Туркменская компания EMEX Turkmenistan в минувшем году начала регулярные отгрузки в Украину дизельного топлива производства
Туркменбашинского НПЗ. Объем поставок продукции, соответствующей стандартам Euro-4 и Euro-5, в 2009 г. составил около 50-60 тыс т. В текущем году поставки туркменского топлива могут увеличиться в несколько раз. О текущей ситуации, перспективах производства нефтепродуктов в Туркменистане и сотрудничестве с украинскими партнерами рассказал председатель правления компании EMEX Turkmenistan Мурат Сейтнепесов на Международной конференции по вопросам развития украинского рынка нефтепродуктов.
Компания EMEX Turkmenistan начала стабильные поставки дизтоплива в Украину в июле-августе 2009 г., а к декабрю вышла на объемы 20-25 тыс т в месяц, - заявил Мурат Сейтнепесов. По его словам, объемы поставок в 2010 г. ожидаются на уровне 20-40 тыс т ежемесячно. Таким образом, доля туркменской продукции в общем импорте дизельного топлива в Украину может составить 15-20%.
Впрочем, с декабря 2009 г. поставки в Украину временно приостановлены, но в марте-апреле нынешнего года они должны возобновиться. По словам М.Сейтнепесова, это связано с особенностями логистики.
Топливо транспортируется танкерами класса "река-море" из Туркменистана по Каспийскому морю до Махачкалы, через Волго-Донской канал к Азовскому морю, затем в Херсонский и Измаильский морские торговые порты. Но в зимний период из-за сложных погодных условий Волго-Донской канал закрыт, поэтому с декабря по март транспортировка нефтепродуктов невозможна. Рассматривается возможность поставок через порт Махачкала и далее железнодорожным транспортом.
Глава Emex Turkmenistan сообщил, что покупателем туркменского дизтоплива в Украине является одна из крупных трейдерских компаний. "В контексте продолжающихся в Украине ценовых войн нам будет сложно конкурировать с демпингом. Но, в целом, эта схема достаточно эффективна, мы планируем возобновить отгрузки с Туркменбашинского НПЗ с начала навигации - 20 марта 2010 г.", - сказал М.Сейтнепесов.
Аналитики отмечают, что сегодня топливо из Туркменистана довольно успешно продается на мировом рынке. Однако в Украине, по мнению экспертов, из-за достаточно затратной логистики туркменское ДТ часто "выбивается" по цене.
Этот ресурс можно, скорее, рассматривать как дополнение к поставкам беларусского ДТ. Туркменское топливо стандарта Euro-4 и Euro-5 ориентировано на сегмент дорогих импортных автомобилей. Вероятно, с развитием украинского автомобильного рынка туркменская "дизелька" будет все больше пользоваться спросом.
Производство
Как сообщил М.Сейтнепесов, Туркменбашинский НПЗ (г.Туркменбаши) в 2010 г. планирует увеличить объем переработки нефти до 7 млн т (в 2009 г. - 6.5 млн т). Мощность НПЗ составляет 9 млн т, но завод загружен примерно на 80%. Это обусловлено тем, что из 11 млн т нефти, добываемых в Туркменистане, экспортируется свыше 2 млн т, еще до 2 млн т перерабатывает Сейдинский НПЗ.
В 1999-2005 гг. проводилась коренная реконструкция и модернизация Туркменбашинского НПЗ, в результате которой завод начал производить нефтепродукты, соответствующие европейским стандартам. С 2005 г. выпускается продукция по стандарту Euro-5. "Это предприятие с самой высокой глубиной переработки не только в Средней Азии. Даже в России аналогичные предприятия только начинают работать", - подчеркнул глава Emex Turkmenistan.
Второй НПЗ Туркменистана - Сейдинский. Его развитие прекратилось в 1991 г., после распада СССР. Сейчас на предприятии функционирует только установка первичной переработки нефти. Мощность НПЗ составляет 6 млн т нефти, но фактически завод перерабатывает 1.5-2.0 млн т нефти в год. В 2009 г. началась подготовка к реконструкции Сейдинского НПЗ для строительства на его базе современного комплекса, рассчитанного на переработку 3 млн т нефти и 3 млрд куб м газа в год.
По всем направлениям
"Географическое положение Туркменистана позволяет экспортировать нефть и нефтепродукты во всех направлениях", - подчеркнул М.Сейтнепесов.
В западном направлении поставки идут через Махачкалу в порты Черного и Азовского морей (Новороссийск, Кавказ, Ейск, Феодосия), через Баку - в черноморские порты Грузии (Батуми, Поти, Кулеви) для дальнейшей доставки в страны Черноморско-Средиземноморского бассейна. Действует также маршрут через Астрахань и Волго-Донской канал - доставка прямыми танкерами класса "река-море" в порты Черного, Мраморного, Эгейского, Адриатического и Средиземного морей.
Экспорт в южном направлении осуществляется по железной дороге в Афганистан, через порты Анзали и Нека - в Иран, транзитом через Иран - в Ирак.
В северном направлении (на Балтийское море) - через Махачкалу и далее по железной дороге или напрямую ж/д транспортом с Сейдинского НПЗ.
В восточном направлении нефтепродукты экспортируются ж/д путем в Таджикистан, Кыргызстан, Узбекистан и периодически в Казахстан.
"Коридор Баку-Батуми (ТРАСЕКА) функционирует достаточно успешно, особых проблем нет", - отметил М.Сейтнепесов. По его словам, транспортный коридор через Махачкалу, который может работать круглогодично, компания использует только в зимний период из-за довольно высокого транзитного тарифа по территории России: "При перевалке в Махачкале также есть определенные сложности, но они преодолимы. Эта схема поставок работает, но не всегда достаточно эффективно".
Поставки нефтепродуктов в Украину могут осуществляться сезонно - с апреля и до конца ноября. Прямая навигация танкерами класса "река-море" (грузоподъемностью от 3 до 5 тыс т) позволяет без потерь и перевалок, без дополнительных расходов доставлять груз непосредственно из Туркменистана в любой порт Черного и Азовского морей либо в речной порт Украины.
Экспорт в северном направлении (балтийские порты) осуществляется периодически, в зависимости от ценовой ситуации. "К сожалению, сейчас железнодорожные тарифы в России растут довольно существенно и часто. Если в 2008 г. был специальный тариф через Махачкалу в направлении Азово-Черноморского бассейна и балтийских портов по фиксированной ставке, вне зависимости от видов нефтепродуктов и порта доставки, то с 1 января 2009 г. этот тариф отменен. Это также оказало негативный эффект на экспорт нефтепродуктов", - сказал М.Сейтнепесов.
Наибольшую долю в структуре экспорта занимает дизельное топливо. Как объяснил М.Сейтнепесов, это связано с тем, что основной продукцией Туркменбашинского НПЗ является ДТ стандартов Euro-5 и Euro-4. Относительно небольшие объемы экспорта бензинов обусловлены значительным его потреблением на внутреннем рынке Туркменистана.
"Мы уже много раз пытались наладить поставки сжиженного газа в Украину, но из-за транспортной логистики, высоких железнодорожных тарифов пока ничего не получается. Но это тоже вопрос времени. Возможно, ситуация изменится", - выразил надежду М.Сейтнепесов. По его мнению, также интересным для украинского рынка может быть прямогонный бензин в качестве сырья для риформинга и нефтехимии. Периодически появляется спрос на печное топливо.
Сейдинский НПЗ экспортирует три вида нефтепродуктов - прямогонный бензин (нафта), низкокачественное дизтопливо (с содержанием серы 0.5-0.9%) и прямогонный мазут. Направления экспорта - Иран и Афганистан, где стандарты позволяют использовать топливо столь низкого качества. Отгрузки производятся только по железной дороге, логистические затраты невысоки.
Экспорт нефтепродуктов из Туркменистана
Объем экспорта нефтепродуктов из Туркменистана за 2008 г. составил 4615.1 тыс т. В том числе дизтоплива было экспортировано 1325 тыс т (при общем объеме его производства в стране около 1800 тыс т), мазута - 1148 тыс т, автобензинов - 582 тыс т, керосина - 427.5 тыс т, сжиженного газа - 382.2 тыс т, бензина прямогонного - 318.6 тыс т, кокса - 169.1 тыс т, печного топлива - 91.8 тыс т, масел - 38.8 тыс т, легкого газойля - 46.5 тыс т.
Цена вопроса
Особенность Туркменистана в том, что вся промышленность и инфраструктура принадлежит государству. "С одной стороны, это хорошо, но с другой - есть определенные минусы в плане гибкости и скорости принятия решений. Серьезный плюс - наличие единой политики по производству и экспорту нефтепродуктов. Система работает достаточно эффективно", - считает М.Сейтнепесов.
В частности, государство стимулирует экспорт нефтепродуктов по всем направлениям. Например, скидка на дизтопливо в российском направлении (в которое входят и поставки в Украину) составляет $88 на тонне.
"Государство должно быть уверено, что экспорт не зависит от конкретного направления", - отметил М.Сейтнепесов. Например, во время войны России с Грузией прекратился экспорт нефтепродуктов по основному коридору ТРАСЕКА, и тогда удалось переориентировать часть поставок на Иран, часть - на Россию.
"Мы понимаем, что в любой момент точно так же могут прекратиться поставки в Иран. Что касается ситуации в Афганистане, то сейчас она достаточно стабильна", - сказал глава Emex Turkmenistan. Он сообщил, что в настоящее время компания работает над увеличением объемов экспорта в российском направлении.
Туркменбашинский НПЗ продает топливо по отпускным ценам, но при этом завод возлагает на экспортера все расходы, вплоть до сертификации собственной продукции. Средняя ставка фрахта в Украину сейчас составляет $70-75/т.
Приобрести топливо на Туркменбашинском НПЗ может любой клиент. "Но проблема в том, что завод требует стопроцентную предоплату и не принимает никаких гарантий. Поэтому для экспортеров вопрос состоит в том, как эффективно отгрузить топливо и доставить его потребителю", - отметил М.Сейтнепесов.
Система продажи нефтепродуктов в Туркменистане следующая. Существует государственная товарно-сырьевая биржа, которая уполномочена осуществлять реализацию продукции от имени всех экспортеров страны и контролировать выполнение заключенных контрактов. На этой бирже открывается брокерское место, торги проводятся три раза в неделю. Условия - предоплата (в некоторых случаях частичная) и фиксированный срок вывоза. Реализация идет по направлениям экспорта. То есть нельзя купить товар на одно направление, а потом продать его на другое.
Завод требует, чтобы экспортер четко выполнял свои обязательства. Например, за несвоевременную оплату взимается штраф в размере 0.5% от неуплаченной суммы в сутки, и такой же штраф - за несвоевременный вывоз товара. Поэтому экспортеры должны иметь четко налаженное финансирование и логистику.
"Украина - наш потенциальный рынок, на котором хотели бы работать и в дальнейшем. Можем представлять интересы партнеров на товарно-сырьевой бирже. Наша компания достаточно гибкая и готова к сотрудничеству в любой форме", - заявил М.Сейтнепесов.
Стоимость фрахта с Туркменбашинского НПЗ до различных портов Черного и Средиземного морей (через Волго-Донской канал)
Автор: Оксана ЛИВЕНЬ, UA Energy