Вполне возможно, мы стоим на пороге интересных событий на бензиновом рынке США, что отразится на фьючерсном контракте на бензин, торгуемом на New York Mercantile Exchange (NYMEX). Как некоторые помнят, прошлым летом в США и Европе был бензиновый кризис. В Европе шли демонстрации возмущенного народа, протестующие перекрывали дороги во Франции и Бельгии не хуже, чем российские шахтеры в былые времена.
В европейском и американском бензиновом кризисах была одна общая причина ? высокая цена на сырую нефть. Далее детали существенно разнятся. ОПЕК справедливо отвечала протестующим европейским автолюбителям, что ее часть вины за высокие цены на бензин в Европе очень небольшая ? главной составляющей являются налоги.
В США социализма существенно меньше, чем в Европе, поэтому доля налогов в цене бензина не столь высока, и сама розничная цена топлива соответственно ниже. Главной бедой в США стало введение в силу с апреля 2000 года новых стандартов экологической чистоты бензина в крупных городах и густонаселенных территориях. Агентство по Защите Окружающей Среды США (EPA) установило, что надлежит продавать на бензоколонках соответствующих территорий только бензин с так называемой измененной формулой (reformulated grade) ? RFG. Всего RFG-бензин составляет сейчас около 40% общего потребления бензина в США. Для перевода нефтеперерабатывающих заводов на производство RFG требовались существенные средства, время и технологии. Многие решили пока с этим сортом не связываться. Ситуация осложнялась также тем, что компания Unocal стала визжать и заявлять иски в суды, что ей принадлежит исключительный патент на RFG, и все другие нефтепереработчики, такие как Tosco, Sunoco и т. п., должны платить Unocal?у за каждый галлон произведенного RFG. Конечно, такая юридическая неопределенность никому энтузиазма не прибавляла.
Закономерным итогом всего вышесказанного стал резкий рост цены бензина относительно цены нефти ? компании, заблаговременно переведшие свои заводы на производство RFG, были вознаграждены сторицей.
Один фьючерсный контракт на бензин имеет объем 42 тысячи американских галлонов (тысяча нефтяных баррелей) и его цена котируется в долларах за галлон. Так, цена в $0.90 за галлон бензина означает $37.80 за баррель. Таким образом, разница цены барреля нефти и бензина представляет собой доходность нефтепереработки ? так называемый крек-спред. Когда эта разница превысила исторически невиданную величину в $10 за баррель и продолжала расти, пошли просьбы о спасении несчастных автолюбителей путем временного освобождения некоторых территорий от RFG. Но EPA повело себя в типично американском стиле, заявив, что те компании, которые добросовестно подготовились к введению RFG, должны получить свое справедливое вознаграждение, а другим компаниям высокая доходность будет стимулом к переориентации производственных мощностей на производство RFG. Пик кризиса 2000 года был летом, в так называемый сезон вождения, начинающийся в конце мая, и заканчивающийся в августе. Кризис возник именно летом, потому что, во-первых, абсолютное потребление бензина летом больше само по себе, а, во-вторых, состав ?летнего? и ?зимнего? бензина несколько разный ? летний делать сложнее и дороже. С прошлого года ситуация не изменилась, а даже ухудшилась. Добавилась два новых отрицательных фактора. Некоторые нефтепереработчики в прошлом году пренебрегли профилактическими ремонтными работами, а в этом году от них уже никак не уйти. Кроме того, в состав RFG входят компоненты, получаемые из природного газа, а с газом сейчас куда более напряженная ситуация, чем в прошлом году. На данной ситуации можно заработать. Для этого стоит рассмотреть возможность продажи осеннего бензинового крек-спреда, так как до осени острота кризиса, по-видимому, спадет.
FIBO Group