USD 80.5268

-0.16

EUR 93.3684

-1.09

Brent 66.42

-0.27

Природный газ 2.801

-0.01

6 мин
38129

От горюче-смазочных материалов до добычи твердых полезных ископаемых: эксперт СИБУРа – о локализации в стратегических отраслях промышленности

От горюче-смазочных материалов до добычи твердых полезных ископаемых: эксперт СИБУРа – о локализации в стратегических отраслях промышленности

Москва, 17 сен - ИА. Neftegaz.RU. В условиях ухода западных компаний с российского рынка вопрос доверия к отечественным компонентам для производства смазочных материалов, бункерного топлива и решений для добычи полезных ископаемых стал носить стратегический характер. Импортозамещение для обеспечения стабильности стратегических отраслей промышленности — ключевая задача нефтехимического сектора. О ситуации с локализацией, роли СИБУРа в этом процессе в интервью Neftegaz.RU рассказала Светлана Гирфанова, директор дивизиона «Нефтегазопереработка и добыча».

— Как Вы оцениваете текущую ситуацию на российском рынке смазочных материалов? С какими вызовами сталкивается отрасль?

— Российский рынок смазочных материалов объемом около 1,8 млн тонн в год находится в существенной зависимости от импорта присадок, являющихся их ключевым компонентом. Хотя внутреннее производство смазочных материалов достигает 1,5 млн тонн, локализация производства пакетов присадок остается на низком уровне, где доля импорта оценивается примерно 80%. Это создает значительную уязвимость для отечественных производителей.

— В каких продуктах отечественные ВИНКи проявляют наибольший интерес?

— В текущих рыночных условиях ведущие вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) проявляют повышенный интерес к продуктовой линейке СИБУРа. Мы отмечаем значительный спрос на линейные альфа-олефины (ЛАО) - основу для производства базовых масел IV группы, применяемых в моторных и редукторных маслах. Также востребованы наши сложные эфиры (эстеры) используемые для создания специализированных смазочных материалов.

— На разработку каких продуктов сегодня направлен фокус СИБУРа?

— Наиболее остро стоит проблема замены импортных синтетических базовых масел, среди которых ключевыми являются полиальфаолефины (ПАО) и эфиры (эстеры). Эти компоненты традиционно использовались западными производителями смазочных материалов и входили в состав премиальных продуктов для двигателей и трансмиссий. Эксперты рынка давно оценили уникальные характеристики эстеров, такие как способность улучшать низкотемпературные свойства, снижать износ механизмов и повышать энергоэффективность. Эстеры занимают до 30% мирового рынка синтетических базовых масел, а потребление в Европе превышает 135 тысяч тонн в год. В России этот рынок находится на начальной стадии развития и пока измеряется единицами тысяч тонн.

Не менее важным направлением является производство ПАО, применяемых в таких требовательных областях, как современные автомобильные двигатели и высоконагруженное индустриальное оборудование. Текущий объем потребления полиальфаолефинов в РФ составляет около 11 тысяч тонн, в Европе удельное потребление в 4 раза выше, что демонстрирует значительный потенциал расширения отечественного рынка ПАО особенно в северных регионах, где крайне важны низкотемпературные свойства базовых масел. СИБУР активно развивает направления эстеров и полиальфаолефинов, способствуя развитию отечественных производственных мощностей и стимулированию спроса. К примеру, в области ПАО нашим партнером является единственный производитель подобных базовых масел в РФ - компания ТАИФ-СМ, занимающаяся импортозамещением смазочных материалов. Хорошим примером является замена импортных ПАО в компрессорной установке рециркуляционного газа, в гидравлических системах и редукторах.

— Над какими перспективными направлениями сейчас работает СИБУР?

— Расширяя спектр технологических решений, мы уделяем особое внимание полиалкиленгликолевым маслам (ПАГ). Это полностью синтетические полиэфиры, являющиеся универсальными высокопроизводительными смазочными материалами с высокой термоокислительной стабильностью и низкой летучестью. Они широко применяются как базовые масла для производства высоконагруженных редукторных, компрессорных и гидравлических масел. Текущий рынок ПАГ-масел составляет порядка 6 тысяч тонн в год и до недавнего времени был полностью импортозависим. Для сравнения в Европе удельное потребление ПАГ в 1,5 раза выше, чем в РФ. Развитие собственного производства ПАГ, а также совместные проекты с такими партнерами, как Синтез-Ока, позволят также закрыть технологический пробел и повысить конкурентоспособность отечественной продукции на мировом уровне. Задача состоит не только в производстве продукта с необходимой вязкостью, но и в доказательстве возможности его эффективности, где требуются уникальные свойства полиалкиленгликолевых масел.

Другим примером является запуск проекта по производству додецилфенола (ДДФ). Сегодня локальное производство присадок в РФ обеспечивает всего около 20% потребности рынка, поэтому развитие сырьевой базы критически важно для импортозамещения. Додецилфенол является важным сырьем для синтеза моющих присадок к смазочным материалам, которые предотвращают образование отложений и нейтрализуют кислоты, поддерживая чистоту и работоспособность деталей двигателя. Кроме того, ДДФ используется в нефтепромысловой химии, что делает его стратегически важным для всего нефтегазового комплекса.

— Какие еще направления вы рассматриваете для развития отрасли?

— Продолжая тематику горюче-смазочных материалов, важно выделить рынок бункерного топлива, который переживает не лучший период, поскольку заметная часть продаж ранее приходилась на зарубежных судовладельцев, «бункерующихся» в России. После 2022 года иностранные судовладельцы стали избегать бункеровки в российских портах, что сократило количество судозаходов. В результате объем рынка бункеровки составляет около 8 млн т, так и не восстановившись до «доковидного» уровня 2019 г (11 млн т). Ситуацию дополнительно усложнило снижение грузооборота крупнейших российских портов.

Производство мазута и топливных компонентов заметно превышают потребности российских судовладельцев в бункерном топливе, что позволяет говорить о достаточности ресурсов для производства смесевых судовых топлив, в том числе малосернистых.

— Как малосернистые компоненты СИБУРа способствуют развитию сегмента бункерного топлива?

— Особое значение имеют малосернистые компоненты СИБУРа, которые при вовлечении в количестве до 30% от массы готового продукта позволяют нашим партнерам достигнуть нормативных показателей по содержанию серы в бункерном топливе. Мы ожидаем, что продолжение «зеленой» политики Международной морской организации (IMO) приведет к росту спроса на вовлечение отработанных растительных масел в смесевые остаточные топлива, а также повысит спрос на решения по очистке выхлопных газов от регулируемых веществ и соединений.

— В каких еще сегментах СИБУР проводит работы по повышению эффективности производства?

— СИБУР активно содействует повышению эффективности и в горнодобывающей промышленности, тесно сотрудничая с недропользователями и изучая их потребности. Мы выделили несколько ключевых направлений разработок, включая обогащение руд методом флотации. Например, пенообразователь МИБК (метилизобутилкарбинол), полностью импортный, что делает разработку отечественных аналогов особенно актуальной. Сейчас в нашем портфеле R&D-разработок — 12 проектов в области флотации.

— Какие новые направления открылись для отрасли в процессе работы с предприятия горной добычи?

— С момента открытия нового для нас направления (буровзрывных работ) мы активно исследуем вопросы импортозависимости в производстве эмульгаторов для эмульсионных взрывчатых веществ (ЭВВ). Объем промышленных взрывчатых веществ (ПВВ), используемых в добыче твердых ископаемых, достигает 2 млн тонн с ростом 4% в год. Динамика потребления ПВВ обуславливается увеличением вскрышных работ на новых месторождениях в сложных условиях добычи. ЭВВ составляют 95% всех промышленных взрывчатых веществ, при этом эмульгатор является их наиболее дорогостоящим компонентом. Это открывает возможности для импортозамещения и разработки инновационных типов эмульгаторов с потенциалом реализации таких продуктов как малеиновый ангидрид, триэтаноламин, полиизобутилен и других продуктов. Кроме того, мы изучаем потенциал применения нашего сырья в качестве топливной фазы для ЭВВ, оцениваемый в 50-60 тысяч тонн в год. Наша полимерная продукция (полиэтилен, полистирол) также может быть использована для сенсибилизации и упаковки ЭВВ.

СИБУР видит перспективы в сегменте полиуретановых систем, отличающихся уникальными защитными свойствами. Сейчас мы сотрудничаем с производителями горной техники, включая БелАЗ, в области разработки рецептур и нанесения защитных полиуретановых покрытий на кузова самосвалов.

Традиционные решения СИБУР для отрасли включают реагенты обогащения руд, выщелачивания золота, инъекционное химическое укрепление горного массива. Мы активно внедряем синтетические решения, примером служит переход на полимерную упаковку СИБУРа для патронированных взрывчатых веществ и компоненты ударноволновых трубок. Также дивизион продвигает замену традиционных материалов полимерами. Хорошими примерами подобной деятельности являются полимерные анкерные и арочных крепи, используемые в шахтном строительстве.


Автор: А. Никитина


Подпишитесь