USD 107.7409

0

EUR 114.3149

0

Brent 72.94

+72.94

Природный газ 3.363

0

...

Реформа газовой отрасли в России

На прошлой неделе премьер-министр РФ Михаил Касьянов провел специальное совещание, посвященное реформе газового рынка.

Реформа газовой отрасли в России

На прошлой неделе премьер-министр РФ Михаил Касьянов провел специальное совещание, посвященное реформе газового рынка. Правительство должно было обсудить концепцию реформы отрасли в конце прошлого года. Однако, по распоряжению Владимира Путина обсуждение данного вопроса было отложено. Причиной отсрочки данного вопроса послужило сообщение председателя правления ГАЗПРОМа Алексея Миллера президенту РФ о том, что предложения Минэкономразвития по выделению из структуры газового монополиста транспортной компании подрывают экономическую безопасность России. Сотрудники МЭРТ в ответ на это представили в правительство новый, еще более радикальный, проект реформирования газовой отрасли в России.
Концепция реформирования газовой отрасли предусматривает полную либерализацию, которая должна осуществиться в три этапа. На первом этапе продолжительностью в два-три года предлагается создать новую правовую базу функционирования газового рынка (правила функционирования оптового рынка газа, правила пользования инфраструктурой рынка и присоединения к газотранспортной системе новых пользователей). На данном этапе предполагается выделение из структуры ГАЗПРОМа газотранспортной компании и Центрального производственно-диспетчерского управления (ЦПДУ). Кроме этого, необходимо рассчитать и объявить сроки и размеры повышения цен на газ, а также разработать и опубликовать методологию установления тарифов на транспортировку газа, одинаковых для всех участников рынка.
Второй этап предполагает реальное начало функционирования рынка, в результате чего к 2007-2008 годам газ будет стоить $33 - 42 за 1000 кубометров (в 2003 году, по данным МЭРТ, цена газа составляет на внутреннем рынке $25). Главным результатом второго этапа реформы должен стать рост капиталовложений в разработку новых газовых месторождений. Это принесет независимыми производителями прирост добычи на 10-12% ежегодно.
Третий этап - полная либерализация рынка. По замечанию авторов концепции, из структуры ГАЗПРОМа можно будет выделить несколько независимых газодобывающих компаний.
По словам начальника пресс-службы ГАЗПРОМа Игоря Плотникова, ?все позитивные последствия, которых ожидают авторы концепции МЭРТ от мер по выделению из состава ГАЗПРОМа различных компаний, могут быть достигнуты и другими путями?.


,Необходимость срочных перемен в газовой отрасли в данный момент налицо. Если срочно не принять меры, то в ближайшем будущем Россия столкнется с дефицитом газа. По оценкам МЭРТ, изложенным в концепции развития рынка газа, возможны два сценария развития ситуации.
Первый вариант заключается в сохранении нынешнего положения, когда цены на газ держатся на низком уровне, "не допускающем возникновения серьезных экономических стимулов для экономии". В этом случае рост спроса на газ может составлять 3-4% в год и вырасти до 455 млрд. кубометров уже в 2005 году. Если учесть то, что в ГАЗПРОМе наблюдается стабильное падение добычи, а у независимых производителей ? слабый рост добычи ( всего лишь на 4-5% в год), то можно говорить о том, что это угрожает дефицитом газа и ресурсными ограничениями для развития целого ряда газопотребляющих производств - электростанций, котельных, химических, нефте- и газохимических и металлургических производств.
Единственный выход из этой ситуации предполагает увеличение добычи или сокращение спроса на газ. А это осуществимо только при реализации второго сценария, предусматривающего либерализацию цен на газ. Позиция аналитиков МЭРТ заключается в том, что под воздействием роста цен спрос будет увеличиваться только в пределах 1-1,5% в год, а наиболее крупные потребители газа будут инвестировать средства в снижение газоемкости производства. Инвестиции в экономию газа, по оценкам авторов концепции, становятся окупаемыми начиная с цены в $35 за 1000 кубометров газа. В результате чего объем потребления газа на внутреннем рынке не превысит 430 млрд. кубометров в год, а это количество газовая монополия и независимые производители газа обеспечить смогут. Таким образом, дефицита удастся избежать.
В вопросе увеличения цены, российский газовый гигант полностью согласен с МЭРТ. "Мы утверждаем, что инвестиции не идут в газовую отрасль на девяносто процентов потому, что регулируемая государством цена на газ ниже себестоимости, - утверждает Игорь Плотников. - Соответственно, ни один инвестор не вкладывает деньги в увеличение добычи газа, потому что, чем больше он будет вкладывать, тем больше будут его убытки. После того как газ начнет продаваться по нормальной цене в соответствии со спросом и предложением, эта отрасль станет инвестиционно привлекательной и добыча вырастет".
А вот дальше позиции ГАЗПРОМа и Минэкономразвития кардинально расходятся. "Газпром" считает, что достаточно просто повышать тарифы. "Надо, чтобы стоимость газа равнялась себестоимости плюс норма прибыли, - говорит Игорь Плотников. - Таким образом, газ должен стоить тридцать-сорок долларов в центре России. Тогда все проблемы, препятствующие развитию газового рынка, будут решены". А с точки зрения аналитиков МЭРТ, либерализация цен при условии сохранения монополии ГАЗПРОМа приведет только к быстрому и непрерывному росту цен на газ - до $50 уже в 2007 году.
По мнению чиновников МЭРТ, единственный способ ограничить рост газовых тарифов - это запустить механизмы рыночной конкуренции, что позволит сохранить цены на уровне $35-46 , поскольку "уровень цен в сорок шесть долларов и больше превышает возможности большинства потребителей". Таким образом, независимые операторы рынка не смогут превысить этот порог из-за перспективы отсутствия сбыта либо лавинообразного роста неплатежей за отпущенный газ.


,По итогам совещания у премьер-министра никаких окончательных решений принято не было. Минэкономразвития должно до 1 мая подготовить сравнительный анализ двух вариантов реформирования российского рынка газа. Однако, как сообщают участники совещания, оба варианта предусматривают выделение из структуры ГАЗПРОМа газотранспортной составляющей, а основные различия будут касаться механизмов регулирования цен на газ - либо введение свободных цен с одновременным стимулированием конкурентных отношений в отрасли, либо сохранение государственного регулирования тарифов.





Автор: Сергей Занин