USD 99.4215

-3.96

EUR 106.304

-3.48

Brent 71.12

+0.06

Природный газ 3.076

-0.01

6 мин
...

Буровые установки. Вызов времени

Рынок бурового оборудования непосредственно связан с рынком буровых услуг. Именно буровые подрядчики, независимые и входящие в состав ВИНГК, являются владельцами и заказчиками буровых установок.

Буровые установки. Вызов времени

Рынок бурового оборудования непосредственно связан с рынком буровых услуг. Именно буровые подрядчики, независимые и входящие в состав ВИНГК, являются владельцами и заказчиками буровых установок.

Читать деловой журнал Neftegaz.RU


Объем рынка бурового оборудования в настоящее время оценивается приблизительно в 20 млрд. руб.


Потребность буровых подрядчиков в буровом оборудовании определяется в основном требуемыми объемами бурения и необходимостью обновления парка буровых установок.


За последние 10 лет объем бурения в России вырос в два раза (с 9087 тыс. м в 2002 г. до 18745 тыс. м в 2011 г.). В соответствии с основным вариантом прогноза Минэкономразвития к 2014 году ожидается рост объемов бурения на 33,3% к уровню 2011 года. Имеющиеся буровые мощности российских компаний вряд ли справятся с таким ростом. В 2011 году парк действующих буровых установок насчитывал более 800 единиц, еще около 200 единиц числятся на балансе компаний, но не вовлечены в работу по причине полного физического износа. Около 35% парка БУ в России эксплуатируется более 20 лет, и это несмотря на то, что за последние 10 лет российским буровым и сервисным компаниям было поставлено более 320 новых БУ. Только для поддержания парка в рабочем состоянии в ближайшие пять лет российским компаниям потребуется еще не менее 340 новых БУ. Таким образом, по нашим расчетам, объем рынка бурового оборудования в ближайшие 5 лет будет составлять 30-32 млрд. руб. в год или 75-80 БУ.


Состояние буровых парков отдельных компаний весьма различно как по величине, так и по техническому состоянию. Лидер бурового сектора, БК «Евразия», на долю которой пришлось около 30% объемов на рынке бурения РФ, имеет самый большой парк - более 220 БУ (с учетом приобретенных активов «Schlumberger). Основу парка составляют уралмашевские буровые установки старого образца (типа 3000 ЭУК и 3Д-86) изготовленные в 1988-1991 гг. Начиная с 2006 года в «Евразии» идет постоянное обновление парка, закуплено 39 современных буровых установок как отечественного, так и импортного производства. В парке компании присутствуют современные установки производства ВЗБТ и Уралмаш, немецкие Bentec, американские Lewco, китайские SJ Petroleum Machinery и Sinopec, а также установка совместного российско-американского производства «Ермак».


Номер два на рынке бурения - «Сургутнефтегаз», на долю которого приходится 26%. Буровые подразделения компании имеют более 150 БУ и постоянно обновляют парк. В парке компании присутствуют современные установки производства ВЗБТ и Уралмаш, китайские Haihua Industry Group и SJ Petroleum Machinery, а также американские мобильные БУ и подъемники NOV. Основу парка составляют буровые установки производства Уралмаш (поставки 1989-1991 гг.) и ВЗБТ (поставки 1996-2001 гг.). За последние 10 лет «Сургутнефтегаз» закупил около 60 БУ, в начале 2011 года был подписан контракт на поставку еще 24 установок.


Таким образом, два крупнейших игрока рынка буровых услуг - «Сургутнефтегаз» и БК «Евразия», которые осуществляют почти 60% объемов бурения в России, используя порядка 400 БУ или около половины действующих в стране буровых установок.


Большинство буровых компаний, так же как и лидеры рынка, активно обновляют свой парк буровых установок. РН-бурение, Газпром бурение, ССК, Weatherford, ОБК все эти компании закупают новые современные буровые установки.


Несмотря на то, что основную часть парка ведущих российских буровых компаний составляют отечественные установки, их доля постепенно снижается. На возросшую потребность в новом оборудовании активно отреагировали иностранные производители. В начале 2000-х поставки импортных буровых установок в Россию были единичные, в 2006 году доля импорта составила уже более 40%, а к 2010 году импортные установки уже занимали более 70% российского рынка. На первой волне возросшего спроса (2007-2008 гг.) в Россию организовали поставки буровых установок около 20 иностранных компаний. В их числе американские Aker Kvaerner, Le Tourneau, National OilWell Varco, немецкий Bentec, румынский Upetrom, итальянский Drillmec, остальные две трети составили китайские производители.


Но закрепиться на российском рынке удалось не всем. Поставки американских тяжелых установок оказались единичными, сказалась их высокая стоимость. Отсеялись многие китайские производители, сказалось низкое качество. В настоящий момент основными иностранными поставщиками тяжелых буровых установок на российский рынок являются китайские компании Honghua International, RG Petro-Machinery, SJ Petroleum Machinery, Hebei Haihua Development Group, немецкий Bentec и румынский Upetrom. Основную конкуренцию им составляют российские «Уралмаш НГО Холдинг» и «Волгоградский завод буровой техники». Но и те иностранные компании, которым не удалось сразу закрепиться в России, не опускают руки и продолжают предпринимать попытки зайти на российский рынок через совместные предприятия. Таким образом действуют Drillmec и Discovery, которые открыли свои производства соответственно в Белоруссии и Украине.


Конкуренция на российском рынке буровых установок достаточно сильная. Китайские производители подтянулись по качеству изготовления, освоили новые для себя типы установок: эшелонные для кустового бурения (которые раньше выпускали только Уралмаш и Bentec); сверхтяжелые грузоподъемностью до 900 тонн, которые на данный момент не изготавливает ни один отечественный производитель. Западные производители снижают цены благодаря размещению производств в других странах.
У независимых российских буровых компаний нет каких-либо особых предпочтений и склонностей к какому-то одному производителю буровых установок. Наглядным примером может служить «БК Евразия», которая с 2006 года закупила, 17 китайских буровых установок, 12 российских, 7 немецких, 2 американских, а также совместно с американской компанией создала буровую установку собственной разработки.


«Сургутнефтегаз» тоже не складывает все яйца в одну корзину, с 2006 года его парк пополнился 15-ю буровыми установками китайского производства и 12-ю российского, к тому же в этой компании достаточно большой парк легких американских установок, который также регулярно обновляется.


У компаний с государственным участием наблюдается несколько другая картина. Здесь предпочтения отдаются в основном отечественным производителям. Газпром, хоть и покупал в последнее время румынские и немецкие буровые установки, но основную долю в обновлении парка занимают российские производители. Парк же Роснефти состоит исключительно из отечественных буровых установок, за исключением нескольких мобильных китайского и румынского производства.


У иностранных компаний, работающих на российском рынке, перевес в обновлении парка буровых установок уходит в сторону зарубежных производителей. Так Weatherford, выкупив в 2009 году сервисные предприятия у ТНК-ВР, начал модернизировать их только импортными установками производства Drillmec и Discovery. Немецкий KCA Deutag с 2006 года закупил 7 буровых установок производства Bentec и только одну российскую.


Особенностью российского рынка бурового оборудования является его неоднородность. Российские буровики используют как старые станки типа 3Д, постоянно их модернизируя, так и современные установки последнего поколения, осваивая новые технологии бурения. Поэтому производитель буровых установок для того чтобы успешно работать на этом рынке должен учитывать все его потребности и предлагать заказчикам оборудование соответствующее используемым технологиям бурения.


Возможность предложить заказчику различные варианты финансирования производства и поставок бурового оборудования тоже является одним из основных конкурентных преимуществ среди производителей БУ. Сейчас получают широкое распространение лизинговые схемы приобретения бурового оборудования.


Отечественные производители используют в той или иной степени эти конкурентные преимущества, тем самым стараясь соответствовать требованиям заказчиков. Основной российский производитель тяжелых буровых установок «Уралмаш НГО Холдинг» на сегодняшний день предлагает наиболее широкую гамму технических решений для модернизации производственных мощностей буровых компаний. Типоразмерный ряд производимого бурового оборудования включает современные буровые установки грузоподъемностью от 160 до 600 тонн, разработаны проекты для установок грузоподъемностью 125 и 900 тонн. Сервисные подразделения «Уралмаш НГО Холдинг» осуществляют проекты по модернизации практических любых буровых установок по индивидуальным требованиям заказчика. Коммерческая служба оперативно снабжает заказчиков запасными частями к буровому оборудованию с собственного склада.


Появление новых технологий бурения, таких как бурение обсадной колонной или бурение на сжатом воздухе непременно сказывается на деятельности производителей бурового оборудования. Теперь для осуществления эффективной проходки скважин требуются высокопроизводительные установки с большой грузоподъемностью, системой частотного регулирования главных приводов, буровыми насосами повышенной мощности, четырех- пятиступенчатой системой очистки буровых растворов и многим другим. Практически все отечественные производители буровых установок сейчас предлагают заказчикам станки, отвечающие современным технологиям бурения.
Справедливости ради стоит отметить, что для соответствия современным технологиям бурения отечественные производители оснащают свои установки импортными узлами и системами (СВП, очистное оборудование и пр.) аналогов которым пока нет в России.


В целом производство бурового оборудования в России сейчас находится вновь на подъеме после спада в кризисные 2008-2009 гг. ВЗБТ выиграл тендер и производит 24 буровые установки для Сургутнефтегаза, «Уралмаш НГО Холдинг» имеет в своем портфеле заказ на 26 буровых установок от шести различных заказчиков. Основные производители модернизируют свои производственные мощности в ожидании дальнейшего роста рынка.



Автор: Сергей Чирков, директор департамента маркетинга филиал ООО «Уралмаш НГО Холдинг»