Хотя Европу давно списали со счетов в большой нефтяной игре, история нефтедобывающей мировой отрасли зародилась именно в Старом Свете. Привыкнув к 490 млн. тонн добычи российской нефти, интересно читать о "прорывах" с миллиона до миллиона с небольшим тонн в год в любой европейской стране. Как европейские гиганты выуживают из своих недр последние капли "черного золота" и смогут ли они обойтись без помощи остального мира?
На самом деле, когда-то и Франция и Италия вполне комфортно чувствовали себя с такими небольшими объемами. Больше им просто было не нужно. Но, как пишут обычно в таких случаях и про все европейские страны, "бурный рост промышленности повлек за собой невероятное увеличение потребности всех стран в нефти".
Кормушкой всей Европы долгое время было Северное море. Оно и сейчас кормит, но только Великобританию и Норвегию. О викингах мы уже писали, и их добыча нефти стремится вверх, тогда как соседке везет в этом плане меньше. На сегодняшний момент страна добывает порядка 100 млн. т/год нефти. Цифра для Европы громадная, но и она не позволяет Британии оставаться без импортного сырья достаточно долго. Прежде нефть и газ доставлялись в Великобританию в основном с шельфа Северного моря, однако количества этого топлива уже давно было недостаточно для того, чтобы покрыть растущие потребности страны. Только в течение периода с 2003 по 2004 годы, падение добычи составило более 10%. По данным Министерства торговли и промышленности Великобритании - общие запасы нефти на начало 2004 г. составляли 3767 млн. тонн, в том числе доказанные - 3481 млн. тонн. Наиболее крупными нефтяными месторождениями на британском континентальном шельфе в Северном море являются: Леман-Бенк, Брент, Моркэм и Биззард. Среди континентальных - самым крупным нефтяным месторождением считается Вутч Ферм с запасами порядка 60 млн. тонн нефти. Это будущее страны, но она уже уверенно говорит о том, что статус экспортера нефти ей больше не по плечу.
Извечный противник Британии Франция в деле добычи нефти ей не соперник. Зато именно Франция может похвастать первым опытом промышленной добычи черного золота. Впервые шахтный способ добычи нефти был применен на месторождении Пешельбронн во Франции. Там более 100 лет (с 1735 г.) велась промышленная разработка как тяжелой, так и легкой нефти шахтами и скважинами с поверхности. За 2 века во Франции добыча на этих месторождениях около 1 миллиона тонн нефти. Пусть немного, зато тогда страна была в авангарде добытчиков. В 1963 году шахтная добыча на Пешельбронне была прекращена. Итог этой разработки таков: с поверхности добыто 2 млн. тонн, дренажным шахтным способом на уже истощенной залежи - 1 млн.тонн. Кроме уникальной сейчас добычи нефти открытым способом, стране похвастать нечем. В 2006 году потребление нефти во Франции составило 1,97 млн. баррелей в день, а добыча - 21,5 тыс. баррелей. Всё, что будет добыто за год на французских месторождениях, стране хватит максимум на три недели. Разведанные запасы нефти во Франции не так уж велики - 122 млн. тонн. Сами французы считают, что цена независимости от иностранной нефти для них будет слишком высока. Да и зачем им нефть, если есть вино?
Близлежащая Италия просто нефтяной гигант по сравнению с Францией. Ежегодный объем добычи колеблется в пределах 4-6 млн. тонн. Промышленная добыча нефти началась в стране в 50-х годах прошлого столетия. Достоверные запасы «черного золота» составляют 85 млн. т., которых при существующих темпах добычи хватит всего на 12-15 лет. Самые крупные месторождения на суше - Трекате, Монте-Альпи, Рагуза, на континентальном шельфе - Роспо-Маре, Акила, Джела. На большинстве морских месторождений Италии добывается тяжелая нефть - 8-22° API, что осложняет ее переработку. В конце 90-х годов на большинстве морских месторождений в связи с истощением запасов добыча нефти прекратилась. В итоге к 2003 г. 90% всей нефти в Италии производилось на суше. Итальянцы не унывают - и по их прогнозам, в стране еще много нефти, которую нужно просто добыть.
Совсем плохо дело с добычей нефти в Испании. Оговоримся, не с добычей нефти испанскими компаниями, а именно в стране. Главное месторождение - Касабланка -на шельфе Средиземного моря. Но добыча на своей территории покрывает только 1% потребностей страны. С 1988 г. (пик добычи) до 2000 г. уровень производства собственной нефти сократился с 1,8 млн. тонн до 300 тыс. тонн. Да и добывать тут особенно нечего - разведанные запасы нефти достигают 1 миллиона тонн.
С Германией ситуация другая - все в стране уверены, что нефти в ее недрах хранится очень много. Гораздо больше, чем любых других ресурсов. Но представляете ли вы себе качалки в центре Европы, вдоль автобанов? Вот и немцы не представляют. Основа нефтяной промышленности Германии - прибрежные районы. Большая часть германской нефти поступает из самого крупного нефтяного поля в средней части западного побережья Шлезвиг-Гольштейна, где страна ежегодно добывает два миллиона тонн нефти. По словам экспертов, оттуда еще можно будет выкачать 30-35 млн. тонн, а из расположенных поблизости небольших залежей - еще около 14 млн. тонн нефти. По прогнозам ученых, в недрах Германии хранятся еще около 560 млн. тонн нефти, добыча которой до сих пор считалась слишком трудоемкой и нерентабельной, но из-за роста цен на нефть может стать новым проектом трудолюбивых бюргеров. В прошлом году в ФРГ было добыто три с половиной миллиона тонн нефти, поэтому будущих запасов стране хватит надолго.
Соседка Германии, Австрия, также не может похвастать размахов в добыче нефти. Причем ее падение всего за несколько десятилетий настолько катастрофично, что не позволяет даже обеспечивать собственных автолюбителей бензином.
Ее месторождения расположены в северо-западной части Нижней Австрии, близ Вены, но запасы весьма ограниченны. Пик добычи нефти пришелся на 1955 (3,5 млн. тонн), после чего происходило постоянное снижение объема добычи. В 1990-е годы ежегодно добывалось ок. 1,1 млн. тонн нефти. Но австрийцы своей нефтью гордятся - запасы около Вены являются одними из крупнейших в Западной Европе и оцениваются в 95,3 млн. тонн. К преимуществам австрийских нефтяных месторождений относятся относительно неглубокое залегание нефтяных пластов (около 1700 м), близость к индустриальным центрам и высокое качество нефти. Поэтому австрийская нефтедобывающая промышленность является наиболее конкурентоспособной в Западной Европе: ее сырая нефть имеет самую низкую себестоимость. Это вызвано тем, что большинство нефтяных скважин фонтанирует, и поэтому не требуется сложного нефтяного оборудования для добычи нефти. Правда, Австрия не старается форсировать разработку месторождений - экология для страны, которая немало зарабатывает на туризме, все таки важнее.
Гораздо хуже дела в Польше, что сразу объясняет большую активность страны в деле нахождения источников импорта нефти и газа. В соответствии со статистическими данными, в 2003 г. структуры АО "Польская нефтяная и газовая промышленность" добыли около 200 тыс. тонн нефти и свыше 4 млрд. м3 газа. Даже Австрия добывает в десятки раз больше нефти. Правда, в стране и добывать нечего - на конец 1999 г. конкретизировано местоположение 95 залежей нефти, оцениваемых в более чем 12 млн. тонн, в том числе более 10 млн. тонн относятся к категории промышленной разработки. Видимо, здесь у Творца просто кончилась нефть.
На Украине, которая лежит совсем рядом и постоянно ввязывается в газовые войны, с нефтью дела обстоят не очень. Это парадоксально, ведь именно выходцы с этой страны были первыми строителями месторождений Тюмени, наряду с выходцами из Азербайджана. Добыча нефти в стране не превышает 5 млн. т/год. Власти говорят, что возможно осваивать шельф Черного моря, только для этого нужно много денег и технологий. Пока же все деньги уходят на газ. Не далеко ушла и Белоруссия, которая добывает порядка 1,8 млн. т/год нефти. Для нее "Дружба" не просто слово, а целый нефтепровод.
Европа, обладая крупнейшими энергетическими компаниями мира, превратила весь мир в свои нефтяные колонии по причине того, что в самих странах Старого Света нефти просто нет. Совокупная добыча крупнейшими представителями континентальной части не превышает годового объема работы российских компаний по типу "Башнефти" и "Татнефти". Порою кажется, что все эти месторождения проще закрыть, но на самом деле они выполняют несколько важных функций - позволяют осваивать новые технологии, являются полигоном для обучения молодых специалистов и позволяют жителям страны с уверенностью говорить, что нефть у них есть. В это же время ВР, ENI, PKN Orlen, Gaz de france бороздят весь остальной мир в поисках действительно большой нефти.