USD 99.9971

+0.98

EUR 105.7072

+1.21

Brent 71.04

-0.02

Природный газ 2.823

-0.01

...

Проект кодекса РФ о недрах

До первого октября Правительство должно рассмотреть проект кодекса о недрах

Проект кодекса РФ о недрах

Статья 1.
Основные понятия и определения

В целях настоящего Кодекса используются следующие основные понятия и определения:
недра - часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения;
полезные ископаемые - содержащиеся в недрах природные минеральные образования, углеводороды и подземные воды, химический состав и физические свойства которых позволяют использовать их в сфере материального производства и потребления в естественном состоянии или после переработки;
минеральное сырье - добытые и прошедшие первичную обработку полезные ископаемые;
минеральные ресурсы - совокупность минеральных образований для использования в народном хозяйстве;
минерально-сырьевая база - совокупность разведанных и предварительно оцененных запасов полезных ископаемых;
общераспространенные полезные ископаемые - часто встречающиеся в определенном регионе горные породы и минералы, используемые преимущественно в качестве строительных материалов, а также подземные воды первого водоносного горизонта, не являющиеся источником централизованного водоснабжения;
месторождение полезных ископаемых - природное скопление полезного ископаемого, которое в количественном и качественном отношении может быть предметом промышленной разработки при данном состоянии техники и технологии в данных экономических условиях;
участки недр местного значения - участки недр, содержащие общераспространенные и иные полезные ископаемые, которые по своему количеству или качеству не позволяют их использовать для нужд Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также участки недр, используемые для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, для местных нужд;
факт открытия месторождения полезных ископаемых - документально подтвержденное выявление в недрах нового объекта минерального сырья, имеющего по оценке федерального органа управления государственным фондом недр промышленную ценность;
государственный баланс запасов полезных ископаемых - форма государственного учета запасов полезных ископаемых, выявленных в недрах Российской Федерации по состоянию на 1 января каждого года. Баланс содержит сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, их размещении, степени промышленного освоения, добыче, потерях и обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых, а также об изменениях состояния запасов;
государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых - форма государственного учета месторождений и проявлений полезных ископаемых, выявленных в недрах Российской Федерации. Кадастр включает в себя сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, горнотехнические, гидрогеологические, экологические и другие условия разработки месторождения, данные о геолого-экономической оценке каждого месторождения, а также сведения о каждом проявлении полезных ископаемых;
особо охраняемые участки недр- участки недр, где располагаются геологические объекты, которые имеют особое научное, культурное и эстетическое значение.
Статья 2.
Законодательство о недрах

1. Законодательство о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
2. Нормы законодательства о недрах, содержащиеся в иных федеральных законах и нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не могут противоречить настоящему Кодексу.
Статья 3.
Цели и задачи законодательства о недрах

1. Целью законодательства о недрах является закрепление правовых, экономических и организационных основ рационального использования и охраны недр, направленных на обеспечение удовлетворения потребностей государства и граждан Российской Федерации.
2. Основными задачами законодательства о недрах является создание правовых основ рационального использования недр, соблюдения природоохранных норм и безопасности недропользования.
Статья 4.
Отношения недропользования

1. Законодательство о недрах регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации и ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей (отношения недропользования).
2. К отношениям по использованию и охране земель, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, возникающим при недропользовании, применяются соответственно земельное законодательство, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, иные специальные федеральные законы.
К отношениям недропользования нормы указанных отраслей законодательства применяются, в том случае, если эти отношения не урегулированы настоящим Кодексом.
3. Правовое регулирование отношений недропользования на континентальном шельфе Российской Федерации, в пределах внутренних морских вод, территориального моря и исключительной экономической зоны Российской Федерации осуществляется соответствующими федеральными законами с соблюдением принципов и положений, установленных настоящим Кодексом и нормами международного права.
4. Специфические отношения, связанные с геологическим изучением недр и добычей отдельных видов минерального сырья, а также захоронением радиоактивных отходов и токсичных веществ, могут регулироваться иными федеральными законами с соблюдением принципов и правил, установленных настоящим Кодексом.
5. Особенности отношений недропользования на условиях соглашений о разделе продукции, договоров подряда, аренды и концессии устанавливаются соответственно Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" и иными федеральными законами.
Статья 5.
Применение международных договоров Российской Федерации

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом, применяются правила международного договора.
Статья 6.
Объекты отношений недропользования

1. Объектами отношений недропользования являются государственный фонд недр, участки недр и права пользования ими, а также добытые из недр полезные ископаемые и минеральное сырье.
2. Отходы горнодобывающих производств и связанных с ними перерабатывающих производств выступают в качестве объектов отношений недропользования в случаях, установленных настоящим Кодексом.
Статья 7.
Государственный фонд недр

1. Государственный фонд недр составляют используемые и неиспользуемые участки недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа.
2. Государственный фонд недр состоит из распределенного и нераспределенного фонда недр.
Участки недр, право пользования которыми предоставлено в порядке и на основаниях, предусмотренных законодательством о недрах, образуют распределенный фонд недр.
Нераспределенный фонд недр составляют иные участки недр, за исключением участков, указанных в части второй настоящего пункта.
Статья 8.
Субъекты отношений недропользования

1. Субъектами отношений недропользования являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, субъекты предпринимательской деятельности.
2. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в отношениях недропользования соответственно участвуют органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
3. От имени городских, сельских поселений и других муниципальных образований в отношениях недропользования участвуют органы местного самоуправления в пределах своей компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

,Статья 9.
Собственность на недра

1. Недра являются публичным достоянием народа России, используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
2. Недра в границах территории Российской Федерации, включая содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются единой неделимой государственной собственностью.
3. Участки недр не могут быть предметом гражданско-правовых сделок, в том числе договоров купли-продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме.
4. Права пользования участками недр могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается настоящим Кодексом.
Статья 10.
Собственность на добытые из недр полезные ископаемые

1. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы недр по условиям лицензии на пользование участком недр и иным предусмотренным настоящим Кодексом основаниям могут находиться в федеральной государственной собственности, государственной собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной и частной формах собственности.
2. Минеральное сырье, имеющее особое значение для обеспечения экономического развития, обороны и безопасности Российской Федерации, признается стратегическим.
Перечень стратегических видов минерального сырья устанавливается Правительством Российской Федерации.
3. В отношении стратегических видов минерального сырья федеральными законами может быть установлено приоритетное право Российской Федерации на покупку таких видов минерального сырья.
Статья 11.
Право собственности на горное имущество

1. Недвижимое имущество, созданное или приобретенное пользователем недр и непосредственно обеспечивающее процесс недропользования, является горным имуществом.
2. Пользователь недр является собственником созданного или приобретенного им горного имущества. Порядок и условия оборота горного имущества регулируются гражданским законодательством с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.

,Статья 12.
Цели государственного регулирования отношений недропользования

Основными целями государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы, рационального использования полезных ископаемых и иных ресурсов недр, охраны недр в интересах настоящего и будущих поколений.
Статья 13.
Задачи государственного регулирования отношениями недропользования

В задачи государственного регулирования отношений недропользования входят:
1) определение порядка и объемов добычи полезных ископаемых на текущий период и на перспективу по Российской Федерации в целом и по регионам, а также порядка и масштабов освоения иных ресурсов недр;
2) обеспечение развития минерально-сырьевой базы и подготовки резерва участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
3) обеспечение геологического изучения недр территории Российской Федерации и ее континентального шельфа;
4) определение мер по рациональному и комплексному использованию и охране недр;
5) осуществление контроля и надзора в области использования и охраны недр и окружающей среды, а также безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами;
6) введение платежей, связанных с пользованием недрами, определение порядка их взимания;
7) установление стандартов, норм, правил в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр, безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами;
8) ведение учета участков недр, предоставляемых в пользование, количества и качества разведанных запасов полезных ископаемых, а также участков недр, пригодных для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Статья 14.
Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования

1. В компетенцию органов государственной власти Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования входят:
1) разработка и совершенствование законодательства Российской Федерации о недрах;
2) определение и реализация федеральной политики в области недропользования, обеспечение комплексного геологического изучения недр, определение стратегии использования, темпов воспроизводства, дальнейшего расширения и качественного улучшения минерально-сырьевой базы путем разработки и реализации государственных программ;
3) установление порядка пользования недрами и их охраны, разработка соответствующих стандартов, норм, правил, в том числе классификации запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых;
4) формирование и ведение единой системы федеральных и территориальных фондов геологической и иной информации о недрах;
5) владение, пользование и распоряжение геологической и иной информацией о недрах, находящейся в федеральной собственности;
6) государственная экспертиза информации о разведанных запасах полезных ископаемых, иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность;
7) определение совместно с субъектами Российской Федерации региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным, а также выделение участков недр местного значения, установление перечней участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях соглашений о разделе продукции, договоров концессии;
8) установление порядка и ведение государственного баланса запасов полезных ископаемых и государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, государственного учета участков недр, используемых для добычи полезных ископаемых и строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, государственной регистрации работ по геологическому изучению недр;
9) распоряжение недрами континентального шельфа Российской Федерации;
10) введение ограничений на пользование недрами на отдельных участках для обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей природной среды;
11) распоряжение совместно с субъектами Российской Федерации государственным фондом недр, за исключением участков недр, находящихся в исключительном ведении Российской Федерации или в ведении субъектов Российской Федерации;
12) координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, связанных с пользованием недрами;
13) защита прав пользователей недр и интересов граждан Российской Федерации;
14) разрешение споров по вопросам пользования недрами между субъектами Российской Федерации;
15) заключение международных договоров Российской Федерации по геологическому изучению, использованию и охране недр;
16) государственный контроль и надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, а также установление порядка их проведения;
17) заключение соглашений о разделе продукции совместно с субъектом Российской Федерации на территории которого находится предоставляемый в пользование участок недр;
18) заключение договоров концессии совместно с субъектом Российской Федерации на территории которого находится предоставляемый в пользование участок недр.
2. Реализация общей федеральной политики в сфере недропользования в Российской Федерации возлагается на федеральный орган управления государственным фондом недр и его территориальные органы.
3. Российская Федерация может передавать отдельные полномочия по регулированию отношений недропользования субъектам Российской Федерации.
Статья 15.
Компетенция органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования

В компетенцию органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях входят:
1) принятие и совершенствование законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о недрах;
2) участие в разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы Российской Федерации;
3) владение, пользование и распоряжение геологической и иной информацией о недрах, находящейся в собственности субъектов Российской Федерации;
4) участие в организации формирования и ведения на территориальном уровне единой системы федеральных и территориальных фондов геологической и иной информации о недрах;
5) участие в государственной экспертизе информации о разведанных запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность;
6) участие в ведении государственного баланса запасов полезных ископаемых, государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного учета участков недр, используемых для добычи полезных ископаемых, строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
7) распоряжение совместно с Российской Федерацией единым государственным фондом недр на своих территориях и выделение совместно с Российской Федерацией участков недр местного значения, подготовка совместно с Российской Федерацией перечней участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях соглашений о разделе продукции, договоров аренды;
8) по представлению территориальных органов управления государственным фондом недр установление конкретных размеров платежей за пользование недрами;
9) установление порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения;
10) защита интересов малочисленных народов, прав пользователей недр и интересов граждан, разрешение споров по вопросам пользования недрами;
11) участие субъектов Российской Федерации в пределах полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, в соглашениях о разделе продукции при пользовании участками недр;
12) согласование условий пользования участками недр, содержащими месторождения полезных ископаемых;
13) государственный контроль за геологическим изучением, охраной и рациональным использованием недр в соответствии с установленным порядком;
14) регулирование других вопросов в области использования и охраны недр, за исключением отнесенных к ведению Российской Федерации;
15) заключение договоров аренды по участкам недр, находящимся на территории субъекта Российской Федерации.
2. Субъекты Российской Федерации могут передавать отдельные полномочия по регулированию отношений недропользования Российской Федерации.
Статья 16.
Компетенция органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования

В компетенцию органов местного самоуправления районов, городов в сфере регулирования отношений недропользования входят:
1) участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения территории при предоставлении участков недр в пользование и отводе земельных участков;
2) развитие минерально-сырьевой базы для предприятий местной промышленности;
3) предоставление в соответствии с установленным порядком разрешений на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также на строительство подземных сооружений местного значения;
4) контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, в соответствии с установленным порядком;
5) введение ограничений на пользование участками недр на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей среде.
Статья 17.
Система государственных органов, осуществляющих государственное управление отношениями недропользования

1. Государственное управление отношениями недропользования осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции, федеральным органом управления государственным фондом недр, федеральным органом государственного горного надзора, а также иными федеральными органами государственной власти.
2. Компетенция федерального органа управления государственным фондом недр, федерального органа государственного горного надзора, иных федеральных органов исполнительной власти в сфере управления отношениями недропользования устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом.

,Статья 18.
Виды пользования недрами

1. Недра предоставляются в пользование для:
1) регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, ведению государственного мониторинга геологической среды, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;
2) геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
3) геологического изучения, включающего разведку месторождений полезных ископаемых;
4) добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;
5) разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;
6) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
7) образования особо охраняемых участков недр, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);
8) сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
2. Участки недр могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения, включающего поиски и оценку, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии).
Статья 19.
Участки недр, предоставляемые в пользование

1. В соответствии с лицензией недра предоставляются в пользование в виде участков недр, представляющих собой геометризированные блоки недр (лицензионные участки недр).
2. Участки недр предоставляются в пользование в виде горного или геологического отвода.
3. Участок недр в виде горного отвода предоставляется при выдаче лицензий на добычу полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, организацию особо охраняемых участков недр.
Участок недр в виде горного отвода также предоставляется для проведения геологического изучения недр с одновременной добычей отдельных видов полезных ископаемых, что устанавливается в лицензии на пользование соответствующим участком недр.
4. При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр. Горный отвод имеет ограничение по глубине.
5. Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование участком недр. После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта с органами государственного горного надзора и государственными органами охраны окружающей среды документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию на пользование участком недр в качестве неотъемлемой составной части.
6. При предоставлении участков недр для добычи питьевых и минеральных подземных вод границей горного отвода является граница зоны строгого режима санитарной охраны, устанавливаемая по согласованию с органами санитарного надзора.
7. Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией на пользование участком недр. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
8. Участку недр, предоставляемому в соответствии с лицензией для геологического изучения без существенного нарушения целостности недр (без проходки тяжелых горных выработок и бурения скважин для добычи полезных ископаемых или строительства подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых), по решению федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа придается статус геологического отвода. В границах геологического отвода могут одновременно проводить работы несколько пользователей недр на разные виды полезных ископаемых. Их взаимоотношения определяются при предоставлении недр в пользование.
Геологический отвод предоставляется с ограничением по глубине или без такого ограничения.
9. При предоставлении участка недр в пользование в соответствии с заключенным соглашением о разделе продукции, договорами подряда, аренды, концессии горный или геологический отвод оформляется в границах, определенных указанными договорами.
10. Федеральный орган управления государственным фондом недр вправе устанавливать предельные размеры участков недр, количество участков и предельные запасы полезных ископаемых, предоставляемых в пользование одному недропользователю.
Статья 20.
Пользователи недр

1. Пользователями недр (недропользователями) могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, юридические лица, а также создаваемые на основе договоров о совместной деятельности (договоров простого товарищества) и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц при условии, что участники таких объединений несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из условий недропользования, если федеральными законами не установлены ограничения предоставления права пользования недрами.
2. В случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности или заключать договоры с организациями, имеющими право на осуществление видов деятельности, связанных с пользованием недрами.
3. Пользователями недр при ведении работ по добыче радиоактивного сырья и захоронению радиоактивных материалов, токсичных и иных опасных отходов могут быть только юридические лица, зарегистрированные на территории Российской Федерации и имеющие разрешения (лицензии), выданные уполномоченным на то федеральным органом исполнительной власти, на ведение работ по добыче и использованию радиоактивных материалов, токсичных и иных опасных отходов.
4. Права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции, договоров подряда, аренды, концессии с момента вступления указанных договоров (соглашений) в силу.
Статья 21.
Основные права и обязанности пользователей недр

1. Пользователь недр имеет право:
1) использовать предоставленный ему участок недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии на пользование участком недр, в соглашении о разделе продукции, договорах подряда, аренды, концессии;
2) самостоятельно выбирать формы предпринимательской деятельности, не противоречащие действующему законодательству;
3) использовать результаты своей деятельности, в том числе добытое минеральное сырье, в соответствии с условиями лицензии на пользование участком недр, соглашением о разделе продукции, договорами подряда, аренды, концессии и действующим законодательством;
4) при изменении условий, связанных с реализацией добываемого минерального сырья, не зависящих от пользователя недр, временно приостановить работы и в установленном порядке законсервировать или ликвидировать предприятие, письменно уведомив об этом органы, предоставившие право пользования участком недр. При этом общий срок пользования участком недр изменению не подлежит;
5) использовать отходы своего горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если иное не оговорено в лицензии на пользование участком недр, соглашении о разделе продукции, договорах аренды и концессии;
6) ограничивать застройку площадей залегания полезных ископаемых в границах предоставленного ему горного отвода;
7) проводить без дополнительных разрешений геологическое изучение недр за счет собственных средств в границах горного отвода, предоставленного ему в соответствии с лицензией на пользование участком недр, соглашением о разделе продукции, договорами аренды и концессии;
8) обращаться в органы, предоставившие лицензию на пользование участком недр, по поводу пересмотра условий лицензии на пользование участком недр при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия на пользование участком недр была предоставлена;
9) получать в установленном порядке в пользование геологическую и иную информацию о недрах по предоставленному в пользование участку недр.
2. Пользователь недр обязан:
1) соблюдать требования законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов, норм, правил по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами и первичной переработкой минерального сырья;
2) соблюдать требования утвержденных в установленном порядке технических (технологических) проектов, ежегодных планов (программ) горных работ, не допускать сверхнормативные потери, выборочную отработку полезных ископаемых;
3) вести геологическую, маркшейдерскую и иную документацию в процессе всех видов пользования недрами и обеспечивать ее сохранность;
4) представлять в обязательном порядке на безвозмездной основе по установленной форме и в полном объеме все виды геологической и иной информации о недрах, полученной независимо от источников финансирования, в соответствующее подразделение единой системы федеральных и территориальных фондов геологической и иной информации о недрах;
5) осуществлять безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами;
6) соблюдать утвержденные в установленном порядке стандарты, нормы, правила, регламентирующие условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами;
7) осуществлять мероприятия по приведению участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования;
8) обеспечивать сохранность разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений и(или) в иных хозяйственных целях; ликвидацию в установленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию;
9) выполнять условия, установленные лицензией на пользование участком недр, соглашением о разделе продукции, договорами подряда, аренды, концессии своевременно и правильно вносить налоги и платежи, связанные с пользованием недрами.
10) выплачивать в случаях и в порядке, установленном настоящим Кодексом, компенсации собственнику геологической и иной информации о недрах за использование геологической и иной информации о недрах, по участку недр, передаваемому в пользование.
3. К пользователям недр и лицам, привлекаемым ими для выполнения работ, связанных с пользованием недрами, предъявляются требования о наличии специальной квалификации и опыта, подтвержденных государственной лицензией (свидетельством, дипломом) на проведение соответствующего вида деятельности: геологической съемки, поисков, разведки, разных способов добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, других видов пользования недрами.
Статья 22.
Сроки пользования недрами

1. Участки недр предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока.
2. На определенный срок участки недр предоставляются в пользование для:
геологического изучения - на срок до 5 лет;
добычи полезных ископаемых - на срок до 20 лет, продлеваемый впоследствии на срок отработки месторождения полезных ископаемых, исчисляемый исходя из технико-экономического обоснования разработки месторождения полезных ископаемых, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр;
добычи подземных вод - на срок до 25 лет;
добычи полезных ископаемых на основании предоставления краткосрочного права пользования участками недр - на срок до 1 года.
2. Без ограничения срока могут быть предоставлены участки недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, связанных с захоронением отходов, строительства и эксплуатации нефте- и газохранилищ, а также для образования особо охраняемых участков недр и иных целей.
3. Срок пользования участком недр продлевается по заявлению пользователя недр при выполнении им оговоренных в лицензии на пользование участком недр условий и необходимости завершения поисков, оценки, разведки и разработки месторождения полезных ископаемых или выполнения ликвидационных мероприятий.
4. Порядок продления срока пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции, договоров подряда, аренды, концессии определяется указанными договорами (соглашениями).
5. Сроки пользования участками недр исчисля

Автор: Министерство природных ресурсов Российской Федерации