации Севморпути - превращение его в международную транспортную магистраль, а также эффективное и экологически безопасное освоение морских месторождений углеводородов в Арктике.

Что может способствовать решению этих задач, и каким для этого должен быть научно-технический уровень морской арктической техники?

Особенности морской деятельности в Арктике (сложные природно-климатические условия и уязвимость экосистемы в сочетании с неразвитостью инфраструктуры) и особенности современного этапа создания морской техники для российской Арктики (недостаточная изученность внешних условий и недостаточность отечественного опыта разработки при отсутствии зарубежных аналогов) определяют необходимость формирования опережающего научно-технического задела, обеспечивающего скоординированное создание морской техники и развитие системы мер государственного регулирования морской деятельности в Арктике.

Возможный транзитный грузопоток по до 2020-2025 г. - 50 млн. т/год (до 20% от объемов перевозок через Суэцкий канал).

Протяженность Севморпути - 7200 милль

Севморпуть - морской транзитный путь «Европа-Азия» - обладает возможным транзитным грузопотоком до 2020-2025 г.

В 50 млн. т/год (до 20% от объемов перевозок через Суэцкий канал).

Для этого необходимо разработать новые технологии ледовой проводки крупнотоннажных арктических судов; разработать регламенты осуществления ледокольной поддержки транспортных судов на трассах Севморпути в зависимости от времени года, размерений и ледовых качеств судов.

Кроме того, необходимо обеспечить продленную (в перспективе - круглогодичную) навигацию, а также обеспечить среднюю скорость движения за ледоколом ок. 9 уз (до 15 сут. ледовой проводки).

Задача интенсификации развития Севморпути (а уже в ближайшей перспективе, кроме решения внутренних задач - вывоз углеводородов с морских и береговых месторождений и обеспечение «северного завоза», представляется реальным «оттянуть» до 20% объема транзитных перевозок «Европа-Азия», осуществляемых через Суэцкий канал) требует не только создания крупнотоннажных транспортных судов высоких ледовых категорий и соответствующего количества линейных ледоколов, но и обоснованной регламентации условий ледового плавания.

При этом с целью повышения эффективности, надежности и безопасности ледовых проводок крупнотоннажных (ширококорпусных) судов разрабатываются и новые технологии их осуществления: например, Крыловским центром предложен инновационный проект многокорпусного ледокола, обоснованный результатами модельных испытаний.

Задача развития нефтегазодобычи на Арктическом шельфе - особенно с переходом из Баренцева и Печорского морей в тяжелые ледовые условия Карского моря и дальше на восток - связана с разработкой новых технологий (включая подводно-подледные) и регламентов, обеспечивающих минимизацию любых рисков.

Ведь даже в традиционных районах морской нефтегазодобычи, характеризующихся относительно простыми условиями и развитой инфраструктурой, последствия аварий - катастрофичны! Пример (и далеко не единственный) - Мексиканский залив. Наш пример - катастрофа буровой платформы «Кольская» при буксировке в Охотском море.

Поэтому в качестве основных целей создания научно-технического задела, обеспечивающего развитие морской деятельности в Арктике, приняты: безопасность морской деятельности (новые подходы к обеспечению безопасности судов и морских сооружений, в том числе в сложных природных условиях Арктики, - основа расширения объемов морской деятельности), экологическая безопасность (новые экологические стандарты, в том числе применительно к условиям уникальной экосистемы Арктики, - залог благополучия будущих поколений) и минимизация стоимости жизненного цикла объектов арктической морской техники, являющаяся интегрирующей и по отношению к двум выше названным целям.

Достижение каждой из обозначенных целей требует решения ряда научно-технических задач, группируемых по отдельным «техническим» направлениям.

В качестве примера может быть рассмотрена задача снижения шумового загрязнения арктических акваторий. В практической плоскости - задача для России относительно новая, но значение ее решения возрастает с ростом интенсивности морской деятельности в Арктике. Поэтому уже сейчас нами развертываются соответствующие НИОКР, основой которых являются, с одной стороны, опыт решения задач в области снижения подводного шума объектов военно-морской техники, с другой, ориентация на действующие зарубежные и международные регламенты в области шумового загрязнения от гражданских судов (начато сотрудничество с Норвежским Веритасом - классификационным обществом, наиболее «продвинутым» сегодня в данных вопросах).

С целью обеспечения непрерывности работ по созданию НТЗ по тем или иным технологическим направлениям развития морской техники разработан соответствующий индикатив и устанавливаются значения основных индикаторов на конкретные временные периоды. Здесь в качестве примера приведен индикатив по цели «Экология», включающий и направление снижения шумового загрязнения. При этом, если, учитывая имеющее сегодня место наше отставание от мирового уровня по отдельным показателям, значения индикаторов на краткосрочную перспективу определяются с учетом действующих международных требований, то на средне- и долгосрочную перспективу - с ориентацией на превышение этих показателей, исходя из особенностей экосистемы российской Арктики.

Создание НТЗ по основным технологическим направлениям, обеспечивающим достижение поставленных целей, обеспечит возможность формирования системы мер государственного регулирования морской деятельности в российской Арктике (нормы и требования, стандарты, регламенты и пр.), ограничивающих присутствие зарубежных компаний, не обладающих соответствующими технологиями. Такой алгоритм соответствует распространенной практике регулирования национальных рынков стран-членов ВТО и призван обеспечить защиту национальных интересов России, развивающей морскую деятельность в Арктике.

Автор: Андрей Дутов, генеральный директор ФГУП «Крыловский государственный научный центр»

Источник : Neftegaz.RU

Система Orphus