USD 63.773

+0.02

EUR 70.6286

+0.1

BRENT 61.3

+0.37

AИ-92 42.35

0

AИ-95 46.15

+0.01

AИ-98 51.61

+0.01

ДТ 47.45

+0.01

442

Новые производства для оффшорных операций на Каспии

Одним из пунктов реализации государственной программы освоения казахстанского сектора Каспийского моря является формирование инфраструктуры поддержки морских нефтяных операций.

Одним из пунктов реализации государственной программы освоения казахстанского сектора Каспийского моря является формирование инфраструктуры поддержки морских нефтяных операций.

ТОО "ТенизСервис" - казахстанский лидер в области оказания услуг по поддержке морских нефтяных операций в казахстанском секторе Каспийского моря, являясь дочерней структурой национальной компании "КазМунайГаз", на территории Тупкараганского района реализует ряд перспективных проектов. На строительстве некоторых объектов побывал недавно аким области Крымбек Кушербаев.

Стоит отметить, что "КазМунайГазом" данная работа осуществляется на основе комплексного плана развития береговой полосы казахстанского сектора Каспийского моря. В плане определено размещение основных объектов прямой нефтегазовой и сопутствующей инфраструктуры, очередность и этапы их создания с расчетом технико-экономических показателей строительства и эксплуатации объектов.

Основными зонами для создания инфраструктуры поддержки морских нефтяных операций являются: район города Актау, побережье Тюбкараганского залива в районе поселка Баутино, а также побережье в районе села Курык.

Например, только в рамках реализации проекта "Кашаган" в ближайшем будущем необходимо будет 550 тысяч тонн различных металлоконструкций. Кроме того, как известно, одними из основных элементов схемы разработки месторождения Кашаган являются 24 производственных модуля. В рамках концепции полномасштабного освоения месторождения Кашаган предполагается изготовление крупногабаритных металлоконструкций весом 10-20 тыс. тонн.

В этой связи необходимо создание дополнительных двух верфей мощностью около 40 тыс. тонн в год. В настоящее время существующие верфи Казахстана могут изготовить не более 40 тыс. тонн металлоконструкций в год. Дополнительно строящиеся сегодня заводы смогут покрыть еще 30 тыс. тонн в год. Исходя из потребности, совокупная производственная мощность всех верфей должна быть не менее 140 тыс. тонн в год.

При этом не надо забывать, что в Азербайджане вся береговая инфраструктура из 5 верфей давно построена и функционирует, что является сегодня более предпочтительным для инвесторов.

Основываясь на данных потребностях, компания "ТенизСервис" совместно с компанией "МакДермотт Каспиан Контракторз, Инк." приступили к строительству завода металлоконструкций в Тупкараганском районе. На этом объекте и побывал аким области.

На церемонии начала строительства завода аким области Крымбек Кушербаев отметил, что развитие проектов береговой инфраструктуры - один из главных факторов успешного освоения казахстанского сектора Каспийского моря. "Ввод в эксплуатацию завода металлоконструкций создаст в регионе порядка 3000 рабочих мест, что, несомненно, окажет положительный социальный эффект", - подчеркнул он.

Магзум Мырзагалиев, генеральный директор ТОО "ТенизСервис" отметил, что этот проект профинансировал HSBC банк Казахстана, "что говорит в пользу экономической целесообразности данного проекта".

По его словам, завод металлоконструкций - это приоритетный проект компании, который позволит в первую очередь увеличить участие казахстанских компаний в нефтегазовых проектах. "Данный проект укрепит имеющиеся производственные мощности на Каспии с целью удовлетворения спроса развивающегося рынка региона и внести значительный вклад в развитие морской нефтегазовой промышленности Казахстана", - подчеркнул он.

Роберт МакМаллин, менеджер проекта компании "МакДермотт" пояснил, что строительство завода ведется "с нуля". Это позволит создать высокоэффективное предприятие, используя оборудование и технологии новейшего поколения и внедрение передового опыта.

По его словам, на заводе планируется производить казахстанский продукт, отвечающий мировым стандартам в объеме 12 тыс. тонн металлоконструкций в год для удовлетворения потребностей Северо-Каспийского и других проектов.

Р. МакМаллин отметил, что на заводе планируется наладить выпуск высокотехнологичной продукции, такой, как модули, верхнее строение оффшорных платформ, трубные эстакады, сборные крупногабаритные конструкции, основания платформ и др. Выход на полную производственную мощность планируется в 2012 году.

Аким области также ознакомился с ходом строительства завода буровых растворов. Это еще один проект ТОО "ТенизСервис", который реализуется совместно с американской компанией M-I SWACO. Доля уставного капитала компанией в этом проекте составляет 51 процент - казахстанское участие и 49 процентов - американское. Создано совместное предприятие ТОО "Каз M-I".

Основная деятельность СП направлена на производство и реализацию буровых растворов, переработку отходов бурения, поставку нефтепромысловых реагентов и трубопроводных присадок, инструментов для механической очистки ствола скважины и другие виды работ.

М. Мырзагалиев, показывая строящийся объект и рассказывая о ходе реализации проекта, пояснил акиму области, что строительство завода буровых растворов является важнейшим шагом в развитии совместного предприятия. Продукция этого завода имеет ряд положительных моментов, а именно: кроме удовлетворения потребностей операторов морских нефтяных операций увеличится казахстанское содержание в нефтегазовых проектах, а также благоприятно скажется на социально-экономическом положении региона путем создания дополнительных рабочих мест.

В настоящее время на объекте ведется строительство фундамента. В скором будущем завод будет способен удовлетворять потребности операторов, ведущих работы на морских месторождениях, в том числе и Кашаганского проекта. На заводе планируется выпускать высокотехнологичные растворы как на водной, так и на углеводородной основе. С вводом завода в эксплуатацию значительно снизится время, затрачиваемое на бурение нефтяных скважин, так как не будет необходимости приготовления бурового раствора на буровых установках, его будут доставлять туда в готовом виде. Кроме того, в дополнение к этому на заводе предусмотрены установки для переработки, утилизации и повторного использования бурового раствора.

В поселке Аташ Тупкараганского района аким области побывал на строительстве судоремонтного завода для обслуживания малых судов.

Это будет первый судоремонтный завод на территории Казахстана для обслуживания судового оборудования и судов, оперирующих в казахстанском секторе Каспийского моря.

Строительство началось в декабре 2007 года. Сумма финансирования составляет 81,8 млн. долларов. Инвестиции осуществляются за счет средств Европейского банка реконструкции и развития.

В настоящее время практически все строительные работы завершены. Идет тестирование оборудования. Уже есть заказы и контракты.

Завод способен выполнять текущий и межрейсовый ремонт практически всех типов судов, оперирующих в казахстанском секторе Каспийского моря. Доковый (капитальный) ремонт будет производиться для судов, соответствующих следующим основным параметрам: длина - до 60 м, ширина - 16,5 м, осадка судна - до 5 м, вес - до 600 тонн.

Для осуществления докового ремонта на заводе будет использоваться мобильное судоподъемное оборудование (судоподъемник), произведенное американской компанией Marine TraveLift,

специализирующейся на изготовлении судоподъемных машин. Необходимо отметить, что это судоподъемное оборудование является уникальным в своем роде и единственным на территории всего Каспийского бассейна.

Организация ремонтных работ позволит единовременно обслуживать от 6 до 8 судов или 50-60 единиц морской техники ежегодно.

Производственные мощности ТОО расположены на территории базы поддержки морских операций ТОО "Балыкшы" в поселке Аташ. Участниками проекта являются судоремонтная компания Nico International U.A.E. (ОАЭ), национальная судоходная компания АО "КазМорТрансФлот", владеющая второй по величине долей в проекте, и ТОО "Балыкшы".

СП ТОО "Судоремонтный завод Мангистауской области" создано в марте 2008 года.

Кроме того, на территории специальной экономической зоны "Морпорт Актау" всемирно известная норвежская компания Aker Solutions AS в текущем году приступила к реализации проекта по строительству завода металлоконструкций. Продукцией этого завода являются технологические модули и модули по обеспечению нефтедобычи в морских условиях, на которых будет устанавливаться различное технологическое оборудование и трубные обвязки. Ежегодно на новом заводе будет производиться до 20 тыс. тонн металлоконструкций. Инфраструктура завода позволит организовать изготовление блоков, монтаж стальных конструкций, работу с трубопроводами, изготовление панелей, окраску и т.д.

В рамках реализации проекта будет создано при пиковой нагрузке до 2500 рабочих мест.

Напомним, что эти новые производственные объекты необходимы в рамках увеличивающихся потребностей оффшорных операций.

На сегодняшний день казахстанские компании на основе совместных предприятий с западными партнерами успешно осваивают прибрежные зоны Каспийского моря. Так, совместным казахстанско-итальянским предприятием "ЕРСАЙ" завершена первая фаза строительства судостроительной верфи и базы снабжения в селе Курык. Уже сегодня это предприятие выполняет заказы оператора Северо-Каспийского проекта по изготовлению металлоконструкций, необходимых для строительства морских объектов, операции по логистике. Проектная мощность верфи составляет 20 тыс. тонн в год.

Стоит отметить и деятельность компании "Кеппел Казахстан", также успешно способствующей развитию Северо-Каспийского проекта в рамках реализации контракта на изготовление металлоконструкций для ледовой защиты устьев скважин, трубных эстакад и строительство четырех барж. Проектная мощность производства базы "Кеппел Казахстан" оценивается в размере порядка 20 тыс. тонн в год.

На восточном побережье Тюбкараганского залива построен и функционирует причал по отгрузке сыпучих материалов мощностью до 3 млн. тонн в год.

Построен специальный полигон для утилизации отходов и захоронения бурового шлама емкостью 130 тыс. тонн.

Здесь же, в Баутино, сооружены такие объекты, как база поддержки морских нефтяных операций и станция заправки морских судов.

База предназначена для предоставления сервисных и стивидорских услуг компаниям, ведущим морские нефтяные операции в северной и центральной частях казахстанского сектора Каспийского моря (прежде всего для Аджип ККО по Северо-Каспийскому проекту). На сегодняшний день услугами базы поддержки морских нефтяных операций пользуются свыше 30 компаний. На этой базе осуществляется также прием и отгрузка различных грузов, предоставляются в аренду складские помещения и открытые площадки, приготавливаются буровые растворы, бункеровка воды и т.д.

В связи с отсутствием в казахстанском секторе Каспийского моря стационарных заправок морских судов, а также в целях значительного снижения риска аварий и загрязнений окружающей среды с 2009 года работает станция заправки морских судов и автоцистерн компаний, ведущих морские нефтяные операции.

Полномасштабное освоение Северо-Каспийского проекта должно стать толчком активного развития береговой инфраструктуры на территории Казахстана, чему полномочный орган будет уделять первостепенное внимание. Очевидно, что наличие мощной нефтегазовой инфраструктуры в непосредственной близи от проведения морских операций является общим интересом вовлеченных сторон как главного заказчика в лице Правительства Казахстана, так и подрядчиков.

Автор: Наталья Бутырина

Источник : Neftegaz.RU

Система Orphus