Понятие "нефтегазовый комплекс" (НГК), наряду с нефтепереработкой и другими компонентами, включает два важнейших: добычу нефти, газа и нефтегазовый сервис.
Оба компонента - неотъемлемые элементы единого технологического цикла нефтегазовой индустрии. Проблема состоит в том, что в подавляющем большинстве нефтегазодобывающих стран мира отсутствует необходимый интеллектуальный, технологический и промышленный потенциал для надлежащего обеспечения национальной добычи собственным высокотехнологичным сервисом. Таким потенциалом обладают только три страны в мире: США, Россия и Китай. Поэтому остальной мир вынужден обращаться к услугам компаний этих стран и зависеть от них. Из этого следует, что Россия может и должна играть значимую роль в обеспечении глобальной энергетической безопасности, опираясь не только на ресурсную составляющую, но и на свой высокий интеллектуально-технологический потенциал, воплощенный в сервисе и нефтегазовом оборудовании.
Нефтегазовый сервис - это средство обеспечения энергетической и экологической безопасности страны. В США и Китае к этому виду работ допущены, в основном, национальные компании. Это обусловлено стратегической значимостью для безопасности страны информации, получаемой с его помощью, о состоянии и перспективах минерально-сырьевых ресурсов государства (результаты геолого-разведочных работ, сейсморазведки, бурения, геофизических исследований скважин на суше и море). Сервис обеспечивает необходимый уровень добычи и транспорта нефти и газа (проектирование разработки и обустройство месторождений, ремонт скважин, автоматизация промыслов, повышение нефтеотдачи, трубопроводы, строительство морских платформ и др.), является информационной основой экологической безопасности на суше, море и в недрах при добыче нефти и газа.
Нефтегазовый сервис - один из важнейших локомотивов для перевода экономики страны с сырьевой направленности в сферу высоких технологий. Мировой рынок нефтегазового оборудования и сервиса представлен высокотехнологичной, наукоемкой и капиталоемкой продукцией, в основе которой широко используются достижения оборонно-промышленного комплекса. Тесное взаимодействие нефтегазового и оборонного комплексов взаимовыгодно как отраслям, так и экономике страны в целом. Она быстрее уходит от сырьевой зависимости. Если годовой экспорт продукции оборонно-промышленного комплекса вышел на уровень 5 млрд дол., то нефтегазовый сервис может давать выручку на мировом рынке 15-20 млрд дол/год (рис. 1), а экспорт нефтегазового оборудования может постепенно завоевать позицию в 5-10 млрд дол/год.
Нефтегазовый сервис - это эффективный инструмент реализации геополитических и геоэкономических целей государства. Национализация нефтяной и газовой промышленности в арабских странах, Латинской Америке, Африке и Азии поставила многие из этих государств в зависимость от иностранного нефтегазового сервиса. Здесь доминируют компании США, что по различным причинам не всегда приемлемо для этих стран. Место б.СССР на этом рынке теперь активно и планомерно осваивает Китай. Возвращение России позволит не только расширить экспорт высокотехнологичной продукции, но и значительно укрепить экономические и геополитические позиции нашей страны.
В настоящее время мировыми лидерами в развитии техники и технологии нефтегазового сервиса являются три страны: США, Россия и Китай (рис. 2). Эти страны разрабатывают и производят наиболее полный спектр нефтегазового оборудования, аппаратуры, технологий и располагают крупнейшим сервисным и интеллектуальным потенциалом для выполнения работ от поиска и разведки месторождений до наиболее полного извлечения содержавшихся в них запасов нефти и газа. Среди факторов, обусловливающих лидерство названных стран в этой сфере, главными являются:
наличие крупного топливно-энергетического комплекса формирует потребность в новой технике и технологии и служит полигоном для их отработки;
наличие развитого оборонно-промышленного комплекса создает предпосылки технологического лидерства в сервисе благодаря использованию новейших достижений оборонной техники;
высокий уровень академической и отраслевой науки обеспечивает конкурентоспособность предлагаемых мировому рынку техники и услуг;
развитая система и высокий уровень образования населения воспроизводит интеллектуальный потенциал лидерства.
Наиболее мощным нефтегазовым сервисом и практически полным контролем мирового сервисного рынка обладают компании США (см. рис. 2), далее идет Россия, нефтегазовый сервис которой в советское время самостоятельно справлялся с обеспечением рекордных годовых уровней добычи нефти в 600 млн т и газа в 600 млрд м3. Помимо своей страны он успешно работал в странах СЭВ, Китае, Вьетнаме, Индии, Ираке, Египте, Ливии, Алжире, Кубе, Югославии и других. Китайский нефтегазовый сервис - самый молодой и интенсивно развивающийся. Он не только самостоятельно обеспечивает потребности нефтегазовой отрасли своей страны, но и активно укрепляет позиции на мировой арене.
СОСТОЯНИЕ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕРВИСА В РОССИИ
В б.СССР государственная политика и управление нефтегазовым сервисом осуществлялись отраслевыми ведомствами - Миннефтепромом, Мингео и Мингазпромом в соответствии с установками ЦК КПСС и СМ СССР по развитию топливно-энергетического комплекса страны. Внешнеэкономическая деятельность в этой сфере регулировалась теми же органами. Мощь нефтегазового сервиса обеспечивалась крупными вложениями в подготовку кадров, отечественную науку, машиностроение и приборостроение, техническое оснащение. К решению сложных проблем привлекался потенциал оборонно-промышленного комплекса. В условиях "холодной войны" и полной изоляции от западного сервиса нефтегазовый комплекс страны не только не имел проблем в области сервиса, но и мог эффективно действовать, опираясь на собственный сервис, во многих странах мира.
В эпоху экономических и политических преобразований контроль и управление развитием нефтегазового сервиса со стороны государства были утрачены, произошло его дробление и ослабление. В 90-е гг. в Минтопэнерго РФ некоторое время за эти проблемы отвечал заместитель министра с соответствующим аппаратом. С преобразованием в Минпромэнерго РФ вопросы нефтегазового сервиса выпали из поля зрения министерства. В стране довлел и до сих пор до конца не изжит ошибочный для переходного периода принцип либералов - рынок сам все отрегулирует.
Этим не преминули воспользоваться лидеры американского нефтегазового сервиса, которым представилась уникальная возможность не только поглотить перспективный российский рынок, но и убрать с мирового рынка потенциально опасного конкурента. Технология поглощения отечественного сервиса включает в себя идеологическую и финансовую составляющие. В качестве идеологической основы передела сервисного рынка добывающим компаниям активно навязываются два тезиса:
- нефтегазовые компании должны освободиться от "непрофильных сервисных активов";
- западные сервисные компании являются носителями высоких технологий.
Годовая емкость российского рынка нефтегазового сервиса оценивается примерно в 10 млрд дол., а темп ежегодного роста составляет около 20 %. Эти цифры кратно вырастут, если добавить строительство трубопроводов и производство нефтегазового оборудования.
Результаты проведенной работы впечатляющие. Не освободились от "непрофильных активов" только "Газпром" с "Газпром нефтью", "Татнефть" и "Сургутнефтегаз". Сервисная служба этих компаний находится на современном уровне, оснащена лучшей отечественной и мировой техникой и технологией и полностью удовлетворяет потребности своих компаний в необходимых видах сервиса. Другие нефтяные компании такие, как "Роснефть", "ЛУКОЙЛ", "ЮКОС", "ТНК-ВР", избавились от своих сервисных активов (рис. 4). К этому следует добавить значительное число предприятий, которые после ликвидации министерств, приватизации и акционирования были отпущены в "свободное плавание". Часть из них приспособилась к работе в условиях конкуренции и постепенно стала интегрироваться в более крупные компании (например, АНЕГА). Для этого типа компаний проблемой является фактор времени. За 3-5 лет с момента их возникновения они смогли поднять выручку до 5-8 млрд р., но им трудно противостоять на нашем рынке западным компаниям с годовой выручкой 15-17 млрд дол. и 50-70-летней историей эволюционного развития. Другая часть, лишившись поддержки компаний-заказчиков и государства, не имея средств на техническое перевооружение и совершенствование технологии, либо обанкротилась, либо влачит жалкое существование. В этот момент вступала в действие финансовая составляющая. Поглощая лучшие из подобных предприятий, иностранный сервисный бизнес таким образом наращивал свою долю на рынке российского сервиса. Так, в состав "Schlumberger" вошли "Петроальянс", "Тюменьпромгеофизика", "Сибирская сервисная компания", "Красноярский УГР", "Геофит" и др. Компания "Baker Hughes" приобрела акции ОАО "Оренбургнефтегеофизики". Созданная на средства западных инвестиционных фондов, компания "Интегра-менеджмент" скупила активы целого ряда буровых, геофизических и по ремонту скважин компаний, завод по производству буровых станков на "Уралмаше", ВНИИБТ - головной институт по буровой технике.
Нефтегазовые компании после освобождения от "непрофильных активов" сняли с себя ответственность за обеспечение конкуренто- и дееспособности отечественного сервиса, утратили интерес к его развитию. Отношения между российскими нефтяными и сервисными компаниями настолько коммерциализировались, что взаимная поддержка, партнерство, учет национальных интересов, так характерные для россиян, отошли на задний план.
На примере геофизического сектора видно насколько высок темп поглощения российского рынка компаниями с иностранным капиталом (рис. 5, см. рис. 4). Подобная тенденция характерна и для других сегментов сервисного рынка. В секторах бурение, ГИС и сейсморазведка доля компаний с иностранным капиталом к началу 2006 г. достигла соответственно 48, 31, 13 %. В целом по сервисному рынку России иностранное присутствие превысило 30 %.
Второй аргумент справедлив лишь отчасти, так как многие из появившихся на нашем рынке западных высоких технологий имеют российское происхождение и предлагаются отечественными компаниями.
Негативную роль в снижении конкурентоспособности отечественного сервиса сыграло полное прекращение финансирования НИОКР как со стороны государства, так и нефтегазовых компаний. Это в значительной степени привело к разрушению существовавшей в б.СССР сети отраслевых НИИ и КБ, значительному оттоку высококлассных ученых и специалистов за рубеж, главным образом в США. Сервисные компании в силу своей раздробленности и обескровленности не могут выделять необходимые средства на эти цели. Исключением служит компания АНЕГА, которая ведет научные исследования, частично финансируемые компанией, и имеет собственное приборостроение, обеспечивающее потребности в новой технике и технологии не только своей, но и других отечественных и зарубежных компаний. Иную стратегию в интеллектуальной сфере демонстрируют американские сервисные компании в России. Они создали свои научные центры при МГУ ("Schlumberger") и Сибирском отделении РАН ("Schlumberger", "Baker Hughes"), отбирают и финансируют подготовку талантливой молодежи в ведущих университетах страны.
Особую тревогу вызывает ситуация, складывающаяся вокруг перспектив освоения российского шельфа. Отечественный геофизический сервис к решению этих проблем не допущен. На Каспии, Сахалине, северных морях доминируют "Schlumberger", "Halliburton" и "Baker Hughes".
Итогом подобного развития событий стали ускоренное поглощение российского рынка американскими компаниями, рост цен на сервис и обострение экологических проблем. Между тем опыт "Газпрома", "Сургутнефтегаза", "Татнефти" и АНЕГИ показывает, что российский сервис в условиях рынка научился самостоятельно обеспечивать потребности своих нефтегазовых компаний.
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
В России отсутствует государственная политика в области нефтегазового сервиса.
Существует реальная угроза поглощения отечественного сервисного рынка компаниями с иностранным капиталом.
Российский сервис теряет как рынок стран СНГ, так и мировой рынок.
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕРВИСА В США И КИТАЕ
В США вопросы нефтегазового сервиса относятся к компетенции Министерства энергетики. В функции этого ведомства входит мониторинг складывающейся ситуации в области ТЭК в стране и мире. Власти США реализуют политику, обеспечивающую полный контроль американскими компаниями внутреннего рынка нефтегазового сервиса. Что касается мировой арены, то защита интересов американского нефтегазового сервиса обеспечивается всеми имеющимися у США экономическими, политическими и дипломатическими средствами. Большое внимание министерство уделяет развитию конкурентной среды в сервисе, поддержке малых сервисных и приборостроительных компаний, финансированию инновационных проектов, обеспечивающих мировое лидерство американских компаний в этом бизнесе.
Нефтегазовый сервис в США осуществляется, в основном, американскими компаниями, среди которых лидируют "Schlumberger", "Halliburton", "Baker Hughes" и "Weatherford". За более чем 60-летний период своего существования они выросли до крупнейших в мире транснациональных компаний с годовым оборотом 15-20 млрд дол. Структура бизнеса американских компаний диверсифицирована и охватывает многие виды сервиса. Освоение мирового рынка происходило в тесном альянсе с американскими нефтегазовыми корпорациями. Но в отличие от них процесс национализации нефтегазовых отраслей, наблюдающийся во многих нефтегазодобывающих странах мира, не привел к ослаблению позиций американского сервиса в этих странах, так как для создания собственного сервиса последние не обладают соответствующим научно-техническим потенциалом. В настоящее время подразделения американских компаний работают практически во всех странах мира, осуществляющих работы на нефть и газ (см. рис. 2). Мировое лидерство обеспечивается за счет значительных вложений в НИОКР (только "Schlumberger" на эти цели затрачивает более 350 млн дол/год), использования высокотехнологичных машиностроительных и приборостроительных мощностей, привлечения талантливых специалистов со всего мира, эффективного менеджмента и агрессивного маркетинга. Компании нефтегазового машиностроения и сервиса играют существенную роль в решении проблем американского оборонно-промышленного комплекса. В концентрированном виде это лидерство находит свое воплощение в создании сервисной техники и технологии, прежде всего, для освоения ресурсов нефти и газа на шельфе. Не случайно, что подъем со дна моря затонувшего атомного подводного крейсера "Курск" оказался под силу только американской компании "Halliburton" - ведущей в области нефтегазового сервиса. Лоббирование интересов американского сервиса осуществляется на самом высоком уровне. Достаточно назвать вице-президента США Д. Чейни, который многие годы находился в руководстве компании "Halliburton".
Государственная политика Китая по реформированию, защите интересов китайского нефтегазового сервиса и повышению его конкурентоспособности разрабатывается и реализуется корпорацией "China National Petroleum Corporation". При вступлении Китая в ВТО руководству страны необходимо было решить две задачи:
- защитить отечественный сервисный рынок от его поглощения иностранными компаниями;
- обеспечить достойное место китайским компаниям на мировом рынке нефтегазового сервиса.
С этой целью при вступлении в ВТО был согласован 7-летний срок действия ограничительных квот в доступе иностранным сервисным компаниям на китайский рынок. За этот период нефтегазовый комплекс был коренным образом реформирован (рис. 6). Мелкие разрозненные предприятия нефтегазового сервиса были укрупнены и включены в состав нефтегазовых корпораций и компаний: Petro China, SINOPEC, "China National Offshore Oil Corporation". Наиболее мощно китайский сервис представлен в "China National Petroleum Corporation". Здесь сосредоточены две группы сервисных компаний, одна из которых обеспечивает потребности внутреннего рынка, другая ориентирована только на обслуживание мирового рынка. Китай не поддался на соблазн "освобождения нефтяных компаний от непрофильных активов". Для обеспечения конкурентоспособности сервиса государство и нефтегазовые компании вложили значительные средства и продолжают финансировать подготовку кадров, НИОКР, приобретение лучших образцов западной и российской техники и технологий с последующим освоением производства аналогов высокотехнологичными предприятиями, в том числе оборонного комплекса. Китайские нефтегазовые компании в тендерах на услуги всегда отдают предпочтение национальному сервису. Исключение составляют разовые работы иностранных компаний с новейшими технологиями, которыми Китай пока не владеет.
Так в Китае было обеспечено решение первой задачи, что позволило ограничить долю присутствия иностранного сервиса на китайском рынке на уровне 2-3 %. Особо следует отметить успехи Китая в развитии техники и технологии освоения шельфа. Морские сейсмические, каротажные, буровые компании, входящие в состав "China National Offshore Oil Corporation" (CNOOC), оснащены самой современной техникой и технологией и не только полностью обеспечивают свои национальные потребности, но и вышли на мировой рынок. Стартовые позиции в освоении Китаем морской техники и технологии нефтегазового сервиса были реализованы американскими компаниями, а дальнейшее развитие обеспечивается собственным научно-производственным комплексом CNOOC. К решению наиболее сложных проблем привлекается Академия китайского военно-морского флота.
Что касается второй задачи, то в настоящее время китайский нефтегазовый сервис успешно конкурирует с американскими сервисными компаниями на суше и море в более 25 странах мира, в том числе Казахстане, Туркмении, Узбекистане, арабских странах, Африке, Центральной и Южной Америке, странах Азиатско-Тихоокеанского экономического пространства. Интересен опыт Китая по созданию непосредственно в США китайских компаний по разработке, производству и последующей поставке на родину наиболее высокотехнологичных образцов аппаратуры и оборудования для нефтегазового сервиса. В России китайский сервис представлен сейсмической компанией "Bureau of Geophysical Prospecting", начавшей проведение сейсморазведки в Западной Сибири.
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
Рынки нефтегазового сервиса США и Китая контролируются в основном их отечественными компаниями.
Государственная власть США и Китая обеспечивает защиту и поддержку интересов своих сервисных компаний на внутреннем и мировом рынках.
Мировой рынок нефтегазового сервиса, в основном, контролируется американскими компаниями.
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕРВИСА РОССИИ
Повышение роли России в обеспечении глобальной энергетической безопасности связано с решением сложнейших проблем разведки, освоения и разработки месторождений нефти и газа европейской части России, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока, шельфа северных, восточных и южных морей. В рамках СНГ возможно усиление сотрудничества с прилегающими государствами по освоению ресурсов Каспия, континентальных месторождений Казахстана, Туркмении, Узбекистана и Азербайджана. С учетом складывающейся благоприятной геополитической обстановки возможно расширение взаимодействия России в нефтегазовой сфере с арабскими государствами, странами Латинской Америки, Африки и Юго-Восточной Азии. В реализации всех этих возможностей большую роль может и должен сыграть российский нефтегазовый сервис.
Государственная политика в области нефтегазового сервиса должна быть ориентирована на создание и поддержку нескольких крупных отечественных корпораций нефтегазового сервиса, оснащенных современной техникой и технологией, конкурирующих между собой на внутреннем рынке и реализующих собственную маркетинговую стратегию на мировом рынке. Часть из них должна остаться в составе нефтегазовых компаний, но с правом обслуживания сторонних заказчиков на внутреннем и международном рынках. Другая часть может быть создана на основе консолидации государственных и частных сервисных активов.
В связи с большими перспективами освоения УВ-ресурсов российского шельфа в Правительстве РФ рассматривается вопрос о создании национальных корпораций по геолого-разведочным работам и добыче нефти и газа на акватории прилегающих морей. При создании нефтегазодобывающей корпорации необходимо предусмотреть организацию сервисной компании, обеспечивающей весь цикл морских услуг от геофизического исследования скважин, бурения скважин, обустройства месторождений до экологического мониторинга окружающей среды. Эта компания может иметь статус дочерней при морской корпорации (как сделано в Китае) и, помимо работы в России, должна искать приложение своим возможностям на мировом рынке.
Доля иностранного сервиса в России на суше и море должна быть снижена до 3-5 %. Реализовать это не сложно, если на тендерах российские нефтегазовые компании при прочих равных условиях будут отдавать предпочтение российским компаниям нефтегазового сервиса. По мере сокращения объемов иностранного сервиса в отечественные сервисные компании возрастет приток российских специалистов, получивших хороший опыт работы в первоклассных компаниях Запада. На мировом сервисном рынке Россия должна поднять свою выручку до 15-20 млрд дол/год.
Для достижения поставленных целей потребуется значительно расширить финансирование государством и нефтегазовыми компаниями НИОКР по созданию новейшей техники и технологии нефтегазового сервиса на суше и шельфе. Необходимо будет возродить на новой основе НИИ и КБ, обслуживавшие этот бизнес, и подключить соответствующий потенциал оборонно-промышленного комплекса. Государство должно помочь предприятиям машиностроения в переоснащении производства и освоении выпуска новейших образцов аппаратуры, наземного и морского нефтегазового оборудования как для внутренних нужд нефтегазового комплекса России, так и расширения экспорта высокотехнологичной продукции до уровня 5-7 млрд дол/ год. Это позволит сделать экономику страны менее зависимой от сырьевых отраслей.
Для реализации предлагаемой политики необходимо.
1. Определить государственный орган, ответственный за контроль и развитие отечественного нефтегазового сервиса, на который необходимо возложить разработку и реализацию программы по укреплению позиций российского нефтегазового сервиса на внутреннем и мировом сервисных рынках. Необходимо, чтобы эта государственная структура обладала соответствующими правами и финансовыми средствами для решения поставленных задач.
2. Параллельно с созданием морской нефтяной корпорации для освоения шельфа России предусмотреть создание отечественной корпорации нефтегазового сервиса (условно "Шельфнефтегазсервис"), которая в перспективе должна активно выходить на мировой сервисный рынок.
3. Создать государственную специализированную корпорацию по нефтегазовому сервису за рубежом и экспорту российского нефтегазового оборудования ("Роснефтегазсервис") и постепенно довести ее выручку до 20-25 млрд дол/год.
4. Нефтегазовым компаниям "Газпром", "Газпромнефть", "Роснефть", "Сургутнефтегаз", "Татнефть" рекомендовать дальнейшее укрепление и оснащение их сервисных служб передовой техникой и технологией. Этот сервис наряду с АНЕГОЙ и другими отечественными сервисными компаниями должен обеспечить потребности внутреннего и частично внешнего рынка.
5. Разработать и реализовать государственную программу по техническому перевооружению нефтегазового сервиса, усилению НИОКР и оснащению машиностроительных и приборостроительных мощностей современным технологическим оборудованием с привлечением финансовых средств как государственного бюджета, так и российских нефтегазовых компаний.
6. Активизировать работу по гармонизации российских и международных стандартов в области нефтегазового сервиса, что облегчит вхождение российского сервиса на мировой рынок.
Автор: Н.А.Савостьянов (ЕАГО), В.В.Лаптев (ОАО НПФ “Геофизика”)