Важная роль в экономике страны принадлежит нефтяной промышленности России. В 2000 году она обеспечила 21% потребления и более 32 % производства первичных топливно-энергетических ресурсов. На долю нефтяной промышленности пришлось более 14% промышленного производства страны. Отрасль явилась крупным источником налоговых и валютных поступлений государства.
По разведанным запасам нефти Россия входит в число ведущих нефтедобывающих стран мира. В ее недрах сосредоточено около 12% мировых запасов нефти. По уровню добычи нефти Россия занимает третье место в мире после Саудовской Аравии и США. Страна вносит существенный вклад в решение глобальных проблем энергетики, являясь крупным экспортером нефти.
Пик максимальной добычи нефти и газового конденсата в России (558-559 млн.т) отмечался в 1987-1988 гг. Затем наступил период экономического спада, охвативший и нефтедобывающую отрасль. За период с 1989 по 1995 гг. добыча нефти с газовым конденсатом снизилась на 250 млн.т и составила 306 млн.т. Основными причинами кризисных явлений в нефтяной промышленности явились: низкая платежеспособность потребителей, сокращение приростов запасов нефти промышленных категорий и ухудшение структуры запасов, дефицит инвестиционных ресурсов, повлекший за собой резкое сокращение объемов геологоразведочных работ, эксплуатационного бурения, работ по капитальному и текущему ремонтам скважин.
В 1995-1999 гг. добыча нефти в России оставалась стабильной на уровне 301-306 млн.т. К 1999 году в основном завершились структурные преобразования нефтяной промышленности, сформировались новые отношения между участниками рынка энергоносителей. В течение 1999 года наблюдался рост мировых цен на нефть, что способствовало улучшению финансового состояния нефтяных компаний и нефтедобывающих организаций. Наметилась и активизация инвестиционной активности в области разработки нефтяных месторождений, что обеспечило сокращение неработающего фонда скважин и рост среднесуточных объемов ее добычи.
,В 2000 году впервые за многие годы отмечен существенный прирост добычи нефти ? 18 млн.т. (общий объем добычи - 323 млн.т). Прирост добычи нефти был обеспечен за счет увеличения объемов эксплуатационного бурения, сокращения фонда неработающих скважин и, соответственно, увеличения их эксплуатационного фонда; более широкого применения методов увеличения нефтеотдачи пластов. Так, в 2000 г. объем эксплуатационного бурения по России составил 9,2 млн. м, что на 4,1 млн. м (79 %) больше, чем в 1999 г. За год нефтяными компаниями введены в эксплуатацию 3405 новых нефтяных скважин против 2179 скважин в 1999 г. (прирост 56 %). Эксплуатационный фонд увеличился на 5925 скважин (прирост 4 %), а фонд скважин, дающих продукцию на 7075 скважин (прирост 6,8%). Среднесуточная добыча нефти за 2000 г. возросла на 7,6 %.
В 2001 году добыча нефти по Российской Федерации наращивается еще более высокими темпами, чем в 2000 году. Годовая добыча нефти составила 348 млн.т, то есть на 25 млн.т больше, чем в прошлом году.
Значительный рост добычи нефти по России в 2000-2001 годах связан, прежде всего, с ростом мировых цен на нефть, позволившим нефтяным компаниям направлять необходимые инвестиции в развитие производства.
Активизация инвестиционной деятельности компаний в 2001 году обеспечила:
- увеличение объемов эксплуатационного бурения и ввод в эксплуатацию новых скважин;
- ввод в эксплуатацию скважин из бездействующего, законсервированного и контрольного фондов;
- увеличение объемов проведения геолого-технических мероприятий по интенсификации добычи нефти по старому (действующему) фонду скважин.
Несмотря на рост инвестиций, наблюдавшийся в ряде нефтяных компаний в 2000-2001 гг., коренного перелома в инвестиционной деятельности отрасли не произошло.
,Одной из важнейших проблем нефтяной промышленности остается ухудшение состояния сырьевой базы отрасли.
Начиная с 1994 года, объемы прироста запасов нефти компенсируют ее добычу лишь на 80%. Таким образом, продолжается, по существу, ?проедание? ранее разведанных запасов нефти.
Извлекаемые разведанные запасы нефти и газового конденсата в России с 1987 года в результате добычи и потерь уменьшились на 1,6 млрд. т., в том числе по разрабатываемым месторождениям - на 1 млрд. т.
Важной и значимой по своим долговременным последствиям причиной отставания работ по приросту запасов углеводородов является отсутствие достаточного задела по региональным работам современного уровня. Прямым следствием этого является невозможность создания даже минимально необходимого фронта работ, в первую очередь, в новых перспективных провинциях.
Недостаточные приросты обусловлены почти четырехкратным сокращением объемов геологоразведочных работ на нефть вследствие значительного уменьшения финансирования и отсутствия эффективного механизма перераспределения средств на геологоразведочные работы между субъектами Федерации. Последнее обстоятельство привело к тому, что основные объемы геологоразведочных работ были сконцентрированы в добывающих регионах с высокой степенью разведанности ресурсов нефти: Западная Сибирь и Урало-Поволжье. В пределах высокоперспективных районов Восточной Сибири геологоразведочные работы на нефть были практически прекращены.
Месторождения, открываемые в настоящее время, как правило, относятся к группе мелких и очень мелких месторождений. Их средние запасы составляют около 1 млн. тонн.
Компаниями же разрабатываются в основном высокопродуктивные запасы (в балансе компаний их порядка 45%), в результате чего их доля снижается и увеличивается доля трудноизвлекаемых запасов. По прогнозам специалистов к 2010 году доля трудноизвлекаемых запасов достигнет 70%.
Структура запасов и состояние разработки нефтяных месторождений России требуют ускоренного создания, испытания и широкого применения технологий воздействия на пласты, обеспечивающих дополнительное увеличение нефтеотдачи и возможность эффективного освоения трудноизвлекаемых запасов нефти.
Процессы, повышающие эффективность извлечения нефти из пластов и увеличивающие их нефтеотдачу, объединяются общим понятием "современные методы увеличения нефтеотдачи пластов" (МУН) и включают тепловые, газовые, химические и гидродинамические методы.
В России по данным нефтяных компаний добыча нефти за счет МУН составила около 17 млн.т, однако, на наш взгляд, эта величина несколько завышена. Неточности оценок связаны с отсутствием в настоящее время единого подхода к систематизации и перечню методов увеличения нефтеотдачи пластов, а также с отсутствием в отрасли единой методики определения эффективности применения методов увеличения нефтеотдачи.
Снижение суммарных текущих запасов углеводородного сырья в России, сопровождаемое в последние годы ростом объемов добычи нефти, уже напрямую угрожает энергетической безопасности страны.
Обеспеченность экономики Российской Федерации необходимыми объемами полезных ископаемых во многом зависит от того, насколько рационально используется ее минерально-сырьевая база и, в частности, от роли государства в обеспечении действенного управления и контроля в области недропользования.
Комплексные проверки выполнения лицензионных соглашений, осуществляемые федеральными органами исполнительной власти, выявляют многочисленные факты отступления от лицензионных условий при добыче полезных ископаемых. Так, всего за январь-июнь 2001 г. по 467 нефтяным месторождениям лицензионные уровни не выполняются, а по 612 месторождениям - превышены.
Важной проблемой развития нефтяной промышленности продолжает оставаться состояние производственных фондов отрасли. Приведу лишь один пример: за период с 1991 по 1999 гг. выбытие мощностей по добыче нефти превысило их ввод на 280 млн. т.
Необходимо признать, что сегодня отрасль работает в режиме истощения всего производственного потенциала, "проедая" запас прочности, обеспеченный массированными инвестициями, осуществленными в 70-ые - 80-ые годы. По возрастной структуре, степени износа и техническому состоянию основные производственные фонды нефтедобывающей отрасли приближаются к критическому уровню. По расчетам специалистов через 2-3 года может наступить обвальное выбытие старых фондов и закрытие большого числа скважин.
Аналогичное положение с состоянием основных фондов сложилось в нефтепереработке и на магистральном транспорте нефти. Износ основных фондов в нефтеперерабатывающей промышленности превысил 60%. Более 68% магистральных нефтепроводов находится в эксплуатации 20 и более лет, что чревато аварийными ситуациями на них.
Серьезные опасения вызывает состояние активной части основных фондов: машин и оборудования, степень износа которых также высока.
Зачастую технический уровень и качество техники для нефтяной промышленности вызывает серьезные нарекания. Отечественное оборудование дешевле зарубежных аналогов, но менее производительное и надежное. Так, это касается глубинных штанговых насосов, агрегатов для текущего и капитального строительства скважин, насосов для закачки воды в пласт и др. Низкая производительность отечественной техники является тормозом роста производства и отрицательно сказывается на его эффективности.
Анализ современного состояния и проблем развития нефтяной промышленности явился отправным моментом при определении перспектив развития отрасли в рамках Энергетической стратегии России, основные положения которой одобрены Правительством Российской Федерации 23 ноября 2000 года.
,В Энергетической стратегии России выполнены многовариантные расчеты возможных объемов производства энергоресурсов, в соответствии с которыми при принятых темпах роста ВВП в 5-6% в год, нам необходимо добывать к 2020 году не менее 410-420 млн. тонн нефти. Именно эти объемы производства позволят не только полностью удовлетворить внутренний спрос на нефть, но и сохранить ее экспорт на уровне, обеспечивающем возможности погашения обязательств страны перед внешними кредиторами.
Энергетическая стратегия России нацелена на решение следующих задач в области производства и переработки нефти.
Перспективные уровни добычи нефти в России будут определяться, в основном, такими факторами как уровень мировых цен, налоговые условия в нефтедобыче и нефтепереработке, научно-технические достижения в разведке и разработке месторождений, а также качеством разведанной сырьевой базы и сроками ввода новых месторождений, особенно в новом - перспективном Восточно-Сибирском регионе.
Ресурсный потенциал новых провинций в Восточной Сибири, Тимано-Печорском регионе и на Дальнем Востоке в несколько раз ниже, чем в ?старых? освоенных районах, и их активное вовлечение в эксплуатацию невозможно без разработки механизмов государственного стимулирования инвестиций.
Учитывая высокую капиталоемкость освоения новых провинций, самой актуальной задачей в нефтедобыче будет оставаться задача привлечения инвестиций, как в обустройство новых месторождений, так и в увеличение нефтеотдачи пластов с ростом коэффициента извлечения нефти. Потребность в капитальных вложениях на развитие нефтедобывающей промышленности в прогнозном периоде оценивается в 145 млрд. долл.
Для обеспечения внутренней потребности России в качественном моторном топливе, смазочных маслах и других нефтепродуктах, а также экспорта нефтепродуктов, Энергетической стратегией предусматривается рост объемов переработки нефти к 2015-2020 гг. до 220-225 млн. тонн/год с одновременным увеличением глубины переработки до 75-80% в 2010 г. и до 85% к 2020 г.
Основное направление развития нефтепереработки ? модернизация и коренная реконструкция действующих НПЗ с опережающим строительством мощностей по углублению переработки нефти, повышению качества нефтепродуктов и производству катализаторов. По прогнозным оценкам, на развитие нефтеперерабатывающей промышленности в 2001-2020 гг. потребуется 12 млрд. долл. капитальных вложений.
Для подачи сырья на нефтеперерабатывающие заводы, на экспорт и обеспечения транзита нефти (в первую очередь - прикаспийских государств) потребуется модернизация и развитие систем трубопроводного транспорта, в том числе и строительство новых магистральных нефтепроводов на Севере и Юге Европейской части России, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.
Развитие сети магистральных нефтепроводов в перспективе до 2020 года потребует привлечения инвестиций в размере 22 млрд. долл. В этой связи первостепенное значение приобретает обеспечение необходимого уровня инвестирования, а также сохранение и развитие строительной базы нефтяной промышленности.
,В Энергетической стратегии России взаимоотношения нефтяной промышленности и государства предлагается базировать на системе хозяйственных механизмов. Остановлюсь лишь на важнейших из них: регулировании недропользования, задачах налоговой и инвестиционной политики и отдельных аспектах научно-технической политики.
Рыночный механизм ведения хозяйства без осуществления мер государственного регулирования сферы недропользования не обеспечивает комплексность решения стратегических задач использования минерально-сырьевой базы. Опыт же развитых стран подтверждает возможность и необходимость эффективного государственного вмешательства в вопросы освоения и разработки природных ресурсов для соблюдения баланса интересов недропользователя и государства.
Приватизация добывающих отраслей в России привела к кардинальному изменению сложившейся системы проектирования разработки месторождений. В настоящее время проектные документы разрабатываются и утверждаются в рамках одной корпоративной структуры, осуществляющей добычу полезных ископаемых.
Законом Российской Федерации "О недрах" определено, что "разработка месторождений полезных ископаемых ... осуществляется в соответствии с утвержденными проектами". Однако, ни одним законодательным или нормативным документом не определен порядок утверждения и экспертизы проектной документации.
По мнению Минэнерго России, одним из первых шагов в этом направлении должна стать государственная экспертиза проектной документации на разработку месторождений полезных ископаемых, проводимая федеральными органами исполнительной власти, на которые Правительством Российской Федерации возложены функции государственного управления в соответствующих отраслях промышленности. Государственная экспертиза позволит оптимально сочетать рыночные механизмы и государственное регулирование с целью формирования экономических стимулов для рационального использования природных ресурсов.
Для восполнения пробела в законодательстве и решения вопросов рациональной разработки месторождений полезных ископаемых Минэнерго России подготовило проекты указа Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации о мерах по организации государственной экспертизы проектной документации на разработку месторождений полезных ископаемых. В них устанавливается обязательность государственной экспертизы проектов для всех недропользователей, а также полномочия конкретных органов исполнительной власти для реализации возложенных на них функций государственного управления.
Организация института государственной экспертизы проектов разработки будет одним из первых шагов в совершенствовании системы государственного регулирования пользования недрами. Экспертиза не предполагает государственного вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов, но обеспечит соблюдение баланса интересов государства и недропользователя при добыче полезных ископаемых и рациональную разработку запасов невосполняемых природных ресурсов.
,Основной задачей налоговой политики в энергетическом секторе является совершенствование системы налогообложения в целях создания условий для долгосрочного стабильного развития ТЭК при одновременном повышении эффективности использования топлива и энергии. Налоговая политика должна обеспечивать как текущие фискальные интересы государства, так и возможности самофинансирования эффективно функционирующих структур энергетического сектора с учетом выравнивания конкурентных условий их работы.
Дальнейшее совершенствование системы налогообложения отраслей ТЭК Минэнерго России видит в доработке и внесении изменений и дополнений в главу 26 ?Налог на добычу полезных ископаемых? в части дифференциации ставки налога в зависимости от горно-геологических и экономико-географических условий разработки месторождений нефти и газа.
Первостепенное значение для перспективного развития нефтяной промышленности приобретает проблема изыскания необходимых инвестиционных ресурсов для нормального воспроизводственного процесса отрасли. По расчетам, проведенным в Энергетической стратегии России, на развитие отрасли в 2001-2020 гг. потребуется 197 млрд. долл. При этом в первое десятилетие 80-90 % необходимых инвестиций должно быть сформировано за счет собственных источников предприятий отрасли и не менее 75 % - во втором десятилетии.
Решение проблемы изыскания необходимых инвестиций на развитие нефтяной промышленности напрямую зависит от создания в стране благоприятного инвестиционного климата. Для его создания важно все: и стимулирующее налогообложение, и рациональная таможенная политика и изменение в кредитной сфере. В условиях высокой изношенности активной части основных фондов нефтяной промышленности для ускоренного их обновления особое значение приобретает совершенствование амортизационной политики.
Поддержке инвестиционной деятельности в нефтяной промышленности будет способствовать разработка и принятие следующих нормативных актов:
- разработка Программы освоения месторождений углеводородного сырья на условиях СРП на перспективу;
- формирование системы нормативных актов Правительства Российской Федерации, необходимых для реализации федерального законодательства о соглашениях, о разделе продукции в сфере углеводородов;
- осуществление государственной поддержки реализации высокоэффективных проектов в ТЭК, использующих отечественную технику и технологию и др.
Сохранение достойного места нефтяной промышленности в экономике страны невозможно без технического перевооружения отрасли, без разработки и внедрения современных прогрессивных видов техники и технологий, направленных на увеличение выпуска продукции и снижение ее себестоимости. В этой связи в разработанной Минэнерго России ФЦП "Энергоэффективная экономика" один из разделов посвящен созданию высокоэффективного и импортозамещающего оборудования и материалов для ТЭК. Предусматривается, что за 2002-2010 гг. будет создано и освоено производство более 240 видов нефтегазового оборудования.
В июне прошлого года сформирован Межведомственный совет по разработке "Комплексной программы научно-технического сотрудничества на 2002-2010 годы по созданию и серийному выпуску нового поколения судов надводного и подводного флотов, технологического оборудования, материалов и систем приборной техники для разведки и промышленного освоения месторождений углеводородного сырья". В состав Совета вошли ответственные представители Минэнерго России, других министерств и ведомств, ОАО "Газпром" и нефтяных компаний. Кроме того, Минэнерго России совместно с Минпромнауки России.
Автор: Валентин Шелепов, заместитель министра энергетики РФ