Оказывается, деньги, работающие в газовой отрасли, приобретают способность улетучиваться и испарятся. Без цвета и запаха. Об этом мы все уже давно, громко и дружно молчим. Значит, так надо. Мало того, сейчас кто-то даже умудряемся замораживать, подобно газу, источники финансирования, так необходимые как для развития отрасли, так и для бюджета страны.
Ничто не ?испаряется? бесследно. Только переходит из одного состояния в другое. В данном случае из нашего состояния в состояние других. Если еще конкретнее, то из нашего бюджета в бюджет других. Цитатата: ?Россия не удовлетворена соотношением цен поставки российского газа на европейский рынок и ценой его реализации для европейских потребителей, заявил министр энергетики РФ Игорь Юсуфов. По мнению министра, цена российского газа для европейских импортеров составляет $100-110 за 1 тыс. куб. м. При этом реализация газа европейским потребителям находится в коридоре $350-400 за 1 тыс. куб. м, что не соответствует, по оценкам российских экспертов, затратам на транспортировку и распределение газа на европейском рынке. Около 80% от маржи между ценой импорта и реализацией идет в бюджеты европейских стран, в то время как Россия ведет добычу газа в сложнейших климатических и географических условиях. Таким образом, по словам министра, происходит фактическое субсидирование экономики европейских стран, что не отвечает интересам России, отметил министр, сообщает "Российская бизнес-газета".? НиК. 20.05.2003
Таким образом, переход из одного ?состояния? в другое сопровождается даже многократным умножением. В 2002 году потребление природного газа в Европе составило 516,6 млрд м3, из которых Россия поставила 129,5 млрд м3. Простая арифметика: Россия продала по цене $100-110 за тыс. м³, покупатели заплатили по $ 350, один миллиард кубических метров экспортированного в Европу газа принес для России около 100 миллионов долларов, а потребители заплатили более 350 миллионов долларов. При годовом объеме в 130 млрд. разница составляет.... математики, на помощь! Кто кого финансирует? Да это же почти стоимость нового северо-западного газопровода, на который мы у них просим деньги. Ничего не понятно, сплошная путаница! Что? Стоимость транспортировки от немецкой границы? Сейчас тариф на транзит газа по территории России составляет 13,8 рублей (порядка 40 центов) за транспортировку 1000 кубометров газа на расстояние в 100 км. А у них? Что, потребители сидят на луне? Сколько будет стоить газ для них, если мы применим их транспортные тарифы? Им дешевле будем покупать на марсе. А мы что? Вместо того, чтобы считать, проще ?обсчитать? своего, родного, российского покупателя.
,Где взять средства? Естественным решением напрашивается ?донорство? потребителя. Однако как долго российская экономика сможет выдержать повышение цены на газ? Какую цепную реакцию это вызовет? Целесообразно ли обременять потребителя, самого сидящего на ?диете?? Логичнее было бы обратить пристальное внимание на более ?упитанного? европейского покупателя.
Как ни парадоксально, дополнительные средства можно изыскать не увеличивая, а уменьшая цену для покупателя. В чем фокус? А решение очень простое ? ?имеющий глаза да увидит!?:
В рамках либерализации рынка газа в Европе и в условиях конкуренции для потребителя появилась теоретическая возможность приобретать ПГ по альтернативным, т.е. более низким ценам. Снижение цены возможно при выходе на рынок альтернативных поставщиков, а также при заключении контрактов напрямую с производителем. Уже не секрет, что цена газа от немецкой границы для потребителя возрастает от 100 долларов, как минимум, в три с половиной раза.
Оппоненты резонно возражают: прямые контракты невозможны, кроме политических, еще по техническим причинам:
? неспособность отдельных потребителей организовать договорную работу непосредственно с производителем газа
? неспособность производителей газа организовать договорную работу с конечным потребителем с учетом их местных условий
? относительно малые объемы потребления газа отдельными потребителями
? неспособность как потребителя, так и поставщика организовать номинированную проводку газа через многоступенчатую структуру газораспределительных сетей
? сопротивление владельцев газораспределительных сетей, как правило, уже являющихся актуальными поставщиками.
И они, оппоненты правы. Так же, как и торговая палатка в Москве, продающая американские куриные окорочка, неспособна организовать прямую поставку из-за океана.
Вот мы и подошли к секрету. Оказывается, при существовании налаженной системы экспедирования и логистики, настроенную под потребности покупателя, можно покупать не перепроданный пять раз товар, как, извините, и трусы за 1 Евро двадцать из каталога ?Quelle?.
Почему до сих пор так не происходит? Потому, что оппоненты говорят ?это невозможно?. Потому, что кто-то не хочет открыть глаза и признать, что методика проводки газа через чужие сети уже существует, уже успешно опробирован как технический, так и юридический ?Know-how?, что 90% европейского потребителя заинтересовано в энергосбережении и снижении затрат на покупку.
,Трезвые головы уже давно поняли значение логистики. Это подтверждает и ?здоровый интерес? буквально всех к украинскому газотранспортному консорциуму, и приватизация транспортных сетей стран бывшего ?содружества?. С ?последней милей? сложнее, там платить придется уже не долговыми расписками. Может, целесообразнее одну сотую стоимости строительства нового газопровода инвестировать в создание собственной европейской экспедиции, вооруженной самым современным Know-how, и получить тем самым, доступ к конечному потребителю (читай, его кошельку)? А можно также не изобретать велосипед, а купить готовый:
?Energy Logistics? задумана как первая ?экспедиция? для природного газа. Задача сконцентрирована на транспортировке от немецкой границы до места использования конечным потребителем. В соответствии с основной идеей либерализации энергетических рынков в будущем все больше будут разделяться функции производства/добычи, транспорта и сбыта. (Unbundling). ?Energy Logistics? организовывает распределение транспортировки газа по различным системам газопроводов вплоть до потребителя и осуществляет транспортировку газа для клиента в качестве ?фрахтоперевозчика? согласно HGB (торговое законодательство). Бизнес-модель ?Energy Logistics? содержит всё Know-how, необходимое для траспортировки газа в Германии. Целью является предложение этих возможностей всем поставщикам газа, не имеющим собственных газотранспортных сетей. На втором этапе, по мере развития ситуации в транспортном секторе, когда через несколько лет появится возможность торговли газом на бирже, все более интересным клиентом станет крупная промышленность, покупающая газ на энергетических биржах и торговых пунктах. Долгосрочной целью является распространение технологии фирмы на европейскую и международную транспортировку газа в зависимости от рыночной ситуации.
В общей сложности в Германии существует девять пунктов перехода границы для газа, из них четыре ? с востока. Доставка до потребителя осуществляется через межрегиональные, региональные и местные распределительные сети. Система газопроводов в Германии отличается от сетей телекоммуникаций и разделена на различные транспортные ступени, находящиеся в управлении около семиста различных фирм. Межрегиональные предприятия можно сосчитать по пальцам. Фирм, управляющих региональными газпроводами, имеется около сорока, остальные распоряжаются местными газораспределительными системами (местная ступень). Каждая поставка газа является трансакционально-зависимой, т.е. для каждой поставки потребителю необходима замкнутая договорная цепочка через все задействованные ступени траспортировки. Как правило, для каждого пункта потребления газа при каждой поставке необходимо от трех до пяти договоров. Во время каждой поставки необходим последовательный постоянный мониторинг фактических показателей и сравнение с прогностицированными (номинированными) показателями для их корректировки в случае отклонения. Для этого необходимы дежурные посты, занятые персоналом 24 часа в сутки.
В результате сложной ситуации в Германии с доступом в газопроводы, в настоящее время экономически целесообразны лишь поставки крупным промышленным потребителям и теплоэлектростанциям. Особенно для зарубежных поставщиков газа при поставке конечному потребителю в Германии возникает вопрос ?делай сам, или плати, если мозгов не хватает? (?Make-or-buy?). ?Energy Logistics? считает, что, как принято и в других отраслях, в рамках принятия решения ?делай-или-плати?, для организации транспорта будут задействованы профессионалы, предлагающие услуги по логистике.
Потенциальные поставщики, в том числе и прикаспийские, стоят у наших границ (одни ближе, другие дальше) и с удовольствием вышли бы на самый крупный рынок газа в Европе. Некоторые из этих потенциальных поставщиков имеют очень хорошую возможность составить большую конкуренцию немецким фирмам, в отличие от которых они действительно являются производителями газа.
Тем не менее, рынок почти не развивается и конкуренция едва существует: чуть ранее была очень озадачена фирма ?Enron?, которая предложила газ на различных узлах учета, но покупателей не нашлось. Владельцы сетей, являясь традиционными поставщиками (продавцами), хорошо посчитали тарифы за транспортировку. Кому-то очень выгодно тормозить. И убеждать в своей необходимости. А действительный производитель газа вынужден отдавать его за пол-цены на границе.
Однако, природный газ и электроэнергия могут очень хорошо транспортироваться и по чужим сетям. Это мы успешно доказали в 2001 году на примере фирмы natGAS AG. Несомненно, эта процедура крайне сложна как с технического, так и правового аспектов. Уже три года назад такие крупные игроки, как OMV (Австрия), Distrigas (Бельгия), Nuon (Голландия), Centrica (Великобритания), Norsk Hydro (Норвегия), ENI (Италия), Fortum (Финляндия) и другие, высказали намерение в скором времени выйти на немецкий рынок. Но фактическая реальность быстро ?опустила? их на ?землю?. Хотя с правовой стороны и возможна транспортировка газа в Германии, но до сих пор ни один поставщик не увидел фактической возможности осуществить поставку в необходимом количестве.
Естественно, фирма ?Nuon? может транспортировать газ в Голландии или фирма ?Fortum? в Финляндии. Но скоро выясняется, что дежурный диспетчер в Хельсинки из-за технических, языковых и правовых проблем не в состоянии транспортировать газ по Германии. А попробуйте обратиться к местному конкуренту, чтобы он провел ваш газ и его клиент перешел к вам. Он ответит вам на хорошем слэнге.
По расчетам, если такие игроки, как BP, Shell и Exxon Mobile соберутся растаться со своими акциями в фирме Ruhrgas, резонно ожидать, что они сами выйдут на немецкий рынок. Только BP уже может присмотреть до 20% рынка Германии.
Даже если альтернативные поставщики газа займут лишь 20 % рынка, только в секторе крупных промышленных потребителей это составит более 60 миллиардов киловатт-часов газа, (в Германии количество газа измеряется в киловатт-часах, c учетом разницы между используемыми высококалорийным, т.н. H-Gas, и низкокалрийным, H-Gas, сортами газа) который должен будет транспортирован. Стоимость транспортировки только этого количества газа составит 600 миллионов Евро. К этому добавиться снабжение газом теплоэлектростанций.
Установки комиссии ЕС 98/30 от 22 июня 1998 для внутреннего газового рынка обязали страны-члены европейского сообщества открыть рынки газа до 2000 года. Германия является единственной страной, принявшей модель договорного допуска к сети (NTPA Negotiated Third Party Accesss) и ?на бумаге? открыла 100 % газового рынка. На практике же, рынок доступен только для крупнейших промышленных потребителей и теплоэлектростанций. Регулирование допуска к сети осуществляется с июля 2000 года по так называемым договорам объединений (VV ) между заинтересованными объединениями: федеральным объединением немецкого газового и водного хозяйства (BGW), федерального объединения немецкой промышленности (BDI), промышленным энергетическим объединением (VIK), а также объединением коммунальных предприятий (VKU). С 1 октября 2002 года действует Договор объединений VV-II со сроком действия до 30 сентября 2003 года, который заменяет предыдущий Договор от 4 июля 2000 года. Содержением Договора являются правила проводки и распределения газа, составления отчетов и балансов, сопоставимости различных систем, управления напряженных мест, доступа к хранилищам и технические условия (контрольно-измерительное, регулирующее и транспортное оборудование и пр.).
Особенностью логистики природного газа и электроэнергии является зависимость от сетей. Эти сети принадлежат третьим лицам, являющимся управляющими газораспределительными сетями, которые должны их предоставлять за определенную плату. Продукт по этим сетям течет постоянно. Легко понять, что при жесткой, неподвижной конструкции сети стоимость проводки одного киловатт/часа зависит от загруженности сети. При этом максимальная пропускная способность газопровода зависит от диаметра трубы и рабочего давления.
Так как потребители газа, как правило, не имеют возможности хранения, а хранение электроэнергии потребителем почти невозможно, потребители, в целях снижения транспортных расходов, должны стремиться по возможности как можно более стабильно отбирать продукт. Тем не менее, потребность в энергоносителе колеблется постоянно. Поэтому пропускная способность сети должна быть рассчитана на максимальную нагрузку. Например, в зимний перод необходима энергия для отопления. Поэтому зимой через сеть должно пропускаться больше энергоносителя, чем в летний период. Пропускная способность должна быть рассчитана на большее, необходимое в зимний период количество. Отсюда исходит недоиспользование пропускной способности летом. Оплата же должна производится за общую арендованную максимальную пропускную способность. К тому же, поставщик должен завести в сеть одновременно такое количество, которое используется потребителем. Для упрощения количество газа измеряется каждый час, а электроэнергии ? каждые 15 минут.
Изменения потребляемого количества зависят в производстве от технологического процесса, потребности и работам по сменам, при теплоснабжении - прежде всего от погодных условий. К этому необходимо добавить также изменение потребления из-за непредвиденных отклонений. В настоящее время существует правило, предусматривающее, как указано выше, одновременное запитывание в сеть и отбор из сети. При этом должны учитываться возможная и арендованная максимальная пропускная способность различных пользователей сетей. Минимальный срок аренды сети составляет 1 год. В рамках арандованной пропускной способности должно быть заранее заявлено еженедельно по дням и ежедневно по часам запланированное потребителем количество. Каждый дневной транспортный план содержит 24 прогностицируемых показателя с запланированным почасовым потреблением. Эти транспортные планы должны сравниваться с ежечасно автоматически передаваемыми показателями счетчиков потребителя и корректироваться в течении нескольких часов в соответствии с фактическим потреблением. Эта процедура предполагает применение измерительного оборудования с дистанционным считыванием показателей. В большинстве случаев это оборудование потребители не имеют в распоряжении и оно должно быть смонтировано по согласованию с управляющим сети на последней ступени распределения. Только посредством дистанционно on-line передаваемых показателей потребления диспетчер может получить необходимую информацию, необходимую для коррекции транспортных планов. Этот сложное управление необходимо для избежания возможного увеличения транспортных расходов в рамках сравнительного баланса вследствии превышения нормы арендованной пропускной мощности.
Для снижения стоимости энергии, зачастую более 50 % которой составляют транспортные расходы, целесообразен точный предварительный расчет количества потребления соответствующим потребителем. Излишнее заведение энергоносителя в систему компенсируется по крайне низким ценам, а за недостатающее, при превышении фактического объема над заявленным, количество - владелец соответственной газопроводной системы требует завышенные цены. Расходы за энергию во время пика потребления зачастую можно снизить за счет правильного менеджмента пиковых нагрузок.
Сетевая проводка зачастую проводится через несколько следующих одна за другой систем. Вполне возможно, что приходится пользоваться услугами пяти различных сетей. С самого начала необходимо проверить техническую осуществимость проводки (пропускная способность, направление потока, качество медиума, узкие места). После этого должен быть найден наиболее выгодный маршрут. Со всеми задействованными системами должна быть выторгована беспрерывная ( ?без швов?) цепочка договоров. После этого оперативную, последовательную транспортировку в рамках определенного договором периода перенимает диспетчер.
,Итак, на вопрос о возможности прямого и взаимовыгодного контакта между производителем газа и кошельком конечного потребителя мы отвечаем положительно. Соответственно в этой конструкции мы видим легитимные дополнительные источники финансирования развития внутренней российской газовой инфраструктуры как гаранта стабильности поставок. Комично, но на повестку дня выходит вопрос, кто-же ?решится? стоять у этого источника и регулировать его. Ау! Проснитесь, кто думает стратегически! Уже аж в Казахстане слышно!
Мы не собираемся ни с кем конкурировать (в принципе, и не с кем). Перепродавать газ мы не собираемся, а расходы на содержание фирмы самоокупаются вследствие реализации на рынке следующих услуг:
? Транспортировка от торговой площадки до потребителя. Как указано выше, последовательная
транспортировка осуществляется на основании от 1 до 5 годовых контрактов с владельцами газовых сетей. Energy Logistics при этом является экспедитором и доставляет природный газ по заданию клиента от торговой площадки до узла учета потребителя.
? Транспортировка от торговой площадки до газовой установки потребителя (расширенные
основные услуги). При этом ?Energy Logistics? совместно с клиентом участвует в плановых расчетах и техническом управлении потребления. Эти услуги помогут сэкономить для потребителя до 15 % стоимости энергии за счет оптимизации загруженности газопроводов. Клиенту больше не придется самостоятельно составлять недельные и дневные прогнозы расходования энергии.
? Оптимизация закупок по поручению клиента (дополнительные услуги). Инициаторы ?Energy Logistics? госпожа Клюгэ и господин Оле Бестед Хензинг имеют лицензию LPX и Европейской энергетической биржы EEX как Spot/Termin трейдеры. Посредством оптимизации трейдинга (hedging) клиент обеспечивается энергией и снижает стоимость закупок газа.
? Транснациональное экспедирование ( в перспективе). Либерализация рынков
энергии происходит не только в Германии, но и почти по всему миру. В настоящее время не существует ни одной экспедиции, осуществляющей транспортировку природного газа, например, из Омана в Германию или из Марокко или Алжира в Голландию, или из Мурманска в Америку. Это не происходит по причине недостаточного парка танкеров для перевозки сжиженного природного газа (LNG). В прошлом они строились для определенных поставок между двумя странами и их невозможно арендовать. Сейчас на стапелях осуществляется строительство новых танкеров одновременно с истечением срока амортизации танкеров первого поколения. Их экспедирование будет логическим развитием фирмы, так же как и создание промежуточных ?складов?, т.е. ПХГ в непосредственной близости от потребителя.
Буквально на днях Европарламент одобрил закон по переходу европейского рынка электроэнергии и газа к 2007 году к свободной конкуренции.
Автор: Игорь Шмидт