В течение двух последних месяцев переговоров по резолюции ООН, посвященных разоружению Ирака, ни один представитель государств, ни один дипломат не затронули вопроса, касающегося иракской нефти, быть может побоявшись быть обвиненными в меркантилизме. Однако без нее все проблемы вокруг иракского вопроса казались бы постными и незначительными. Действительно, США никогда не снимут эмбарго на поставку нефти, если будут уверены в том, что полученные деньги осядут в карманах Саддама Хуссейна.Вторая страна в мире после Саудовской Аравии по запасам нефти, Ирак располагает 112 миллиардами баррелей нефти, также 3 110 миллиардами кубических метров натурального газа. Кроме этого, геологи полагают, что страна дополнительно располагает еще пятьюдесятью миллиардами баррелей нефти , находящихся в эксплуатируемых месторождениях и еще не разработанных, в частности в Западной пустыне. В настоящее время Ирак добыл всего 35 миллиардов баррелей. В качестве сравнения ? только 14% нефти США, 39% России находятся под землей, тогда как у Саудовской Аравии ? 65% , у Ирака ? 80%.
При снятии эмбарго Ирак призван играть значительную роль на мировой арене. А августе 1990, до вторжения Кувейта, здесь добывали до 3,5 миллионов нефти в день, после десятилетнего эмбарго, в 2000 году ежедневная добыча составила лишь 2,4 миллиона баррелей. Соседняя же Саудовская Аравия производит более 7 миллионов баррелей/день при потенциальной возможности в 11 миллионов. ?Саддам Хуссейн постоянно пытался наращивать объемы производства нефти, но продолжал сталкиваться с оппозиционными Кувейтом и Саудовской Аравией?, - говорит Пьер Ноэль, сотрудник центра по исследованию США французского Института международных связей.
В 2000 и 2001 годах в рамках программы ?Нефть в обмен на продовольствие? Ирак экспортировал 2 миллиона баррелей нефти ежедневно, причем половина была предназначена для американских нефтяных компаний. Остальные 400 000 шли на удовлетворение потребностей внутреннего спроса, Иордании и нелегально переправлялись в Иран и Сирию. В этом году экспорт снизился в два раза. На это повлияло как ужесточение условий продажи, предписанных ООН, так и износ нефтяного оборудования. Чтобы достичь уровня производства 3,5 миллиона баррелей в день, в нефтяную отрасль необходимо инвестировать порядка 5 миллиардов долларов, 5-6 миллионов баррелей (уровень, соотносящийся с потенциалом страны) ? 30 миллиардов долларов.
Кроме огромнейших запасов нефти, Ирак располагает другим, не меньшим, преимуществом. В странах Персидского залива это единственная страна, готовая предоставить разработку месторождений иностранным компаниям, которые могли бы контролировать в определенной части цены на сырую нефть. Все его соседи ревностно охраняют подходы к своим запасам. Саудовская Аравия, впервые пригласившая западные компании принять участие в трех важных газовых проектах, подтвердила монопольное право своей компании Saudi Aramco на производство. В то же время Иран открыл свой газовый сектор, но сохранил полный контроль над нефтью, тогда как в Куваейте только что приняли проект закона, касающегося исключения любого иностранного участия в разработке нового месторождения на севере Эмиратов, не смотря на необходимость инвестирования в этот проект 7 миллиардов долларов.
Сохраняющееся эмбарго сегодня имеет больше недостатков, чем преимуществ. Хотя возможное открытие иракского рынка и потребует определенной сноровки в условиях большой нестабильности, иностранные компании получат доступ к эксплуатации огромных нефтяных месторождений и к возможности большего ценового контроля на мировом рынке нефти.
Автор: Надежда Падерина