Газовый рынок России в силу своей консервативности долгие годы был недоступен не только для иностранных инвесторов, но и для отдельных российских нефтегазовых компаний.
Так, в советское время Всероссийское объединение ?Росстройгазификация? контролировало газораспределительные организации, транспортирующие газ по сбытовым сетям до потребителя. Это предприятие перераспределяло природный газ внутри страны в объемах около 300 млрд куб. м в год.
Протяженность газопроводов превышала 300 тыс. км и увеличивалась ежегодно на 15?20 тыс. км. При таких темпах развития газораспределительных сетей Россия могла стать страной с высокой степенью газификации. Однако, этого не произошло.
В настоящее время на внутреннем рынке газораспределения РФ работают 330 акционерных обществ. Несовершенная система ценообразования, низкие доходы населения, скудные региональные бюджеты определяют слабое развитие газораспределительные сети.
Темпы строительства снизились и на протяжении последних пяти лет не превышают 2?3 тыс. км в год.
,Потребности в развитии газификации России сегодня очень велики: так, уровень негазифицированных природным газом квартир в городах и рабочих поселках составляет 44%, а в сельской местности ? 79%.
Ускоренное развитие сетей газораспределения возможно лишь с привлечением в этот бизнес разнообразных отечественных и зарубежных инвесторов.
При этом на первое место выходят такие понятия, как целесообразность и финансовое состояние проектов газификации. Инвесторы оценивают, насколько оправдан предлагаемый проект с экономической точки зрения. Необходимо решить вопросы организации взаимодействия между всеми возможными участниками инвестиционного процесса, учесть их интересы.
Именно при таком подходе возможна реализация проектов по газификации областей Российской Федерации с привлечением иностранных партнеров. Иностранный инвестор интересен тем, что, кроме внедрения новых технологий, он приносит с собой прогрессивный менеджмент.
Для российской стороны предоставляется возможность совершенствования и диверсификации деятельности газораспределительных компаний с учетом зарубежного опыта.
Реализация проектов по газификации имеет большое социально-экономическое значение, так как создаст условия для роста производства, качества жизни населения, для улучшения состояния окружающей среды. Поэтому потенциальные инвесторы проекта могут рассчитывать на содействие федеральных и региональных властей, что обеспечивает, как минимум, снижение политических рисков.
,С июня 1997 года ?Газпром? становится активным участником процессов газораспределения, объявив одним из приоритетных направлений производственной политики осуществление программы мер в области развития российского рынка природного газа. Сформировалось новое направление работы компании ? газораспределение.
В Группу ?Газпром? входит 161 газораспределительная организация, которые обслуживают 403 тыс. км (76%) распределительных газопроводов страны и обеспечивают поставку в 75% населенных пунктов 58% потребляемого газа ? около 158 млрд. куб. м.
С 2000 года действует Концепция участия компании в газификации регионов Российской Федерации. В ней впервые были определены основные направления, порядок и условия участия ?Газпрома? в газификации, а также источники финансирования.
В конце августа 2003 года ОАО ?Газпром? утвердило новую редакцию Концепции участия компании в газификации регионов Российской Федерации.
В новом документе газификация впервые рассматривается как подотрасль газовой промышленности. Она включает в себя обеспечение газом конечных потребителей, строительство новых и реконструкцию действующих сетей, а также использование газа в качестве моторного топлива и внедрение эффективных газосберегающих технологий.
В Концепции определены основные направления деятельности компании в области газификации и использования газа, механизмы их реализации с учетом требований действующего законодательства РФ.
Утвержденный документ является основой для разработки конкретных программ, организационных мероприятий и нормативных документов, регламентирующих участие ?Газпрома? в газификации.
Концепция призвана упорядочить взаимодействие с администрациями регионов, скоординировать усилия ОАО ?Газпром? и его дочерних предприятий для обеспечения наибольшей эффективности использования собственных и привлекаемых ресурсов в области газификации.
В новом документе четко прописан механизм взаимодействия ОАО ?Газпром? с администрациями регионов на подготовительном этапе газификации:
? заключение соглашения о сотрудничестве между ?Газпромом? и администрацией субъекта РФ;
? заключение договора о газификации;
? заключение договора на разработку инвестиционного проекта;
? сбор предложений администраций по объектам газификации для разработки инвестиционного проекта;
? разработка инвестиционного проекта, включающего генеральную схему газификации, ТЭО, и бизнес-план;
? формирование и утверждение поэтапной Программы газификации субъекта РФ на основе инвестиционного проекта;
? утверждение перечня объектов для газификации на основе ТЭО;
? определение форм участия ОАО ?Газпром? в газификации объектов, источников и форм финансирования.
Реализация новой Концепции укрепит позиции компании на рынках конечного потребления газа, изменит структуру газопотребления в сторону более эффективного использования топливных ресурсов, снизит сроки окупаемости объектов газоснабжения и повысит инвестиционную привлекательность системы газораспределения.
Программа ОАО ?Газпром? по газификации регионов РФ на 2003 год предусматривает инвестиции в развитие газовых сетей в размере около 3,5 млрд. руб.
Автор: Надежда Падерина