USD 92.2243

+0.24

EUR 100.1047

-0.14

Brent 85.72

-1.46

Природный газ 1.696

-0.05

...

Перспективы развития минерально сырьевой базы УВС в Российской Федерации

Современный этап развития мировой экономики оказывает существенное влияние на производство и потребление энергоресурсов, которое характеризуется с одной стороны колебаниями спроса на энергоресурсы, а с другой стороны, даже в моменты спада производства и потребления, возрастает необходимость в уточнении прогнозов на их производство и потребление для осознанных шагов по выработке стратегии управления экономикой, направлений и мер по ее стабилизации в период кризисов и рецессий. В этой связи возрастает потребность в более детальном анализе ресурсной базы всех видов энергоносителей, в частности углеводородов, которые составляют более 25% от потребления всех видов энергоресурсов.

Перспективы развития минерально сырьевой базы УВС в Российской Федерации

Современный этап развития мировой экономики оказывает существенное влияние на производство и потребление энергоресурсов, которое характеризуется с одной стороны колебаниями спроса на энергоресурсы, а с другой стороны, даже в моменты спада производства и потребления, возрастает необходимость в уточнении прогнозов на их производство и потребление для осознанных шагов по выработке стратегии управления экономикой, направлений и мер по ее стабилизации в период кризисов и рецессий. В этой связи возрастает потребность в более детальном анализе ресурсной базы всех видов энергоносителей, в частности углеводородов, которые составляют более 25% от потребления всех видов энергоресурсов.

Оценка ресурсная базы углеводородов основывается на нефтегазогеологическом районировании территории, в котором с периодичностью 5-10 лет определяются перспективные зоны нефтегазонакопления по результатам проведенных геологоразведочных работ. Последнее нефтегазогеологическое районирование территории России было завершено в 2010 г. Нефтегазогеологическое районирование всегда предшествует количественной оценке. ВНИГНИ с 1958 года был инициатором и методическим руководителем всех количественных оценок углеводородов СССР, а затем и России с периодичностью в 5 лет. Последняя количественная оценка ресурсов углеводородов по состоянию на 01.01.2009 г. была выполнена в 2009-2012 гг. под научно-методическим руководством ФГУП «ВНИГНИ» и принята в 2012 г. Центральной экспертной комиссией Федерального агентства по недропользованию по апробации материалов количественной оценки ресурсов нефти, газа и конденсата Российской Федерации (ЦЭКР УВС). В данной работе приняли участие десять ведущих отраслевых институтов Росси по традиционным регионам их деятельности. По итогам оценки в России: нефтегазонсных провинций (НГП) - 13, нефтегазоносных областей (НГО) - 80, нефтегазоносных районов (НГР) - 153, самостоятельных нефтегазоносных областей (СНГО) - 1 (Балтийская),

В целом, ресурсная база углеводородов состоит из количественной оценки углеводородов и ежегодно издаваемого государственного баланса углеводородов, по статистическим формам отчетности недропользователей: 6‑ГР.

Россия делит первое место с Ираном по ресурсам и доказанным запасам газа, занимая 17,6 % всех доказанных запасов газа (всего по миру 187,3 трлн.м.куб.) с кратностью доказанных запасов более 56 лет (на сколько лет хватит при существующих темпах добычи) среднее по миру - 56 лет.

По нефти Россия находится на восьмом месте, занимая 5,2 % всех доказанных запасов нефти (всего по миру 258,8 млрд. тонн) с кратностью доказанных запасов более 22 года (на сколько лет хватит при существующих темпах добычи) среднее по миру - 53 года.

По суммарной добыче нефти и газа (в нефтяном эквиваленте) Россия занимает первое место, опережая США на 50 млн.т. НЭ за 2012 г. соответственно Россия - 1 059 50 млн.т. НЭ и США -1 008 50 млн.т. НЭ2

Анализируя структуру начальных суммарных ресурсов нефти и газу России, можно заметить, что Западно-Сибирская НГП остается основной для перспектив добычи. По газу кроме Западно-сибирской НГП выделяются акватории морей. Однако, данное состояние отображает лишь степень изученности нефтегазоносных территорий, которые в основном по площади изучены не достаточно и неравномерно. На Рис. 3. Показана динамика разведанности начальных суммарных ресурсов нефти и газа, а также разбуренности территории России.

Из данной динамики следует, что степень разведанности нефти и газа в прямую зависит от степени изученности которая обеспечивается в свою очередь поисковым бурением. Вся территория России исследована геологоразведочными работами не достаточно, но при выполнении соответствующих объемов геологоразведочных работ будут приращены соответствующие существующим ресурсы и запасы углеводородов. Следует учесть, что ключевым фактором из вышеприведенной диаграммы является темп изучения поисковым бурением, если до 1991 г. темп поискового бурения с ежегодным остом в 20% обеспечивал наращивание изученности и НСР (начальные суммарные ресурсы) нефти и газа, то в последующем периоде темп поискового бурения снизился до 8-5% и перестал обеспечивать степень изученности.

Выполнение соответствующих объемов ГРР позволит обеспечить показатели добычи нефти и газа в соответствии с действующими стратегиями.

Анализ ресурсной базы углеводородов России касается только жидких углеводородов и газа, учитываемых в госбалансе России и в количественной оценке ресурсов углеводородов. В данный анализ не полностью входят трудноизвлекаемые ресурсы и запасы, которые имеются в РФ, большая часть таких ресурсов ранее не учитывались в количественной оценке углеводородов и при подсчете запасов, в связи с их не рентабельностью. Речь идет о так называемых «не традиционных ресурсах и запасах» углеводородов к которым относят «сланцевую нефть и газ» и другие виды тудноизвлекаемых углеводородов.

Для понимания геологической природы и промышленных сложностей поисков и разработки данных видов, необходимы новые базовые определения, которые отображают их физическую, геологическую и экономическую сущность. Существует множество определений, в основном переводы с английского без использования российских нотаций исходящих, из отечественных терминов и определений.

В качестве обсуждения предлагаются следующие определения:

Нетрадиционные ресурсы углеводородов : это ресурсы, добыча которых невозможна без химического или термобарического воздействия.

Нетрадиционные источники углеводородов - это скопления углеводородов в земной коре, не объединенные общей фильтрационной системой, для добычи которых необходимо применение технологий, в результате которых создается искусственная система фильтрации.

В структуре мировой добычи жидких, «традиционных» углеводородов по прогнозу EIA в 2012 г. добывалось 4,1 млрд. т., в 2040 г. их будет добываться около 5 млрд.т. Других видов углеводородов в 2012 г. добывалось 224,2 млн. т. в 2040 г. их будет добываться 652,6 млн.т., соответственно, в 2012 г. добыча других видов УВ составила 5,4%, а в 2040 г. составит 13.1 %. В структуре мирового потребления всех видов энергоносителей другие виды УВ в 2012 г. составляли 2,7%, а в 2040 г. составят 3,1 %.

Как видно из факта и прогноза EIA, другие виды УВ не играют и не будут играть большой роли по объему в энергопотреблении в целом, однако бурный рост добычи данных углеводородов в Северной Америке существенно меняет локальную структуру потребления и добычи и влияет на геополитические особенности рынка УВ.

Кроме этого существенным фактором других видов УВ являют прогнозы и оценки по их запасам и ресурсам. Они огромны и превышают ресурсы и запасы обычных УВ. Основным фактором сдерживания развития добычи таких видов УВ является сложность их поиска, разведки, добычи и переработки. В настоящее время только в США создана такая система регулирования недропользования и научно-технического обеспечения по вышеуказанному фактору, когда стал возможным бурный рост добычи.

Бурный рост других видов углеводородов в США обусловлен стратегическим регулированием в данной отрасли. Изданный в США в Закон об Энергетической Политике 2005 года и изменения в Законе по Профилактике Повышения Налогов и Акт Сверки позднее в том же году, предусматривает:

налоговый кредит который вычитает все расходы по амортизации всех геологических и геофизических расходов в течении двух лет, и предоставляет скидку на все затраты, понесенные в течении двух лет, для разведки нефти и газа, в том числе, сланцевой нефти.

Чрезвычайный Закон по Экономической Стабилизации 2008 года внес поправки в статью 179c в Законе об Энергетической Политике, 2005 года и расширил выбор номенклатуры расходов некоторых НПЗ по производству сланцевой нефти.

В соответствии с этой льготой эти НПЗ по нефти имеют возможность использовать до 50% расходов стоимости переработки как инвестиции, относя их на себестоимость - тем самым продолжая перекладывать эти затраты на налогоплательщиков.

Данные льготы обусловлены целью Президента США при принятии вышеперечисленных законов: «чтобы заменить более 75% нашего импорта нефти с Ближнего Востока к 2025 году».

Все принятые меры привели к тому, что на одной только формации Баккен в Северной Дакоте в год принятия вышеупомянутого Закона об Энергетической политике добывалось 143 тыс. тонн сланцевой нефти, в 2008 г. - 3,8 млн.т., в 2013 г. ожидается 50 млн.т. Всего в США сланцевой нефти в 9-ти лучших формациях по разным оценка содержится от 3,1 до 4,7 млрд. тонн технически извлекаемых запасов нефти для которых требуется пробурить около 220 тысяч скважин. Добыча такой нефти имеет такую особенность, что в течении двух лет из скважины добывается 80-90% нефти которую возможно извлечь. Что бы поддерживать обусловленный проектом уровень добычи (компенсировать падение добычи) необходимо для 13-ти наилучших формаций в США ежегодно бурить 6 201 скважину общей стоимостью 35,8 млрд. долл В целом в США на разработку сланцевой нефти в 2012 г. затрачено около 90 млрд. долл. По прогнозу в 2017 г. будет достигнут пик затрат в 135 млрд. долларов. Данный уровень затрат прогнозируется до 2025 г. Всего в мире капитальные затраты на поиски на разработку и добычу углеводородов в 2012 г. было затрачено 541 млрд. долл., в США - 185,6 млрд. долл. В России капитальные затраты шести крупнейших компаний составили в 2012 г. около 35,6 млрд. долл. Данный пик планируется поддерживать до 2017 г.

В настоящее время в России в госбалансе числится извлекаемых запасов нефти доля низкопроницаемых коллекторов менее 0,05 кв.мкм и с плотностью более 0,93 г,см в распределенном фонде недр: по категории АВС1С2 - 2,2 млрд.т. (82,2 % ), накопленная добыча 178,2 млн.т. а в нераспределенном фонде недр: АВС1С2 - 0,474 млрд.т. (17,8 % ).

На Рис. 9. показано размещение основных залежей углеводородного сырья, отнесенной к продуктивным отложениям: Баженовским, Абалакским (Западно-Сибирская НГП), Хадумским (Северо-Кавказско-Мангышлакская НГП) и Доманиковым (Волго-Уральская и Тимано-Печерская НГП) по которым в соответствии с Федеральным законом от 23.07.2013 N 213-ФЗ внесены изменения в ст.342.2. Налогового Кодекса РФ ч.2. в части снижения налогов на добычу нефти из данных отложений.

По перспективам возможного освоения нетрадиционные ресурсы можно разделить на три группы:

Первая группа - ресурсы первоочередные, для освоения которых уже имеются промышленные технологии (тяжёлая и высоковязкая нефть, природные битумы, нефть и газ, залегающие на глубинах более 4500 м и в низкопроницаемых породах, сланцевый газ и метан угольных пластов);

Вторая группа - ресурсы и объекты средней и долгосрочной перспективы, для которых уже разработаны либо разрабатываются опытно-промышленные технологии (сланцевая и матричная нефть, газогидраты);

Третья группа - потенциально возможные игипотетические ресурсы, технологий использования которых пока не предложено (водорастворённые газы, газ газонасыщенных торфяников и др.)

Резюмируя, можно сделать некоторые выводы:

Добыча нетрадиционных видов углеводородного сырья в мировом потреблении составляет первые проценты (5,4%, сланцевой нефти - 1,6%). Однако, тенденции истощения запасов традиционной нефти с одной стороны и стремительный рост объемов добычи из нетрадиционных источников с другой позволяют утверждать, что в ближайшем будущем этот процент существенно возрастет, с учетом нарастающих тенденций до 10 - 20% к 2020 - 2030 гг.

Российская Федерация занимает 1 место в мире по извлекаемым ресурсам нетрадиционных источников нефти (по оценкам экспертов) - только по Западной Сибири извлекаемые ресурсы нетрадиционной нефти оцениваются в 10 - 30 млрд. тонн.

Приоритетным направлением добычи из нетрадиционных источников УВ является сланцевая нефть. Значительное распространение «доманикоидов» и «баженитов» по площади и в разрезе в пределах основных НГП и обилие в них промышленных притоков свидетельствует в пользу высокой вероятности масштабной добычи нефти, основанной на применении новейших технологий добычи. Общие извлекаемые ресурсы сланцевой нефти варьируются в пределах от 20 до 100 млрд. тонн нефти

Из других видов нетрадиционных источников УВ следует выделить метан угольных пластов, промышленная добыча которого уже началась структурами ОАО «Газпром» в Кузбассе. Учитывая, что при этом еще и решается проблема повышения безопасности при угледобычи, это направление должно входить в сферу государственного регулирования.

Огромные запасы газогидратов в северных широтах России свидетельствуют о перспективности этого вида углеводородного сырья, однако, для Российской Федерации это отдаленная перспектива.

Для подготовки участков недр под лицензирование на сланцевую нефть необходимо выполнить научно-аналитическое обобщение накопленных геолого-геофизических и геохимических данных с целью выделения и обоснования перспективных зон нефтенакопления и получения положительного опыта недропользования с применением новейших технологий добычи.

Успешность освоения нетрадиционных ресурсов может быть обеспечена консолидацией усилий органов власти, научно-исследовательских институтов, в том числе академических институтов и научных подразделений компаний-недропользовтелей.