Было также ограничено взаимодействие с Центробанком Ирана. Неделю спустя решение министров иностранных дел поддержали главы государств и правительств стран ЕС.
Запад пытается заставить Иран отказаться от атомной программы
Усиление санкций против режима стало ответом на недавний ввод в эксплуатацию второго по счету подземного ядерного объекта близ города Кум, на котором уран будет обогащаться до 20 %. Тем самым Запад пытается заставить Тегеран отказаться от атомной программы, опасаясь тайной разработки ядерного оружия.
В ЕС надеются, что нефтяное эмбарго лишит Иран части средств, направляемых на ядерные разработки, и сделает его более уступчивым. Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон отметила, что санкции призваны убедить Иран вернуться за стол переговоров. Брюссель требует «немедленного начала конструктивного диалога» о прекращении обогащения урана и о гарантировании мирного характера ядерной программы.
Совет Безопасности ООН уже ввел против Ирана четыре пакета экономических санкций. Так, предыдущие меры, введенные 1 декабря прошлого года, были направлены против 143 иранских организаций и 37 лиц, занятых в реализации ядерных программ в нарушение резолюций СБ ООН. Главными адресатами стали Корпус стражей исламской революции и контролируемые им структуры, а также Компания морского транспорта Ирана.
Нефтяное эмбарго начало действовать
В результате нынешнего решения на первом этапе будут свернуты поставки в Европу иранских нефтепродуктов, а к 1 июля должен полностью прекратиться импорт сырой нефти из Ирана. К тому моменту все ранее заключенные контракты с иранскими поставщиками должны быть расторгнуты, и странам ЕС предстоит переориентироваться на другие источники. Что касается мер против Центрального банка, то главным шагом является запрет на ряд транзакций, которые могут иметь отношение к финансированию ядерной программы.
Тегеран отвергает все обвинения, но при этом отказывается открыть доступ инспекциям МАГАТЭ на ряд своих ядерных объектов.
Некоторые надежды на перемены вселял первый после долгого перерыва визит в Иран делегации Агентства по атомной энергии, состоявшийся 29-31 января. Однако ей снова не удалось посетить ни одного исследовательского центра и пришлось ограничиться встречами с иранскими официальными лицами. Судя по всему, конкретных результатов достигнуто не было.
В Евросоюзе, естественно, прекрасно понимают, что эмбарго может привести к заметному росту цен на нефть. Однако там понимают также, что альтернативой может стать война, которая неминуемо приведет к гораздо более резкому скачку цен. Таким образом, неожиданно твердая позиция ЕС в данном вопросе имеет вполне логичное объяснение - это выбор меньшего из двух зол.
Разногласия внутри ЕС по «иранской проблеме»
Вместе с тем, принятие решения стало итогом трудных переговоров внутри Европейского союза. Сопротивление исходило, главным образом, от тех государств, которые в наибольшей степени зависят от поставок иранской нефти. В подтверждение известной пословицы «где тонко, там и рвется», таковыми являются находящиеся в крайне сложном экономическом положении Греция, Испания и Италия.
В связи с этим главы европейских внешнеполитических ведомств согласились до 1 мая изучить последствия, которые может повлечь для ЕС иранское эмбарго, и пообещали предпринять все необходимые меры для того, чтобы гарантировать доступ к поставкам нефти всем странам-участницам.
Возможность увеличить поток нефти в Европу есть у Норвегии, стран Северной Африки и, разумеется, Ближнего Востока. Например, Саудовская Аравия, крупнейший мировой экспортер, мощности которой позволяют быстро нарастить добычу, уже заявила, что готова компенсировать нехватку сырья.
Запад просчитался с иранской нефтью
Нефтяное эмбарго является, пожалуй, последней возможностью Евросоюза нанести Ирану чувствительный ущерб, поскольку углеводороды, топливо и сопутствующие продукты обеспечивают более 90 % от всего иранского импорта в ЕС. Вторая по объему статья - продукция химической промышленности - составляет лишь 5,2 %, на третьем месте сельскохозяйственные продукты (2,6 %).
С другой стороны, страны ЕС потребляют лишь около четверти продаваемой Ираном нефти на сумму около $ 13 млрд в год. Большую же часть своих углеводородов Тегеран экспортирует в Китай (20 %), Японию (18 %) и Индию (16 %). Ни одна из этих стран режим эмбарго пока не поддержала, хотя Япония и пытается снизить свою зависимость от иранской нефти.
Более того, Пекин выступил с критикой санкций ЕС, что ставит эффективность эмбарго под сомнение.
Но в условиях избытка нефти на рынке Китай и Индия могут потребовать от Ирана скидок.
В Иране инфляция и принимаются решения об ответных мерах
Тегеран, как водится, заявил, что сокращения поставок не боится. Тем не менее, жители страны стали конвертировать свои сбережения в твердую валюту, и курс иранского риала упал на черном рынке на 10 %, достигнув нового минимума. А так как страна в значительной степени полагается на импорт, который на фоне обесценивания национальной валюты сильно подорожал, то стоит ожидать ускорения инфляции, которая и без того достигает 20 %.
Поэтому без демонстрации жесткой позиции тоже не обошлось. Одним из ее проявлений стал законопроект Меджлиса о немедленном прекращении поставок нефти в Европу. Если бы это было сделано до вступления в силу санкций ЕС, то нанесло бы серьезный удар по экономике европейских стран, вынудив их срочно закупать нефть из альтернативных источников по завышенным ценам.
Впрочем, по мнению экспертов , Иран мог бы в сжатые сроки переключиться на альтернативных покупателей без подобных театральных жестов, ибо для того, чтобы начать продавать нефть в другие страны через трейдерские компании-посредники, правительству страны никакой новый закон совершенно не нужен.
Иран хорошо подготовлен к самому худшему
На эту угрозу министр иностранных дел ФРГ Гидо Вестервелле ответил, что ЕС не позволит Ирану загнать себя в угол, прекратив поставки нефти, за которую европейцы уже заплатили.
Похоже, и в Тегеране осознали, что слегка зарвались. Во всяком случае, 29 января запланированное голосование по упомянутому проекту не состоялось, и он был направлен на доработку.
Еще раньше иранцы угрожали в случае введения эмбарго заблокировать судоходство в стратегически важном Ормузском проливе - одном из ключевых путей транспортировки ближневосточной нефти. Однако Вашингтон в дополнение к группе во главе с авианосцем «Карл Винсон» направил в регион еще один авианосец - «Авраам Линкольн». В сопровождении британских и французских боевых кораблей он прошел в Персидский залив безо всяких инцидентов. Наличие таких сил позволяет справиться с любой потенциальной угрозой.
И все же развитие событий остается непредсказуемым. Кстати, надо полагать, многие в нашей стране следят за ним с повышенным вниманием. Причина заключается в давней дискуссии о целесообразности введения Евросоюзом экономических санкций против Беларуси. Несмотря на то, что в силу целого ряда кардинальных различий аналогия между двумя этими ситуациями является весьма далекой, чрезвычайно важен ответ на принципиальный вопрос, может ли вообще такого рода политика быть эффективной.
Автор: Андрей Федоров, Новая Эуропа, ИноСМИ