USD 74.4275

0

EUR 88.9334

0

BRENT 69.59

+0.05

AИ-92 44.57

+0.02

AИ-95 48.39

+0.01

AИ-98 53.83

0

ДТ 48.84

+0.01

392

Нефть как долгосрочный резерв

Россия может закрепить за собой роль источника альтернативных поставок, что изменит расстановку сил на мировых рынках нефти. И процесс идёт полным ходом: НК ЮКОС фрахтует второй VLCC (very large crude carrier) танкер для отправки в США; ЛУКОЙЛ собирается отправить 2 млн.

Россия может закрепить за собой роль источника альтернативных поставок, что изменит расстановку сил на мировых рынках нефти. И процесс идёт полным ходом: НК ЮКОС фрахтует второй VLCC (very large crude carrier) танкер для отправки в США; ЛУКОЙЛ собирается отправить 2 млн. баррелей в Азию; швейцарская трейдерская компания Crown Resources (?Альфа-групп?) впервые отправила крупную партию российского мазута из Вентспилсат на азиатский рынок.
Теперь практическая задача: избежать условий, которые могут потребовать ограничения или замедления темпов роста добычи. Добыча в марте уже составила 7,45 млн барр./сут.? рекорд за последние девять лет. Прогнозы на июль предвещают 7,76 млн барр./сут. Однако стабильный уровень потребления горючего на внутреннем рынке может ограничить транспортные возможности для экспорта. В III квартале российский экспорт может составить 2,65 млн барр./сут. по системе ?Транснефти? и до 375 тыс. барр./сут. по другим маршрутам. Нагрузка на трубопроводную систему становится предельной.
Этот факт объясняет лихорадочное строительство Балтийской трубопроводной системы (БТС), перемычки от Тихорецка до терминала КТК в Новой Озерейке под Новороссийском, множественные варианты выхода российских нефтяников на азиатские рынки. А так же внезапная популярность полузабытого проекта ?Дружба?Адрия?, дающий возможность выхода на Средиземное море через глубоководный порт Омишаль в Хорватии.
Госорганы так же не собираются выпускать из рук такой лакомый кусок, как нефтяной бизнесс. Министерство энергетики и ?Транснефть? пополнили квалифицированные кадры частных компаний. Все эти факторы возродили к жизни идею создания стратегического резерва нефти, который будет служить механизмом стабилизации цен на нефть и источником дополнительных поставок на внутренний и внешний рынки в случае необходимости. Не прошедший в правительстве план по резервированию дополнительных вырученных средств от экспорта нефти (в период высоких цен на нефть) может полностью осуществиться в этом проекте.
Российский нефтяной резерв не должен стать аналогом например запасов США. Мы сами являемся экспортером нефти и будем напрямую влиять на формирование цены ? до сих пор ОПЕК традиционно считали эту роль своей прерогативой. По одной из версий, резерв может функционировать как буферный запас, который пополняется в случае низких цен на нефть и часть нефти из которого продается при благоприятной ценовой ситуации.
Принцип действия таков: если на мировых рынках нефть стоит ниже 20 $/барр., в госрезерв начинает закупаться сырье. Если цена превышает 25 $/барр. - продаём. Нефтехранилища будут арендованы у ?Транснефти?, а также ёмкости экспортных терминалов объемом 18 млн барр. (2,5 млн т). В будущем возможно строительство дополнительных хранилищ до 62 млн барр. (8,5 млн т). Альтернативным вариантом является переоборудование свободных соляных шахт (юг России, район Каспийского моря) в пределах досягаемости от трубопроводной системы ?Транснефти? и Каспийского трубопроводного консорциума. Наиболее радикальное предложение состоит в том, чтобы компания ? оператор госрезерва получила бы в пользование месторождения, находящиеся на балансе Министерства природных ресурсов или переданные Минприроде компаниями, не выполнившими условия лицензионных соглашений.
Авторство принадлежит госкомпании ?Роснефть?. Компания со 100% госучастием, опытом работы в крупнейших нефтяных проектах и успешно работающая как коммерческая структура наверняка надеется, что власти именно ей предоставят роль компании ? оператора нефтяного резерва. ?Роснефть? будет участвовать в тендере на роль оператора на общих основаниях.
Схема финансирования создания нефтяного резерва пока совершенно неясна. Может пройти достаточно много времени прежде чем удастся аккумулировать запасы нефти и разработать эффективную схему управления ими, чтобы Россия, используя госрезерв, могла ощутимо влиять на мировые рынки. Непонятно пока и на каких условиях могла бы покупаться нефть у частных нефтяных компаний. На начальном этапе оператору предлагается забрать нефть, находящуюся в неиспользуемых участках трубопроводов ?Транснефти?. Но в прошлом нефтекомпании пытались оспорить право собственности ?Транснефти? на это сырье. Дополнительным источником поступлений может стать нефть, которую правительство получает в качестве своей доли по соглашениям о разделе продукции.
Планы по резервированию вызвали в ОПЕК положительную оценку, в своих комментариях делая акцент на намерении России присоединиться к усилиям по поддержанию мировых цен на нефть. Неофициальный комментарий ОПЕК: ?Прекрасная мысль, она свидетельствует о том, что у российских компаний и правительства есть понимание важности управления ценами, чтобы обеспечить стабильность на рынке?.
Наблюдатели отмечают, что между строк подобного отношения ОПЕК читается изменение позиции Саудовской Аравии, ключевого нефтедобытчика этой организации: приоритет отдается защите необходимого уровня цен, а не сохранению незыблемой своей доли рынка.
ОПЕК официально стремится к сохранению цен на свою ?корзину? из семи марок нефти в рамках 22-28 $/барр. ?Корзина? продается примерно на $1 ниже, чем нефть Brent. ОПЕК утверждает: ?Русские говорят, что они стремятся к поддержанию цены выше $20, это соответствует политике организации?. По их мнению, нефтедобывающие страны, не входящие в ОПЕК, с одной стороны, США и ЕС ? с другой, достигли неформального соглашения относительно приемлемого уровня цен: для Brent они должны составлять около 23 $/барр. Представители ЕС также выступают за создание стратегических запасов Евросоюза, которых хватило бы для того, чтобы обеспечить входящие в него страны горючим на период от 90 до 120 дней.
Идея резервирования является стратегически важной. Возможность политического влияния для России может быть реализована через способность играть не последнюю роль на энергетических рынках. Если Россия становится страной-эскпортёром, то из этого положения просто необходимо получить максимально возможную выгоду, т.е. прибыль.

Источник : Neftegz.ru