USD 97.5499

0

EUR 106.1426

0

Brent 75.64

+0.42

Природный газ 2.675

-0.11

...

Зачем России "газовая ОПЕК"?

Ежегодное увеличение значимости газа для мировой экономики уже не раз наталкивало "газоимущие" страны на мысль о создании организации, которая смогла бы контролировать большинство запасов голубого топлива в мире и устанавливать приемлемые (с точки зрения этих самых стран) цены. По аналогии с Организацией экспортеров нефти, ее назвали "газовой ОПЕК". Возможно ли создание подобной организации, и чем она будет полезной, а чем опасной для России?

Зачем России "газовая ОПЕК"?

В. Путин давно уяснил значимость нефти и газа, как политического инструмента, который с легкостью торит дорогу для России в мировом сообществе. После газовых инцидентов с Белоруссией и Украиной, весь мир с напряжением представляет себе руку президента России на вентиле, который одним махом перекрывает поставки газа в Европу. Оптимисты говорили, что бояться этого не стоит, так как на долю России приходится "только" 33% мировых запасов газа, так что можно обойтись и 66% оставшимися. А вот когда появились разговоры о создании "газовой ОПЕК" и они стали обвинять Россию в энергетическом шантаже. Лет десять назад о таком страхе не могло идти и речи - газ считался "побочным" энергетическим ресурсом, его зачастую просто выпускали в воздух при открытии нефтегазовых месторождений, цена его была довольно низка, а иностранцы вовсю распоряжались крупнейшими производителями газа в странах-поставщиках. Или находили компромисс с их владельцами.

,Сейчас ситуация изменилась и у "газовой ОПЕК" есть перспективы создания. Во-первых, сегодня ситуация меняется - спрос на газ растет на фоне глобального экономического подъема и из-за того, что он более экологичен при горении, чем другие виды топлива. Газ удобно накапливается и транспортируется, с его сжижением он стал транспортабелен даже по морю. Мир окутан сетью газопроводов. В добывающих странах государство взяло стратегические отрасли под свой контроль, и газ не стал исключением. Потребление природного газа в мире вырастет с 2,75 трлн куб. м в 2005 году до 5,16 трлн куб. м в 2030-м, то есть практически в два раза. При этом высокие цены на нефть будут повышать спрос на голубое топливо. Сейчас его использование ежегодно увеличивается на 2,4%. Его доля в энергетическом балансе планеты, по оценкам аналитиков, в 2030 году составит 26%.

Все это послужило причиной того, что именно газовые темы переговоров все более важны для Европы и на встречах G8 и на различных саммитах. Именно поэтому Европа хочет, чтобы Россия подписала Энергетическую хартию, чему страна усиленно противится…Но хартия - это одно из обязательных условий вступления России в ВТО, куда страна стремится попасть уже более десяти лет. Что делать? Видимо, в Москве решили "выбить" этот джокер Европы другим - рассказами о создании "газовой ОПЕК".

Во-вторых, за создание говорит сама история. Очень уж долго "мусолят" эту тему, чтобы от нее отказаться. Отметим и то, что в идею подобного картеля верят и на Западе, причем не кто-то, а Североатлантический альянс. Так, в середине ноября 2006 года, специалисты НАТО предположили, что Москва готова к тому, чтобы организовать сильное международное объединение производителей газа. По информации аналитиков альянса, Россия дополнительно усилила бы свое влияние в Европе, а особенно - на бывшие советские республики, энергетически связанные с Россией.

По их мнению, одна из главных мировых проблем состоит в том, что Россия в перспективе способна использовать углеводородное сырье как политическое оружие, создав и возглавив мировой газовый картель, наподобие нефтяного ОПЕК. Был даже подготовлен обстоятельный доклад, в котором утверждается, что российские власти могут попытаться объединить интересы производителей газа в единую структуру, что резко увеличит влияние Москвы на Европу и на остальной мир. По данным аналитиков альянса, в состав новую организации могут войти Иран, Катар, Норвегия, Алжир, Ливия, а также ряд постсоветских стран Средней Азии. В одном из прошлогодних докладов Международного энергетического агентства, в частности, говорится: - 'Существует вероятность, что основные страны-производители газа начнут координировать свои планы по инвестициям и добыче с целью не допустить переизбытка товара на рынке, тем самым сохраняя высокие цены'.


,Отметим и желания самих сторон. О возможности международного "газового альянса" В.Путин говорил еще в 2002 году, когда на саммите глав СНГ в Алма-Ате было сделано совместное заявление руководителей Казахстана, Туркменистана, Узбекистана и России о взаимодействии по вопросам энергетической политики и обеспечения защиты интересов стран-производителей газа. Наиболее громкие призывы к созданию газового картеля исходят из Ирана, верховный лидер которого аятолла Али Хаменеи в конце января заметил, что на Иран и Россию вместе взятые приходится 40 процентов доказанных запасов газа в мире

"Газовая ОПЕК" стала главной темой разговоров 1 февраля, когда В.Путин провел пресс-конференцию с российскими и иностранными журналистами. Заданные ему вопросы касались, в том числе, и энергетических аспектов отношений России с другими странами. На вопрос об отношении гаранта Конституции к выдвинутому неделей ранее предложению Ирана о создании картеля поставщиков газа, президент ответил, что мысль кажется ему интересной, и что ее стоит обдумать. Европейцы против создания такой структуры, так как уверены, что В.Путин и его преемники не остановятся перед картинами замерзающей Европы и перекроют газ, как только это будет выгодно России. Учитывая, что большинство запасов газа находится в тех странах, которые контролируются авторитарными и полуавторитарными правителями (Иран, Алжир, Кувейт), перспектива объединения их газовых запасов и диктат цен и условий поставки представляется мировой общественности пугающей.


,Что же предлагают Россия и другие поставщики? Фактически речь идет о создании некой "сети влияния" путем заключения долгосрочных контрактов, по которым национальные нефтяные и газовые компании договаривающихся стран получат возможность разведывать и добывать газ на территории друг друга. Участники проекта смогут получать доступ к ряду месторождений на территории других членов альянса, что будет дополнительно оговорено в документах. Иран и Россия будут держать под своим контролем половину мировых запасов этого важного энергетического ресурса. В качестве возможных членов новой организации упоминаются также Алжир, Катар, Ливия и государства Центральной Азии. Как пример приводится сотрудничество "Газпрома" и алжирской Sonatrach. Алжирская компания уже готовится к участию в тендерах на разведку и добычу полезных ископаемых в России; параллельно в обеих странах ужесточается режим инвестиций в газовые ресурсы со стороны западных компаний. С точки зрения аналитиков, смысл в подобных действиях, конечно, есть: у Алжира есть опыт работы на рынке сжиженного природного газа, а у российского 'Газпрома' - в транспортировке газа по трубопроводам. Сегодня обе компании вместе поставляют в Европу 46 процентов потребляемого там газа. Компании обменялись поставками партий топлива, в результате чего Sonatrach стала больше известна в Европе, а 'Газпром' получил некоторый опыт в транспортировке СПГ в Северную Америку с целью его перепродажи. Однако общее впечатление от встречи руководства компаний в столице Алжира осталось весьма бледное: судя по всему, 'Газпром' и Sonatrach создают видимость деятельности, стремясь прикрыть ею отсутствие реальных перспектив.

Красивый для России миф получается - некое подобие нефтяной ОПЕК, где Россия, несомненно, видит себя в роли ведущей державы. Практически 75% запасы газа внутри стран-участниц и серьезный инструмент для политического давления на ЕС и страны НАТО, неисчерпаемые ресурсы, инвестиции из стран Ближнего Востока. Прибавьте к этому сближение России с ближневосточными государствами, чья политика старается выбиться из русла США - вот вам многополярный мир, о котором говорил В.Путин в своей уже знаменитой Мюнхенской речи. Правда, как это обычно бывает, реальность менее радужна.

,Во-первых, даже тот, на кого постоянно ссылаются при разговорах о создании альянса, говорит о том, что подобная организация не нужна, главное - чтобы страны-производители могли превратиться из конкурентов в партнеров. Заметьте - если российский президент говорит такими обтекаемыми формулировками и не усердствует в отстаивании этого интереса - это имеет мало шансов на претворение в жизнь. Эмир Катара шейх Хамад бен Халифа аль-Тани уже заявил, что поддерживает дискуссии, но не уверен, что газовый картель сможет в той же мере контролировать рынок, в какой это делает ОПЕК. Отсутствие уверенного голоса и плана действий в таком предприятии может дорогого стоить.К тому же политические контакты между странами участницами не настолько близки, чтобы в течение каких-нибудь месяцев не измениться на диаметрально противоположные. Для примера: Россия, Катар и Иран являются членами Форума стран-экспортеров газа, который был создан в 2001 году, но не собирается с 2005 года. Катар и Ливия вообще из-за своей непредсказуемости уже вполне могут претендовать на статус имен нарицательных - даже по меркам Ближнего Востока. Освоение их природных богатств до сих пор в очень значительной мере зависит от иностранного технического участия. Восток - дело тонкое…

Во-вторых, сегодня на рыночных условиях реализуются сравнительно малые объемы газа. По большей части газ продается и покупается в рамках долгосрочных контрактов, многие из которых имеют сроки до 20 лет. Влиять на цену путем регулирования объемов добычи при таких условиях весьма затруднительно. Потерять клиента - большая проблема. Конъюнтура рынка такова, что производителю выгоднее заключить долгосрочный договор, чтобы гарантировать себе прибыль в долгосрочном масштабе. Риск заключается в том, что цена может возрасти в несколько раз, что приведет к увеличению упущенный прибыли. На этот случай в договоры закладываются пункты, которые позволяют пропорционально повышать или понижать цену на газ в зависимости от того, смогут ли обе стороны договориться. "Газпром" по-настоящему гордиться тому, сколько долгосрочных контрактов у него заключено. Как он от этого откажется - неизвестно.

,Есть своя специфика и у продажи газа. Газ добывается, продается и потребляется на не общемировой, а в основном на региональной основе. Поставки газа на американский рынок осуществляются в основном американскими же компаниями, а практически весь импорт приходится на Канаду и страны Карибского бассейна. Что касается европейского рынка, то в данном случае главными источниками поставок выступают Россия и страны бассейна Северного моря, хотя на юг часть континента часть газа поставляется из Северной Африки. В Азии главные поставщики газа - Малайзия, Индонезия и Австралия. Единственный поставщик, который в состоянии претендовать на глобальную географию продаж - это Катар, мировой лидер по поставкам сжиженного природного газа (СПГ) на азиатские, европейские и североамериканский рынки. Хотя , в тоже время, тогда на первый план выходят запасы, так как иссякание запасов в перспективе приведет к монополизации всех поставок газа рядом стран. Среди них обязательно будет Россия и Иран, которые имеют в своих недрах чуть более 40% доказанных запасов газа в мире.

Специфика "Газпрома" также накладывает свой отпечаток на возможность создания альянса. Дело в том, что альянс будет иметь мировой масштаб, то есть, в перспективе, российский газовый монополист должен продавать свое топливо во все мире. Сейчас же у 'Газпрома' нет альтернативы продаже газа в Европу и Турцию, потребляющих всего около трети добываемого компанией газа, но дающих ей 70% дохода. Чтобы экспортировать газ другим основным потребителям, у "Газпрома" нет ни трубопроводов, ни инфраструктуры для сжижения газа. Таким образом, "Газпром" остается привязанным к Европе. Чтобы получить полноценную "газовую ОПЕК" необходимо соединить все страны потребители трубопроводами и протянуть трубы к основным покупателям. Учитывая то, что "Газпром" яростно борется за то, чтобы не допустить иностранные компании к транспортным потокам, такой вариант выглядит утопичным. Другой вопрос - кто будет спонсировать всю прорву труб, вентилей. Кто будет выплачивать компенсации странам-транзитерам, по которым будут идти трубопроводы за испорченную экологию? Инвестиции могут достигнуть триллионов долларов. Зачем это нужно российскому монополисту, если он и так имеет большую прибыль от продажи дешевого среднеазиатского газа по европейским ценам? Готов ли "Газпром" заплатить экономическую цену за увеличение политического влияния России?

,Ну и последним минусом в пользу нарождающегося альянса может служить сама политическая ситуация в мире. Будут ли третьи государства безропотными "транзитерами" газа или запросят свою долю? А если это будет газовая доля, не получится ли так, что весь газ уйдет именно им? С другой стороны, Европа может создать свою "газовую ОПЕК", которая включит в себя Норвегию, США, ряд стран Ближнего Востока. Что тогда делать? Просто на сегодняшний момент Европе выгоднее покупать газ в России, так как он относительно более дешев, чем газ из других стран.

,Можно сказать, что Россия и страны ближнего Востока просто бравируют своими ресурсами, пугая без того обеспокоенный Запад. Конечно, с точки зрения реализации, этот план не выдерживает никакой критики - отсутствие инфраструктуры и необходимость больших вложений, политические риски и ухудшение отношений с Западом. С другой стороны - извечная русская мечта - "показать им Кузькину мать"! Как бы то ни было, сегодня перспектива "газовой ОПЕК"- это не что иное, как ответ России не только НАТО, но и Энергетической хартии. Скорее всего в итоге газовая ОПЕК в виде официального картеля, напоминающего нефтяной ОПЕК, создана так и не будет. Однако это совсем не означает, что Россия силами "Газпрома" и ряда других своих крупнейших компаний не будет пытаться и дальше усиливать влияние на мировые энергетические рынки, стараясь объединить и возглавить страны-производители энергоресурсов.

На самом деле, ближе всего к истине оказался российский президент, когда заявил о том, что разговор идет о координации действий. Это подразумевает под собой сотрудничество в добыче, обмен технологиями, опытом, стажировки специалистов и совместное осваивание новых рынков. Допуск к месторождениям внутри страны, в конце концов. Этот путь необходим для производителей газа, так как уже скоро им придется столкнуться с поиском компромисса в распределении рынка сжиженного природного газа. Как ни странно, но именно сжиженный природный газ можно использовать в качестве основы для создания "Газовой ОПЕК" - он прекрасно транспортабелен, он продается именно по краткосрочным контрактам, он не зависит от политических изменений. Предположим, что в набат, по поводу картельных сговоров на рынке газа, европейские страны должны начать бить в тот момент, когда производство СПГ достигнет весомой доли на рынке газа.

Что мы имеем в итоге? Крайне, заманчивую с точки зрения политических дивидендов и набора международного "веса", перспективу, не подкрепленную простыми экономическими выводами. До сих пор даже сами министры не могут ответить на просто вопрос - "А оно нам надо?", поэтому нам остается только размышлять…