В. Путин давно уяснил
значимость нефти и газа, как политического инструмента, который с
легкостью торит дорогу для России в мировом сообществе. После
газовых инцидентов с Белоруссией и Украиной, весь мир с напряжением
представляет себе руку президента России на вентиле, который одним
махом перекрывает поставки газа в Европу. Оптимисты говорили, что
бояться этого не стоит, так как на долю России приходится "только"
33% мировых запасов газа, так что можно обойтись и 66% оставшимися.
А вот когда появились разговоры о создании "газовой ОПЕК" и они
стали обвинять Россию в энергетическом шантаже. Лет десять назад о
таком страхе не могло идти и речи - газ считался "побочным"
энергетическим ресурсом, его зачастую просто выпускали в воздух при
открытии нефтегазовых месторождений, цена его была довольно низка,
а иностранцы вовсю распоряжались крупнейшими производителями газа в
странах-поставщиках. Или находили компромисс с их владельцами.
,Сейчас ситуация изменилась и у
"газовой ОПЕК" есть перспективы создания. Во-первых, сегодня
ситуация меняется - спрос на газ растет на фоне глобального
экономического подъема и из-за того, что он более экологичен при
горении, чем другие виды топлива. Газ удобно накапливается и
транспортируется, с его сжижением он стал транспортабелен даже по
морю. Мир окутан сетью газопроводов. В добывающих странах
государство взяло стратегические отрасли под свой контроль, и газ
не стал исключением. Потребление природного газа в мире вырастет с
2,75 трлн куб. м в 2005 году до 5,16 трлн куб. м в 2030-м, то есть
практически в два раза. При этом высокие цены на нефть будут
повышать спрос на голубое топливо. Сейчас его использование
ежегодно увеличивается на 2,4%. Его доля в энергетическом балансе
планеты, по оценкам аналитиков, в 2030 году составит 26%.
Все это послужило причиной того, что именно газовые темы
переговоров все более важны для Европы и на встречах G8 и на
различных саммитах. Именно поэтому Европа хочет, чтобы Россия
подписала Энергетическую хартию, чему страна усиленно противится…Но
хартия - это одно из обязательных условий вступления России в ВТО,
куда страна стремится попасть уже более десяти лет. Что делать?
Видимо, в Москве решили "выбить" этот джокер Европы другим -
рассказами о создании "газовой ОПЕК".
Во-вторых, за создание говорит сама история. Очень уж долго
"мусолят" эту тему, чтобы от нее отказаться. Отметим и то, что в
идею подобного картеля верят и на Западе, причем не кто-то, а
Североатлантический альянс. Так, в середине ноября 2006 года,
специалисты НАТО предположили, что Москва готова к тому, чтобы
организовать сильное международное объединение производителей газа.
По информации аналитиков альянса, Россия дополнительно усилила бы
свое влияние в Европе, а особенно - на бывшие советские республики,
энергетически связанные с Россией.
По их мнению, одна из главных мировых проблем состоит в том, что
Россия в перспективе способна использовать углеводородное сырье как
политическое оружие, создав и возглавив мировой газовый картель,
наподобие нефтяного ОПЕК. Был даже подготовлен обстоятельный
доклад, в котором утверждается, что российские власти могут
попытаться объединить интересы производителей газа в единую
структуру, что резко увеличит влияние Москвы на Европу и на
остальной мир. По данным аналитиков альянса, в состав новую
организации могут войти Иран, Катар, Норвегия, Алжир, Ливия, а
также ряд постсоветских стран Средней Азии. В одном из прошлогодних
докладов Международного энергетического агентства, в частности,
говорится: - 'Существует вероятность, что основные
страны-производители газа начнут координировать свои планы по
инвестициям и добыче с целью не допустить переизбытка товара на
рынке, тем самым сохраняя высокие цены'.
,Отметим и желания самих сторон.
О возможности международного "газового альянса" В.Путин говорил еще
в 2002 году, когда на саммите глав СНГ в Алма-Ате было сделано
совместное заявление руководителей Казахстана, Туркменистана,
Узбекистана и России о взаимодействии по вопросам энергетической
политики и обеспечения защиты интересов стран-производителей газа.
Наиболее громкие призывы к созданию газового картеля исходят из
Ирана, верховный лидер которого аятолла Али Хаменеи в конце января
заметил, что на Иран и Россию вместе взятые приходится 40 процентов
доказанных запасов газа в мире
"Газовая ОПЕК" стала главной темой разговоров 1 февраля, когда
В.Путин провел пресс-конференцию с российскими и иностранными
журналистами. Заданные ему вопросы касались, в том числе, и
энергетических аспектов отношений России с другими странами. На
вопрос об отношении гаранта Конституции к выдвинутому неделей ранее
предложению Ирана о создании картеля поставщиков газа, президент
ответил, что мысль кажется ему интересной, и что ее стоит обдумать.
Европейцы против создания такой структуры, так как уверены, что
В.Путин и его преемники не остановятся перед картинами замерзающей
Европы и перекроют газ, как только это будет выгодно России.
Учитывая, что большинство запасов газа находится в тех странах,
которые контролируются авторитарными и полуавторитарными
правителями (Иран, Алжир, Кувейт), перспектива объединения их
газовых запасов и диктат цен и условий поставки представляется
мировой общественности пугающей.
,Что же предлагают Россия и
другие поставщики? Фактически речь идет о создании некой "сети
влияния" путем заключения долгосрочных контрактов, по которым
национальные нефтяные и газовые компании договаривающихся стран
получат возможность разведывать и добывать газ на территории друг
друга. Участники проекта смогут получать доступ к ряду
месторождений на территории других членов альянса, что будет
дополнительно оговорено в документах. Иран и Россия будут держать
под своим контролем половину мировых запасов этого важного
энергетического ресурса. В качестве возможных членов новой
организации упоминаются также Алжир, Катар, Ливия и государства
Центральной Азии. Как пример приводится сотрудничество "Газпрома" и
алжирской Sonatrach. Алжирская компания уже готовится к участию в
тендерах на разведку и добычу полезных ископаемых в России;
параллельно в обеих странах ужесточается режим инвестиций в газовые
ресурсы со стороны западных компаний. С точки зрения аналитиков,
смысл в подобных действиях, конечно, есть: у Алжира есть опыт
работы на рынке сжиженного природного газа, а у российского
'Газпрома' - в транспортировке газа по трубопроводам. Сегодня обе
компании вместе поставляют в Европу 46 процентов потребляемого там
газа. Компании обменялись поставками партий топлива, в результате
чего Sonatrach стала больше известна в Европе, а 'Газпром' получил
некоторый опыт в транспортировке СПГ в Северную Америку с целью его
перепродажи. Однако общее впечатление от встречи руководства
компаний в столице Алжира осталось весьма бледное: судя по всему,
'Газпром' и Sonatrach создают видимость деятельности, стремясь
прикрыть ею отсутствие реальных перспектив.
Красивый для России миф получается - некое подобие нефтяной ОПЕК,
где Россия, несомненно, видит себя в роли ведущей державы.
Практически 75% запасы газа внутри стран-участниц и серьезный
инструмент для политического давления на ЕС и страны НАТО,
неисчерпаемые ресурсы, инвестиции из стран Ближнего Востока.
Прибавьте к этому сближение России с ближневосточными
государствами, чья политика старается выбиться из русла США - вот
вам многополярный мир, о котором говорил В.Путин в своей уже
знаменитой Мюнхенской речи. Правда, как это обычно бывает,
реальность менее радужна.
,Во-первых, даже тот, на кого
постоянно ссылаются при разговорах о создании альянса, говорит о
том, что подобная организация не нужна, главное - чтобы
страны-производители могли превратиться из конкурентов в партнеров.
Заметьте - если российский президент говорит такими обтекаемыми
формулировками и не усердствует в отстаивании этого интереса - это
имеет мало шансов на претворение в жизнь. Эмир Катара шейх Хамад
бен Халифа аль-Тани уже заявил, что поддерживает дискуссии, но не
уверен, что газовый картель сможет в той же мере контролировать
рынок, в какой это делает ОПЕК. Отсутствие уверенного голоса и
плана действий в таком предприятии может дорогого стоить.К тому же
политические контакты между странами участницами не настолько
близки, чтобы в течение каких-нибудь месяцев не измениться на
диаметрально противоположные. Для примера: Россия, Катар и Иран
являются членами Форума стран-экспортеров газа, который был создан
в 2001 году, но не собирается с 2005 года. Катар и Ливия вообще
из-за своей непредсказуемости уже вполне могут претендовать на
статус имен нарицательных - даже по меркам Ближнего Востока.
Освоение их природных богатств до сих пор в очень значительной мере
зависит от иностранного технического участия. Восток - дело
тонкое…
Во-вторых, сегодня на рыночных условиях реализуются сравнительно
малые объемы газа. По большей части газ продается и покупается в
рамках долгосрочных контрактов, многие из которых имеют сроки до 20
лет. Влиять на цену путем регулирования объемов добычи при таких
условиях весьма затруднительно. Потерять клиента - большая
проблема. Конъюнтура рынка такова, что производителю выгоднее
заключить долгосрочный договор, чтобы гарантировать себе прибыль в
долгосрочном масштабе. Риск заключается в том, что цена может
возрасти в несколько раз, что приведет к увеличению упущенный
прибыли. На этот случай в договоры закладываются пункты, которые
позволяют пропорционально повышать или понижать цену на газ в
зависимости от того, смогут ли обе стороны договориться. "Газпром"
по-настоящему гордиться тому, сколько долгосрочных контрактов у
него заключено. Как он от этого откажется - неизвестно.
,Есть своя специфика и у продажи
газа. Газ добывается, продается и потребляется на не общемировой, а
в основном на региональной основе. Поставки газа на американский
рынок осуществляются в основном американскими же компаниями, а
практически весь импорт приходится на Канаду и страны Карибского
бассейна. Что касается европейского рынка, то в данном случае
главными источниками поставок выступают Россия и страны бассейна
Северного моря, хотя на юг часть континента часть газа поставляется
из Северной Африки. В Азии главные поставщики газа - Малайзия,
Индонезия и Австралия. Единственный поставщик, который в состоянии
претендовать на глобальную географию продаж - это Катар, мировой
лидер по поставкам сжиженного природного газа (СПГ) на азиатские,
европейские и североамериканский рынки. Хотя , в тоже время, тогда
на первый план выходят запасы, так как иссякание запасов в
перспективе приведет к монополизации всех поставок газа рядом
стран. Среди них обязательно будет Россия и Иран, которые имеют в
своих недрах чуть более 40% доказанных запасов газа в мире.
Специфика "Газпрома" также накладывает свой отпечаток на
возможность создания альянса. Дело в том, что альянс будет иметь
мировой масштаб, то есть, в перспективе, российский газовый
монополист должен продавать свое топливо во все мире. Сейчас же у
'Газпрома' нет альтернативы продаже газа в Европу и Турцию,
потребляющих всего около трети добываемого компанией газа, но
дающих ей 70% дохода. Чтобы экспортировать газ другим основным
потребителям, у "Газпрома" нет ни трубопроводов, ни инфраструктуры
для сжижения газа. Таким образом, "Газпром" остается привязанным к
Европе. Чтобы получить полноценную "газовую ОПЕК" необходимо
соединить все страны потребители трубопроводами и протянуть трубы к
основным покупателям. Учитывая то, что "Газпром" яростно борется за
то, чтобы не допустить иностранные компании к транспортным потокам,
такой вариант выглядит утопичным. Другой вопрос - кто будет
спонсировать всю прорву труб, вентилей. Кто будет выплачивать
компенсации странам-транзитерам, по которым будут идти трубопроводы
за испорченную экологию? Инвестиции могут достигнуть триллионов
долларов. Зачем это нужно российскому монополисту, если он и так
имеет большую прибыль от продажи дешевого среднеазиатского газа по
европейским ценам? Готов ли "Газпром" заплатить экономическую цену
за увеличение политического влияния России?
,Ну и последним минусом в пользу
нарождающегося альянса может служить сама политическая ситуация в
мире. Будут ли третьи государства безропотными "транзитерами" газа
или запросят свою долю? А если это будет газовая доля, не получится
ли так, что весь газ уйдет именно им? С другой стороны, Европа
может создать свою "газовую ОПЕК", которая включит в себя Норвегию,
США, ряд стран Ближнего Востока. Что тогда делать? Просто на
сегодняшний момент Европе выгоднее покупать газ в России, так как
он относительно более дешев, чем газ из других стран.
,Можно сказать, что Россия и
страны ближнего Востока просто бравируют своими ресурсами, пугая
без того обеспокоенный Запад. Конечно, с точки зрения реализации,
этот план не выдерживает никакой критики - отсутствие
инфраструктуры и необходимость больших вложений, политические риски
и ухудшение отношений с Западом. С другой стороны - извечная
русская мечта - "показать им Кузькину мать"! Как бы то ни было,
сегодня перспектива "газовой ОПЕК"- это не что иное, как ответ
России не только НАТО, но и Энергетической хартии. Скорее всего в
итоге газовая ОПЕК в виде официального картеля, напоминающего
нефтяной ОПЕК, создана так и не будет. Однако это совсем не
означает, что Россия силами "Газпрома" и ряда других своих
крупнейших компаний не будет пытаться и дальше усиливать влияние на
мировые энергетические рынки, стараясь объединить и возглавить
страны-производители энергоресурсов.
На самом деле, ближе всего к истине оказался российский президент,
когда заявил о том, что разговор идет о координации действий. Это
подразумевает под собой сотрудничество в добыче, обмен
технологиями, опытом, стажировки специалистов и совместное
осваивание новых рынков. Допуск к месторождениям внутри страны, в
конце концов. Этот путь необходим для производителей газа, так как
уже скоро им придется столкнуться с поиском компромисса в
распределении рынка сжиженного природного газа. Как ни странно, но
именно сжиженный природный газ можно использовать в качестве основы
для создания "Газовой ОПЕК" - он прекрасно транспортабелен, он
продается именно по краткосрочным контрактам, он не зависит от
политических изменений. Предположим, что в набат, по поводу
картельных сговоров на рынке газа, европейские страны должны начать
бить в тот момент, когда производство СПГ достигнет весомой доли на
рынке газа.
Что мы имеем в итоге? Крайне, заманчивую с точки зрения
политических дивидендов и набора международного "веса",
перспективу, не подкрепленную простыми экономическими выводами. До
сих пор даже сами министры не могут ответить на просто вопрос - "А
оно нам надо?", поэтому нам остается только размышлять…