USD 104.2361

-1.95

EUR 110.2041

-1.82

Brent 72.33

-0.25

Природный газ 3.065

+0.01

6 мин
...

Глубина переработки нефти в России, Европе и США

Чтобы повысить глубину переработки нефти на 1-2 %, в РФ нужно ежегодно вводить в эксплуатацию 10ки новых установок.

Глубина переработки нефти в России, Европе и США

Источник: ГПН

Глубина переработки нефти в России составляет 74%, в Европе - 85%, в США - 96%.

С чем это связано, и какие шаги делаются для исправления ситуации?

России от СССР достались 26 морально и физически стареющих нефтеперерабатывающих завода (НПЗ).

Из них 8 было пущено в эксплуатацию до 2й мировой войны, 5 - построены до 1950 г, 9 - до 1960 г.

Таким образом, 23 из 26 НПЗ эксплуатируются более 40-70 лет.

Практически все новые заводы, построенные СССР в 1970 - 1980 гг располагались в союзных республиках.

За 1966-1991 гг в СССР было построено 7 новых НПЗ, из них 6 - не в РСФСР (в г. Лисичанске на Украине, г. Мозыре в Беларуси, г. Мажейкяе в Литве, г. Чарджоу в Туркменистане, гг. Чимкенте и Павлодаре Казахстане).

Единственным новым нефтеперерабатывающим предприятием, построенным после 1966 г на территории РСФСР, стал Ачинский НПЗ, введенный в эксплуатацию в 1982 г.

Кроме того, в 1979 г была организована переработка нефти в г Нижнекамске (Нижнекамскнефтехим) для обеспечения потребности в сырье нефтехимического производства.

Таким образом, глубина переработки нефти на российских НПЗ к началу 1990х гг составляла 64%.

РФ на 80% досталось изношенное морально отсталое оборудование.

Глубина переработки нефти в 1999 г составила в среднем по России 67,4%, и только на Омском НПЗ она достигла 81,5%, приблизившись к западноевропейским стандартам.

В последующие годы в нефтепереработке наметилась обнадеживающая тенденция.

За период 2002-2007 гг наблюдался устойчивый рост объемов переработки нефти со среднегодовым приростом порядка 3% в 2002-2004 гг и 5,5% в 2005-2007 гг.

Средняя загрузка действующих НПЗ по первичной переработке в 2005 г составила 80%, объем переработки увеличился со 179 в 2000 г до 220 млн т в 2006 г.

На ряде НПЗ было проведено строительство комплексов глубокой переработки нефти:

  • в 2004 г вступил в строй комплекс гидрокрекинга вакуумного газойля на Пермском НПЗ (ЛУКОЙЛ),
  • в 2005 г. - установка каталитического риформинга мощностью 600 тыс т / год на Ярославнефтеоргсинтезе (Славнефть),
  • комплекс мягкого гидрокрекинга вакуумного газойля и каталитического крекинга на Рязанском НПЗ (ТНК-BP),
  • в конце октября 2010 г Татнефть - установка первичной переработки нефти мощностью 7 млн т / год - часть строящегося в г Нижнекамске комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов ТАНЕКО,
  • в конце 2010 г Нижегородский НПЗ начал выпуск автомобильного бензина стандарта Евро-4.

Программа модернизации нефтеперерабатывающих заводов на 2011 г была полностью выполнена нефтяными компаниями.

Роснефть реконструировала 5 установок по вторичной переработке нефти: 1 установка гидрокрекинга, 1 установка гидроочистки дизельного топлива на Куйбышевском НПЗ и 3 установки каталитического риформинга на Куйбышевском, Сызранском и Комсомольском НПЗ. Кроме того, раньше срока в 2011 г введена в эксплуатацию установка изомеризации на НПЗ Славнефть-ЯНОС мощностью 718 тыс т / год.

В результате к 2013 г в России действовало 50 заводов, включая 23 крупных НПЗ в структуре ВИНК, 8 независимых НПЗ с объемом переработки более 1 млн т / год, а также 15 заводов с объемом переработки менее 1 млн т / год.

Объем переработки в 2013 г достиг 275,2 млн т со средневзвешенным уровнем загрузки по России 92,9% и глубиной переработки - 72%.

В 2015 г в России было введено в эксплуатацию 11 установок вторичной переработки нефти.

В 2015 г общий объем переработки нефти составил 282,4 млн т. Глубина переработки составила 74,2%.

1. При общем объеме выпуска нефтепродуктов в 220-280 млн т, для того, чтобы повысить глубину переработки нефти на 1-2 %, нужно вводить в эксплуатацию по всей стране 10ки новых установок/год.

Ежегодные расходы нефтяных компаний на модернизацию, реконструкцию и строительство новых НПЗ составляют млрд долл США.

Так, в 2006 г инвестиции в переработку составили 40 млрд рублей, что на 12% больше, чем в 2005 г.

В 2008-2010 гг в модернизацию НПЗ нефтяными компаниями было инвестировано 177 млрд рублей.

За этот период было построено 6 новых и реконструировано 10 действующих установок по производству качественных моторных топлив на нефтеперерабатывающих заводах вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК).

За период 2005 - 2013 г капитальные вложения ключевых ВИНК выросли более чем в 6 раз - с 1,4 млрд до 10 млрд долл США.

2. Заводы не появятся в мгновение ока - реальная жизнь это не компьютерная стратежка, где здание вырастает само собой из-под земли.

Только на разработку проекта модернизации НПЗ порой уходят годы.

Само строительство/модернизация завода также занимает несколько лет.. Причем зачастую разработка проекта ведется в одних условиях, а его реализация - совсем в других.

Простой пример: комплекс глубокой переработки вакуумного газойля Волгоградского НПЗ.

Комплекс включает одну из самых мощных в мире установок мягкого гидрокрекинга мощностью 3,5 млн т / год, а также установки по производству серы и водорода.

Ввод комплекса в строй позволит увеличить производство дизельного топлива класса 5 на 1,8 млн т / год, компонентов автомобильного бензина - на 600 тыс т / год и сжиженных газов - на 100 тыс т/ год.

Проект реализовывался в период февраль 2013 г- 31 мая 2016 г.

Как видим, проект разрабатывался при высоких ценах на нефть, а реализовывать его пришлось во время экономического (падение цен на нефть) + политического (санкции запада) кризиса.

Модернизация Киришского НПЗ велась в 2005 - 2013 г. Этот проект тоже пережил кризис 2008-2009 г.

В 2016 г:

Куйбышевский НПЗ, дочка Роснефти, ввело в эксплуатацию комплекс каталитического крекинга, предназначенный для получения компонентов высокооктановых бензинов и дизельного топлива путем переработки вакуумного газойля.

Это позволит КНПЗ увеличить выход светлых нефтепродуктов на 2,5%, а также глубину переработки нефти.

Мощность установки - 1,15 млн т/год по сырью. Пуск комплекса каталитического крекинга позволяет производить дополнительные объемы моторного топлива, соответствующих высшему экологическому стандарту Евро-5.На установке получена 1я партия продукта - стабильный бензин - с октановым числом 92-93 пункта, что на 6-7 пунктов превышает характеристики бензина с прежних установок каталитического крекинга. Выход бензина на новой установке также выше в 2 раза.

Впервые в России на НПЗ ТАНЕКО полностью прекращен выпуск мазута и создано безмазутное производство.

Для ТАНЕКО - это масштабное достижение, которое состоялось в рамках комплексного опробования установки замедленного коксования. Ее стабильная работа позволила выйти на 0 мазута и увеличить глубину переработки нефти до 95 %, выход светлых нефтепродуктов - до 85,8 %.

Пуск установки замедленного коксования мощностью по сырью 2 млн т/год является одним из ключевых проектов Татнефти по развитию нефтепереработки. В роли генерального проектировщика объекта выступила компания Лукойл-Нижегородниинефтепроект.

Сызранский НПЗ (СНПЗ) в рамках реализации инвестпрограммы завершил масштабную реконструкцию установки каталитического риформинга.

Установка производительностью 600 тыс т/год - основная мощность СНПЗ по выпуску компонентов высокооктанового бензина стандарта Евро-5.

На Хабаровском НПЗ введена в промышленную эксплуатацию установка висбрекинга, которая предназначена для снижения вязкости тяжелых нефтяных остатков товарного мазута. Проектная производительность блока висбрекинга 750 тыс т/год.

31 мая в г Волгограде состоялся запуск комплекса глубокой переработки нефти, построенном на НПЗ Лукойл-Волгограднефтепереработка. Стоимость проекта - 2,2 млрд долл США.

Мощность крупнейшего в России комплекса глубокой переработки вакуумного газойля составляет 3,5 млн т/год. Он был построен в рекордно короткие сроки - за 3 года. В состав комплекса также вошли установки по производству водорода и элементарной серы, объекты заводского хозяйства.

Реализация проекта позволит увеличить на 1,8 млн т/год производство дизельного топлива класса ЕВРО-5, на 0,6 млн т/год компонентов автомобильного бензина и 0,1 млн т/год сжиженных газов.

Выпускаемая продукция будет востребована, прежде всего, в южных регионах России.

Ввод в строй установок мощностью в млн тонн позволяет увеличить глубину переработки на 2-3%. Понятно, что для увеличения глубины переработки на 1-2% в масштабах РФ нужно ежегодно строить 10ки таких установок, каждая из которых стоит многие млрд долл США.