Недропользователей по-прежнему лихорадит от предложений по утилизации ПНГ, которые креативят различные госведомства. Вся закавыка в том, что большинство предложенных чиновниками мероприятий карательные и по большому счету игра идет в одни ворота.
Масштабные и широко разрекламированные мероприятия по тушению факелов начались еще в прошлом году (см. Neftegaz.RU, № 2, 2008). Началось все с того, что нефтяников вдруг стали активно проверять на предмет наличия у них систем учета ПНГ. Выяснилось, что на промыслах счетчиков явно не хватает. Отсюда вам и разнобой в цифрах, полученных в этом году. Россия подсчитала, что за 2007 год в факелах было сожжено 17 млрд. куб. м., а американцы на основании спутниковых данных утверждают, что мы умудрились сжечь в прошлом году 60 млрд куб.м!
Учет отныне будет вестись строже, и к 2011 году счетчиками решено оснастить абсолютно все объекты.
Но не только принуждением единым действует чиновник, в феврале нефтяникам преподнесли и пряник. В виде постановления № 59, которое (неужели, в самом деле?) отменило госрегулирование цен на ПНГ. В продолжение этой темы полным ходом в Минприроды и Минпромэнерго готовится еще один приятный сюрприз, пусть даже у нефтедобытчиков и появится новая проблема. Речь идет об изменениях в закон «О газоснабжении в РФ», после чего нефтяник получит приоритетную возможность закачивать в Единую систему газоснабжения переработанный из попутки сухой отбензиненный газ (СОГ).
Цены на ПНГ отпущены, но всегда найдется тот, кто их будет определять. В данном случае, чего скрывать, нефтяникам вместо Федеральной службы по тарифам придется иметь дело с монополистами. А это «Газпром» и «Сибур»….
Нынче многие компании крепко задумались о газоперерабатывающих установках, которые могли бы утилизировать ПНГ.
Какие требования к ним в промысловых условиях? Это должны быть модульные установки, достаточно мобильные, чтобы можно было легко перебазироваться. С большой вариацией мощностей от 3 до 20 млн. куб.м. в год и высоким уровнем автоматизации. В свете последних событий ряд нефтяных компаний сейчас инвестируют почти $10 миллиардов в создание новых технологий.
На ближайшие 10-15 лет запланировано строительство 30 модульных заводов малой и средней мощности по переработке газа в жидкость, способных вырабатывать до 3 млн баррелей жидких углеводородов в сутки. Правда, надо сказать, на это потребуется до $30-40 млрд в год. Сейчас в России существует единственная интегрированная опытно-промышленная установка, работающая по технологии GTL («gas to liquid», «газ в жидкость»), которая производит метанол мощностью 12 500 тонн в год. Установка уникальна, подобных малотоннажных производств на газоконденсатных месторождениях в мире пока нет. Осенью 2007 года ее ввела в эксплуатацию компания «НОВАТЭК».
А государство по-прежнему не желает слышать мольбы ряда нефтедобытчиков о дифференцированном подходе к утилизации ПНГ по конкретным месторождениям. Посудите сами, инвестировать в проект, который находится «на краю земли», да еще с плохим качественным составом попутного газа, сущее безумие. Вложения никогда не окупятся.
Получается, что нефтяник будет обязан платить гигантские штрафы за сжигание ПНГ или же инвестировать в заведомо убыточный проект. Однако государственные мужи непоколебимы, твердо стоят на 95%, для всех без исключения. Индивидуальный подход, дескать, будет способствовать появлению коррупции.
Экспертное мнение
Владислав Баженов
Вице-президент Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков России
Я согласен с комментарием Вагита Алекперова. Действительно, по каждой нефтяной провинции и месторождению необходимо делать отдельные мероприятия по утилизации ПНГ. Однако, хотелось бы уточнить, все-таки не утилизации, а скорее по переработке. Утилизация – это ведь старый термин нефтяников. Получается, нефть - одно, а попутный газ - другое? Это должны быть два одинаковых продукта.
И вот когда они будут одинаковы в цене и станут выгодным самим нефтяным компаниям, тогда их вообще ни о чем не надо будет просить. А так, посудите сами, ведь не может быть, чтобы тысяча кубометров газа стоила $40, а тонна нефти стоила $300… Но здесь свою роль уже должно сыграть государство. У него для этого есть миллион возможностей.
Желание принудить нефтяника перерабатывать ПНГ отнюдь не напоминает избиение младенцев, ведь добытчик всегда был в курсе, что сжигать попутку значит бросать деньги государства на ветер. Однако госпоход на горящие факела случился внезапно (сразу после сдвигания президентом бровей), требуемые сроки оказались сжатыми, плюс к этому всех недропользователей стали чесать под одну гребенку. И все это вместо того, чтобы предложить эффективный механизм по переработке попутки, делающий ее рентабельной. Так что, следует еще разобраться, не является ли попытка потушить факела пыткой для нефтяника. Пока административный прессинг превалирует над экономическими стимулами.
Автор: Виктория Юдина