USD 97.955

+0.12

EUR 104.8522

-0.6

Brent 71.81

-0.16

Природный газ 2.946

+0.01

...

Российскому производству нужны стимулы для развития

Россия входит в мировую TOP-10 лишь в области производства энерго- и ресурсоемких биржевых товаров, занимая 5-е месте после Китая, США, Японии и Бразилии; в остальных четырех промышленных группах в первую десятку самых крупных стран-производителей она не попадает.

Российскому производству нужны стимулы для развития

Россия входит в мировую TOP-10 лишь в области производства энерго- и ресурсоемких биржевых товаров, занимая 5-е месте после Китая, США, Японии и Бразилии; в остальных четырех промышленных группах в первую десятку самых крупных стран-производителей она не попадает.


McKinsey Global Institute делит отрасль промышленного производства на пять больших групп. У каждой из них свои источники конкурентного преимущества, своя логика выбора места возведения заводов и фабрик, проведения НИОКР и вывода продуктов на рынок.

Сколь бы то ни было заметное место Россия занимает лишь в одной из этих пяти групп. По подсчетам MGI, на Россию приходится 4% номинальной добавленной стоимости, произведенной в области энерго- и ресурсоемких биржевых товаров. По этому показателю Россия - на 5-м месте в мире, позади Китая, США, Японии и Бразилии. В остальных четырех группах в первую десятку самых крупных стран-производителей Россия вообще не попадает. И попадет ли в ближайшем будущем - открытый вопрос.

Найди свою группу


В группу ресурсо- и энергоемкие биржевых товаров исследователи McKinsey относят деревообрабатывающую промышленность, производство бумаги, производство металла, переработку нефти и так далее. В этой группе создается чуть более пятой части общемировой добавленной стоимости в мировой промышленности. И это далеко не самая крупная группа.

Больше всего добавленной стоимости (чуть больше трети) производится в группе, которую в McKinsey называют «глобальные инновации для локальных рынков». В нее входят химическая промышленность, транспортное машиностроение, производство станков, электроприборов, бытовой техники.

Еще почти треть (26%) приходится на производство изделий из металла, пластмассы и пластика, пищевую промышленность, издательства и печатную промышленность. Это группа региональной переработки.

Точное машиностроение, производство компьютеров, офисного оборудования, полупроводников, электроники, медицинского оборудования, оптических приборов попали в группу «глобальные технологии/инновации». Их общая доля - 9%. И, наконец, в самую маленькую группу трудоемкого производства попали текстильная промышленность, производство кожи, мебели, игрушек, ювелирных изделий и так далее. На нее приходятся оставшиеся 7%.

В 2010 г., по оценкам консультантов, мировая промышленность произвела $10,5 трлн добавленной стоимости.

Рывок на восток


Центр тяжести мировой промышленности перемещается в развивающиеся страны, утверждают консультанты. Если отранжировать страны по совокупной номинальной добавленной стоимости, произведенной в промышленности, то за 10 лет с 2000 по 2010 г. Китай переместился с третьего места на второе, Индия - с 14-го на 10-е, Россия - с 21-го на 11-е, Бразилия - с 12-го на шестое. И, судя по всему, эта тенденция продолжится. К 2025 г., по оценкам MGI, до 70% глобального спроса на продукцию промышленного производства будет приходиться на развивающиеся рынки. Сейчас же, как показал недавний опрос 100 крупнейших мировых компаний, на долю развивающихся рынков приходится лишь 17% их глобальных продаж.

Проще от этого производителям скорее всего не станет. Смещение спроса может значительно увеличить сложность производственных процессов практически во всех отраслях.

Вот всего несколько причин. Африка, Бразилия, Индия, Китай - вовсе не однородные рынки. А значит, производителям придется выпускать отдельные продуктовые линейки не только для отдельных стран, но и для отдельных регионов или кластеров внутри стран, а также адаптировать (кастомизировать) продукцию под нужды отдельных клиентов.

Производителям придется заново проанализировать структуру спроса и определить позицию компании на рынках. Изменятся технологии производства, появятся новые материалы и способы работы как с производственной, так и с рыночной информацией.

Успех производственников будет зависеть не только от эффективности, но и от скорости и качества принимаемых решений: где строить производственные мощности, на какие рынки ориентироваться, какие материалы и технологии использовать, в какие партнерства вступать.

Не бояться перемен


До сих пор во всех группах динамика развития российской промышленности была положительной. В группе трудоемких отраслей Россия переместилась с 35-го места в 2000 г. до 17-го в 2010 г., в группе глобальных инноваторов для локальных рынков - с 17-го в 2000 г. до 15-го в 2010 г., в группе глобальных технологий с 33-го места в 2000 г. переместилась на 15-е в 2010 г. и, наконец, в группе региональной переработки за 10 лет Россия поднялась с 24-го на 12-е место.

Но если ничего не предпринимать, то возможности, возникающие из-за перемещения источников спроса в развивающиеся страны, могут быть упущены, говорит Анатолий Ермолов, партнер McKinsey. Российским промышленникам придется многому научиться. Недостаточно просто производить ту же продукцию, но быстрее и с меньшими затратами. Нужно научиться проектировать продукты под заданную себестоимость, повышать долю типовых конструкторских решений, обеспечивать взаимодействие разных функциональных подразделений компаний, получать и анализировать большие объемы рыночной и производственной информации, разрабатывать и выводить на рынок новые продукты, говорит Ермолов. Он допускает, что на российские промышленные предприятия должно прийти новое поколение более образованных менеджеров. Но и они смогут нормально работать, только если у российских производственников появятся реальные стимулы для проведения реформ. А такие стимулы могут появиться, если крупные производственники почувствуют давление рынка, подчеркивает Ермолов.

России нужна внятная промышленная политика, говорит Константин Бабкин, президент ассоциации Росагромаш. Но до самого последнего времени даже задачи такой никто не ставил, утверждает он. До сих пор чиновники занимались в основном подготовкой к вступлению в ВТО, а нужно снижать налоги для промышленных предприятий, повышать конкуренцию среди поставщиков энергоносителей (сейчас цены, по оценке Бабкина, задраны вдвое), поддерживать экспортеров, защищать российский рынок от дешевого импорта, принимать антимонопольные поправки и т. д. Уже то, что российское машиностроение выживает в нынешних крайне неблагоприятных условиях, показывает его огромную конкурентоспособность, отмечает он. До сих пор есть сегменты, где российские машиностроители сильнее китайских и индийских, а при внятной промышленной политике эти успехи можно было бы развить.

Недостаток квалифицированных кадров, по словам Бабкина, российские машиностроители ощущают, но это не главное ограничение. Нужно сначала в правительство свежий воздух пустить, чтобы там появились люди, разбирающиеся в промышленном производстве, способные определить приоритеты на годы вперед, и тогда даже в тех сегментах, где есть отставание, россияне смогут быстро нагнать конкурентов, заключает Бабкин.



Автор: Игорь Милов, Ведомости