USD 100.0348

+0.09

EUR 105.7338

+0.27

Brent 73.54

+0.13

Природный газ 3.057

+0.08

...

Российский экспорт нефти: результаты десятилетия

До 1991 года Советский Союз был самым крупным в мире экспортером нефти, продающим за границу более 12 млн баррелей в день. На Россию, самую большую республику СССР, приходилось почти 90 % советского нефтяного экспорта. Советское производство нефти и экспорт снизились в 1980-ых, и после распада Советского Союза в 1991, чистый нефтяной экспорт России резко упал до 3.16 миллионов баррелей в день в 1994. После того, как Россия реструктурировала нефтедобывающую промышленность во множество вертикально-объединенных частных нефтяных компаний, производство нефти и экспорт начали снова увеличиваться. Сейчас Россия - второй по величине экспортер нефти, уступающий только Саудовской Аравии.

Российский экспорт нефти: результаты десятилетия

До 1991 года Советский Союз был самым крупным в мире экспортером нефти, продающим за границу более 12 млн баррелей в день. На Россию, самую большую республику СССР, приходилось почти 90 % советского нефтяного экспорта. Советское производство нефти и экспорт снизились в 1980-ых, и после распада Советского Союза в 1991, чистый нефтяной экспорт России резко упал до 3.16 миллионов баррелей в день в 1994. После того, как Россия реструктурировала нефтедобывающую промышленность во множество вертикально-объединенных частных нефтяных компаний, производство нефти и экспорт начали снова увеличиваться. Сейчас Россия - второй по величине экспортер нефти, уступающий только Саудовской Аравии.

Большая часть российской нефти экспортируется через терминалы в Балтийском море и Черном море (главным образом Новороссийск, Туапсе и Одессу). Российская сырая нефть также экспортируется в Европу по трубопроводу ?Дружба?. Однако, поскольку Российские нефтяные производители продолжают увеличивать производство, этих экспортных мощностей не хватает. Кроме того, экспорт по Черному морю проходит через переполненные Босфорские проливы, поэтому российские экспортеры нефти ищут альтернативные маршруты.
Балтийская трубопроводная система, которая начала действовать в декабре 2001, позволяет России экспортировать нефть непосредственно от ее порта Приморск в Балтийском море, что выгоднее, чем отгрузка через Эстонию, Латвию или Литву. Кроме того, интеграция трубопроводов Дружба и Адрия в Хорватии дает Российским экспортерам прямой доступ к Адриатическому морю, где танкеры могут быть загружены в глубоководном порту Омисаль.
Нефтепроизводители России стремятся максимизировать экспорт любыми возможными средствами. Несоответствие экспортных и внутренних цен на нефть (российские цены гораздо ниже, чем на мировом рынке), плюс гарантия оплаты в валюте за нефтяной экспорт, представляют неоспоримый аргумент за увеличенные продажи за границей.
Таким образом, Российские нефтяные компании пытаются бросить вызов монополистическому положению Транснефти на экспортных трубопроводах, развивая проекты собственных трубопроводов. Юкос, одна из самых крупных нефтяных компаний страны, ведет переговоры с китайским правительством, чтобы построить нефтепровод к Китаю, и с международным консорциумом, который развивают нефтяные проекты острова Сахалин и рассматривает возможности строительства трубопроводов к Китаю и Японии. Также предлагается построить глубоководный нефтяной терминал в Мурманске, который позволил бы Российским экспортерам нефти продавать нефть в США. Для строительства этих терминалов и трубопроводов понадобятся огромные инвестиции в инфраструктуру.


,Экспорт сырой нефти - ключевой источник дохода для России, поскольку поступления от экспорта обеспечивают приблизительно 25 % дохода российского правительства. То есть каждое увеличение цены Urals даже на $1 за баррель приносит миллиарды долларов дополнительного дохода. С другой стороны, уменьшение цен на нефть неблагоприятно воздействует на бюджет России.

Хотя Россия не является членом ОПЕК, российское правительство старается действовать в соответствии с мировым картелем, как и другие крупные экспортеры, не входящие в ОПЕК - Мексика, Оман, Норвегия и Ангола.


,С 1991 российские экспортеры нефти все более и более перемещают ориентацию со стран СНГ и Центральной Европы в Западную Европу. Поскольку страны прежнего Советского Союза постоянно не могут расплатиться с нефтяными долгами, Российские экспортеры нефти больше сотрудничают с клиентами из Западной Европы, где спрос постоянный, поставки ограничены, и оплата производится наличными деньгами.
На энергетическом форуме в октябре 2000 Европейский Союз согласился помогать России в развитии добычи нефти и газа в обмен на долгосрочный контракт поставок в Европу. С помощью проекта Балтийской трубопроводной системы Россия собирается экспортировать в Европу более 5 млн баррелей в день.
Российский нефтяной экспорт в Азию тоже будет увеличен в следующем десятилетии с развитием месторождений в Восточной Сибири и на острове Сахалин. Проектируемый Мурманский нефтяной терминал позволит России экспортировать существенные объемы нефти в Соединенные Штаты. Однако транспортировка и производственные издержки сделают российскую нефть более дорогой для США, чем ближневосточная, поэтому вряд ли российская нефть заменит ближневосточную на американском рынке.


,Россия планирует активное участие в разработке и экспорте нефти из Каспийского региона. Каспийская нефть (в основном из Казахстана и Азербайджана) экспортируется через российские трубопроводы, контролируемые Транснефтью.
Казахстанский экспорт через Россию осуществляется по Атирау-Самарскому трубопроводу, через систему Транснефти, а также по трубопроводу Дружба или через терминалы Балтийского моря. Казахстан также отправляет нефть через порты Каспийского моря.
Азербайджан экспортирует небольшие объемы нефти через Россию по трубопроводу Баку-Новороссийск. Азербайджанский международный консорциум, который развивает наиболее многообещающие области Азербайджана в Каспийском море, предпочитает обходить Россию, отправляя нефть по трубопроводу Баку-Супса через Грузию, так как транспортировка по трубопроводу к Новороссийску более длительная и более дорогая, чем по маршруту Баку-Супса.

(по материалам иностранной прессы)




Автор: Василий Гин