USD 88.1324

0

EUR 96.7517

0

Brent 78.19

-0.13

Природный газ 3.088

-0.24

...

Хождение за три ЕВРО

Новый 2008 год заставит как производителей, так и потребителей топлива привыкать к новым стандартам качества. Так, с 1 января 2008 г. стандарт «Евро-3» станет обязательным для всей автомобильной техники.

Хождение за три ЕВРО

Новый 2008 год заставит как производителей, так и потребителей топлива привыкать к новым стандартам качества. Так, с 1 января 2008 г. стандарт «Евро-3» станет обязательным для всей автомобильной техники. С 2010 г. будет введена норма «Евро-4», а на «Евро-5» Россия должна перейти в 2012-2014 гг. Но смогут ли наши НПЗ обеспечить внутренний рынок или мощнейшей энергетической державе придется закупать топливо в других странах?


Галопом за Европой

Напомним, что Евро-3 - экологический стандарт, регулирующий содержание вредных веществ в выхлопных газах транспортных средств с дизельными и бензиновыми двигателями, который был введен в Евросоюзе в 1999 и заменен стандартом Евро-4 в 2005. По словам экспертов, Евро-3 - это снижение уровня «грязных» выбросов по сравнению с Евро-2 на 20 процентов. В Евро-3 нормируются такие показатели, как окись углерода (СО), оксид азота, углеводороды, которые способствуют канцерогенности. Для дизельных двигателей - это твердые частицы, которые образуются в топливе и вызывают раковые заболевания. Кстати, именно поэтому в наших крупных городах несравнимо большее количество раковых больных, чем в Европе.
Сегодня почти все европейские страны собираются переходить с Евро-4 на Евро-5. Россия только собирается переходить на Евро-3. Причем, по словам экспертов, переход этот происходит в спешке и без доскональной проработки технических и экономических вопросов. Механизм перехода на Евро-3 в нашей стране обсуждался аж с 2000 года. Администрации Москвы и Питера, даже пытались ввести эти нормы, но несовершенство законодательной базы, а также отсутствие отлаженной системы контроля и большое количество контрафактного топлива помешали это сделать в полной мере. Есть предположение, что с этими же проблемами придется столкнуться в 2008 году всей России.
Есть и еще одна проблема, с которой, по мнению экспертов, стоит считаться. Согласно намеченной программе, все НПЗ максимум за 3 года должны перейти на выпуск Евро-3, то есть к 2011 году. А ведь уже в 2010 - страна должна перейти на Евро-4! Отметим, что для перехода придется модернизировать почти 60% всех НПЗ России, причем уже под выпуск топлива 4 европейского стандарта. На модернизацию одного отдельно взятого завода надо потратить десятки миллиардов рублей. К примеру, общая стоимость Нижнекамского химического комплекса (Татарстан) оценивается в 130 млрд. рублей. А это, заметим, далеко не самый большой завод в стране. Те, кто не успеют в намеченный срок перейти на выпуск такого топлива, будут облагаться огромным налогом и рано или поздно покинут рынок. Выходит, что через 3 года в России останутся в основном НПЗ только крупных компаний - Роснефть, Лукойл, Сургутнефтегаз и другие их уровня. И конкуренция, причем предельно жесткая, развернется между ними. Но и на этом проблемы не заканчиваются. Дело в том, что даже сегодня автопарк в стране растёт быстрее, нежели наши нефтеперерабатывающие заводы увеличивают выпуск топлива. Чтобы обеспечить страну третьим Евро, НПЗ, по мнению аналитиков, должны будут увеличить объем выпускаемой продукции соответствующего стандарта на 50-57%.

Евро-3 может принести социальную нестабильность?
По оценкам аналитиков и участников рынка, потребление качественного бензина в России ежегодно растет всего на 3 - 5%. Если, несмотря на пессимистические прогнозы экспертов, российским компаниям все же удастся довести выпуск топлива до названных объемов, то при отсутствии государственного регулирования ценовой политики топлива сразу встанет вопрос о повышении стоимости. Ведь надо будет покрывать расходы, связанные с модернизацией НПЗ. Стремительный рост цен на нефтепродукты на внутреннем рынке отмечался еще с апреля 2007 года. Если рост цен на российских АЗС будет продолжаться столь же стремительно, то года через два¬ литр качественного бензина может достигнуть отметки в 40 - 50 рублей. Соответственно упадет и спрос на дорогое горючее. То есть количество выпускаемой НПЗ продукции превысит спрос на внутреннем рынке. С одной стороны, нефтяным корпорациям это даже на руку: излишки можно будет продать за рубежом за более высокую цену. С другой стороны, подобная политика таит в себе социальную опасность.
Однако выход из этой ситуации есть. По мнению отраслевых экспертов, нефтяные компании, которые успели переоборудовать заводы или планируют в ближайшее время это сделать, наращивают свое присутствие на рынке АЗС, то есть развивают и увеличивают собственные розничные сети заправок внутри страны и за ее пределами для продаж высокооктанового бензина. Это позволит компаниям быстрее возместить расходы, связанные с модернизацией и соответственно напрямую скажется на стабилизации цен.


Долго запрягаем, зато едем быстро

- Само собой в России ничего не делается, - рассказали нашим корреспондентам инициаторы законопроекта по переходу на Евро-3, - этот законопроект просто необходим, иначе в России еще лет сто будут ездить и производить устаревшее топливо. В нашей стране всегда много тех, кто вечно против или недоволен чем-то. Принимать их мнение в серьез не стоит. Помните, когда президент поставил задачу перестать сжигать попутный газ, сколько сразу было жалоб, заявлений о невозможности сделать это в короткие сроки? Однако ж справились. То же будет и с топливом. Нужно лишь волевое решение и жесткий контроль…
По мнению аналитиков, Россия и так слишком долго готовилась к этому шагу, и увеличивать время перехода для НПЗ на новые стандарты - значит тормозить развитие химпрома России. Мы долго запрягали и теперь просто обязаны быстро поехать.
Успех же такой «поездки» будет зависеть от стратегии, которую выберет наша нефтяная промышленность. Если все будет развиваться по плану законодателей, то уже к 2009 году более 80% НПЗ перейдут на новый вид стандартов топлива. Будут увеличены к этому сроку и объемы выпуска качественного топлива. Если это в действительности произойдет, то в России не будет дефицита Евро-3, и нашей стране не придется пополнять запасы бензина за счет экспорта. Цены же должны стабилизироваться уже к середине 2008 года. Но пока это все на бумаге. Как все пройдет на самом деле, мы узнаем уже в Новом году.