USD 74.4373

+0.96

EUR 90.3743

+0.87

BRENT 64.43

-0.13

AИ-92 44.33

+0.02

AИ-95 48.21

+0.02

AИ-98 53.7

+0.02

ДТ 48.77

+0.01

243

Российские нефтяники снова критикуют Минфин за увеличение налоговой нагрузки

Крупнейшие российские нефтяные компании ЛУКОЙЛ , ЮКОС , Сибнефть и ТНК выступили с совместным заявлением, в котором подвергли критике инициативы Министерства финансов в области налогообложения, ведущие, по их мнению, к увеличению налоговой нагрузки на нефтяную отрасль.

Крупнейшие российские нефтяные компании ЛУКОЙЛ , ЮКОС , Сибнефть и ТНК выступили с совместным заявлением, в котором подвергли критике инициативы Министерства финансов в области налогообложения, ведущие, по их мнению, к увеличению налоговой нагрузки на нефтяную отрасль. Ранее Минфин РФ распространил заявление, в котором говорилось, что налоговые инициативы не ведут к увеличению налогового бремени на нефтяной сектор, а вводят принцип снижения налоговой нагрузки при низких ценах на нефть и разумного повышения - при высоких ценах. В заявлении компаний говорится, что Минфин декларирует снижение налогового бремени за счет отмены налога на реализацию горюче-смазочных материалов.
"Однако, Минфин забывает упомянуть, что одновременно с заменой этого налога произошло повышение акциза на нефть (до 74 с 55 рублей за тонну), повышение акцизов на бензин (до 1.575 рублей за тонну средневзвешенной ставки акциза с 513,5 рубля за тонну), введены акцизы на дизельное топливо в размере 550 рублей за тонну и акциз на моторное масло в размере 1.500 рублей за тонну," - говорится в заявлении компаний.
По мнению нефтяных компаний, вопреки декларируемому уменьшению на 3% налогов с выручки от реализации товаров реально эти налоги с учетом повышения на 5% ставки налога на прибыль и снижения ставки налога на пользователей автодорог сокращены только на 1,5%. "Отмена, в соответствии с планами правительства, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акцизов замещается одновременным введением налога на добычу полезных ископаемых, превышающего по объему нынешние налоговые выплаты", - считают компании.
Бюджет 2001 года на одну тонну добытой нефти суммарно по трем налогам (акциз, плата за недра и отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы в части перечислений в бюджет) определяет налоговую ставку в размере 332 рубля при цене 20 долл. за баррель. Подготовленный проект закона о едином налоге за пользование недрами предусматривает ставку в 425 рублей за тонну при цене в 17 долл. за баррель и в 625 рублей за тонну, если цена нефти поднимется до 25 долл за баррель. Кроме того, предлагаемая Министерством финансов новая шкала ставок вывозных таможенных пошлин также означает дальнейшее увеличение налогового бремени, говорится в заявлении. Так, при цене нефти в 17 долл. за баррель налоговая нагрузка составит 41,7% (против нынешних 40,0 %), при цене в 20 долл за баррель - 43,9% (вместо 40,8%), и, наконец, при 25 долл. за баррель, вместо действующих в настоящий момент 42,1% нефтяная отрасль будет вынуждена заплатить 47,1%. При этом среднегодовая экспортная пошлина на нефтепродукты увеличена в 2001 году по сравнению с 2000 годом в 1,5-2 раза, сказано в заявлении.
Компании отмечают, что Минфин предлагает установить регрессивную зависимость средств, остающихся в распоряжении предприятий нефтяного комплекса, от уровня мировых цен на нефть. Так при цене 17 долл. за баррель после уплаты всех налогов в отрасли остается 288,6 миллиарда рублей, при цене 20 долл за баррель- 277,3 миллиарда рублей, а при 25 долл. за баррель- 255 миллиарда рублей. "Получается парадокс - чем больше заработок, тем меньше доход. По сути, это дестимулирует рост производства," - подчеркивается в заявлении. Нефтяные компании также утверждают, что Минфин занижает объемы затрат нефтяных компаний на 2002 год: затраты на тонну добываемой нефти рассчитаны на уровне 1200 рублей в то время, как по расчетам нефтяников, они в 1,5 раза больше. "Мы выражаем надежду, что в представленном виде они (налоговые инициативы) никогда не прозвучат на уровне правительства Российской Федерации", - говорится в заявлении.
Рейтер