Эксперты по-разному оценили заявление министра экономического развития РФ Эльвиры Набиуллиной, которая сегодня дала прогноз по среднегодовой цене на нефть в 2012г. По словам главы МЭР, она составит 115 долл./барр. По итогам 2011г. средняя цена марки Urals составила около 110 долл./барр., а базовый прогноз стоимости нефти Urals на 2012г. был на уровне 100 долл./барр. При этом Э.Набиуллина отметила, что возможности роста экономики, основанные на добыче углеводородов, исчерпаны, и, по оценкам ее ведомства, в последующие 20 лет показатель добычи нефти должен стабилизироваться на уровне 2011г.
Как считает генеральный директор "Финэкспертизы" Агван Микаелян, это заявление Э.Набиуллиной имеет целью повлиять на законодателей и новое правительство, чтобы все-таки остановить безудержный рост затрат бюджета, "которым конца и края не видно на фоне растущих цен на нефть". "Высокая цена на нефть позволяет делать высокие затраты и серьезно не заниматься всей остальной экономикой", - говорит эксперт. При этом сделанный главой МЭРа прогноз трудно назвать окончательным, считает А.Микаелян. Он отмечает, что существенно увеличить стоимость нефти может начало войны в Персидском заливе, при этом понижательным трендом может быть развитие новых технологий, которые позволяют дешево и разумно получить сланцевый газ и нефть. Также на цены на нефть влияет работа так называемого "печатного станка" в Европе и США, что приводит к росту цен на все товары, которые имеют стратегическое значение, считает А.Микаелян.
По оценкам аналитика ВТБ24 Станислава Клещева, сегодняшнее заявление Э.Набиуллиной выглядит достаточно оптимистичным. При этом эксперт призывает учитывать негативный эффект, который оказывают высокие цены на нефть на темпы восстановления мировой экономики. С.Клещев также считает, что на снижение цен может повлиять распечатывание стратегических запасов нефти развитых стран. "Если скоординированные действия вместе с монархиями Персидского залива будут предприняты, то совокупным результатом этих усилий может быть откат котировок Brent к отметке 100 долл. за барр., т.е. снижение порядка 20% с текущих уровней", - говорит аналитик.
Как отмечает аналитик "Велес Капитала" Василий Танурков, прогнозы МЭР достаточно консервативны. Он отмечает, что фактически единственным фактором, играющим против дальнейшего роста цен на нефть, является взаимная зависимость темпов мировой экономики и нефтяных цен. "Существенный рост нефтяных цен в нынешних условиях может стать неподъемной ношей для стран-импортеров и вызвать снижение темпов роста мировой экономики", - отметил он. Аналитик добавил, что, поскольку на данный момент мировая экономика в целом скорее находится ближе к дну экономического цикла, говорить о том, что цикл нефтяных цен находится на пике, не приходится. "Мы ожидаем, что в ближайшее время котировки нефти будут находиться в диапазоне от 115 до 125 долл. за барр. марки Brent, а уже в III квартале 2012г. возможен новый виток роста цен", - считает эксперт.
Однако окажутся ли растущие цены на нефть благом для России - большой вопрос. Как заявила Э.Набиуллина, темпы роста экономики РФ при сохранении сырьевой структуры и инвестклимата снизятся до 2-3% в год. По ее словам, в случае, если России удастся модернизировать экономику и перейти от сырьевой к инновационной структуре, темпы роста вырастут до 4,4% в год вплоть до 2030г. При этом Э.Набиуллина отметила, что это хороший результат при сокращающемся трудоспособном населении.
По мнению А.Микаеляна из "Финэкспертизы", если темпы роста экономики снизятся, как обещает Э.Набиуллина, то фактически будет законсервирован сегодняшний уровень жизни в РФ, что мало кого устраивает при тех ожиданиях, которые есть в обществе. При этом эксперт ФГ БКС Богдан Зыков отмечает, что снижение темпов роста приведет к снижению финансирования, в первую очередь крупномасштабных проектов. Однако государство будет до последнего отстаивать социальные расходы и индексацию зарплат бюджетникам, но проходить они будут не такими быстрыми темпами. Также пострадают депрессивные регионы, которые не могут поддерживать приемлемый уровень занятости, и те сферы, которые зависят от госзаказа. "Вполне возможно, что снижение доходной части бюджета приведет к продаже части госпакетов акций крупных предприятий, но это тоже не факт", - считает Б.Зыков.
Примечательно, что прошлая неделя выдалась богатой на прогнозы стоимости нефти в ближайшей перспективе и влияния этой цены на ситуацию в России. Свои оценки этому процессу дали Всемирный банк (ВБ) и международное рейтинговое агентство Standard & Poor's (S&P). По оценкам Всемирного банка, мировая цена на нефть упадет в 2012г. со 104 долл. до 98,2 долл., а в 2013г. - до 97,1 долл./барр. По мнению экспертов организации, в России снижение цен на нефть может привести к увеличению бюджетного дефицита и оттока капитала, ухудшению состояния счета текущих операций, несмотря на снижение валютного курса, и замедлению роста.
Не менее драматичные оценки дало и S&P. В соответствии с базовым сценарием развития ситуации, цены на нефть будут оставаться выше 100 долл./барр. Однако "в сценарии, при котором Азия в целом и Китай, в частности, испытают бесконтрольную экономическую коррекцию, нефть может подешеветь очень сильно, что затронет Россию особенно сурово", - считают в агентстве. Снижение цен на нефть на 10 долл./барр. прямо и косвенно приведет к сокращению бюджетных доходов РФ на 1,4% ВВП. В стрессовом сценарии при среднегодовой цене нефти Urals на уровне 60 долл./барр., S&P ожидает дефицита федерального бюджета РФ выше 8% ВВП, что может привести к снижению долгосрочных рейтингов РФ на три ступени.
Эксперты ВБ указывают, что в начале марта 2012г. впервые после июля 2008г. цена нефти марки Urals превысила 125 долл./барр. - в основном из-за перебоев с поставками нефти на Ближнем Востоке. С одной стороны, это положительно влияет на РФ, а с другой - может вызвать перегрев экономики, говорится в докладе банке. Несмотря на рекордные поступления от продажи нефти, общий профицит бюджета РФ в 2011г., по оценке S&P, составил всего лишь 0,8% ВВП, поскольку фискальная экспансия российского правительства вызвала существенный рост госрасходов в отношении к ВВП.