USD 102.9979

+0.09

EUR 108.3444

-0.36

Brent 73.26

+0.02

Природный газ 3.345

-0.03

6 мин
6216

Три «кита» цифровой трансформации «Газпром бурение»

Три «кита» цифровой трансформации «Газпром бурение»

Источник: пресс-служба "Газпром бурение"

Москва, 20 ноя - ИА Neftegaz.RU. Сегодня компании нефтегазового сектора активно оцифровывают технологические и бизнес-процессы, но особенно глубоко цифровые инновации проникают в бурение. В этом сегменте активно внедряются искусственный интеллект, цифровые двойники, промышленные роботы и другие инструменты. О том, каких эффектов удается добиться от цифровых технологий, импортозамещении в этой области и о цифровизации как глобальном продукте мы поговорили с заместителем генерального директора по развитию цифровых технологий «Газпром бурение» Д. Гаренских.

– Дмитрий Александрович, цифровизация в бурении – узкоспециализированная история, как вы к этому пришли?
– К этому моменту я уже работал в нефтегазовой отрасли, но в геологии и разработке месторождений. Предложили попробовать себя в IT – в определенный момент в группе «Газпром» образовалось предприятие, которое начало заниматься цифровизацией процессов газодобывающей отрасли, и меня пригласили на проекты, связанные с геологией, разработкой и бурением. После этого я перешел развивать это направление в «Газпром бурение».

– По какому принципу вы начали формировать цифровой портфель «Газпром бурения»?
– Когда мы формировали портфель наших цифровых проектов, чтобы у нас не было какой-то сборной «солянки», мы разделили все на три условных «кита». И это – персонал, производственная безопасность и, конечно, непосредственно производство.

Персонал. У нас в компании свыше 11 тысяч сотрудников, и большая часть из них работают «в поле». Одна из наших основных задач – получать от них обратную связь, чувствовать вовлеченность сотрудников и приверженность стратегии развития Компании.

Приведу пример. Работник пришел в столовую на буровой, пообедал, а ему не понравилось. Он тут же заполняет опрос, который сразу попадает к ответственному за питание сотруднику. Так же со спецодеждой: если рабочий надел новую спецодежду, а через три дня у него порвались сапоги, он заполняет опрос по качеству СИЗов. И этот отклик должен быть молниеносным. Для нас это одна из основ, которую мы положили в стратегию цифровизации.

– Какие цифровые сервисы сейчас запущены для сотрудников?
– Мы сегодня одни из первых в отрасли запустили личный кабинет работника с кадровым электронным документооборотом. В этом году стоит задача перевести в цифру не менее 90% кадрового документооборота.

Отпуск, меры социальной поддержки, добровольное медицинское страхование – во всех этих случаях заявления заполняются в электронном виде. Работник просто формирует запрос со своего мобильного устройства, а сотрудники Общего центра обслуживания (ОЦО) обрабатывают этот запрос.

– Какие требования к подтверждающим документам? Каким образом сотрудник их загружает в систему?
– Достаточно загрузить электронный документ или фото. Если загружаются подтверждающие документы в виде чека, авиабилета, авансового отчета за командировку, мы можем проверить их за секунду. У нас налажена система работы с налоговыми сервисами и по QR-коду с чека мы проверяем его подлинность.

Сегодня в личном кабинете реализовано не только то, что касается самого работника, но и часть бизнес-процессов. Например, сдача авансовых отчетов, оформление командировок. Сдача отчетности занимает у работника не более 30 секунд. Если он самостоятельно покупал билет, то подгружаются билет и посадочный талон, если же покупка осуществлялась с помощью нашего сервиса, то просто нужно подгрузить билет из системы для командировок.

В личном кабинете работник может посмотреть свой расчетный лист. Причем мы специально сформировали его в максимально доступном формате. Сотрудник видит не то, какими бухгалтерскими проводками он формируется, а четко – сколько часов отработал, сколько за это начислено, какие удержания у сотрудника, например по исполнительным листам, и сколько будет перечислено в банк на карту.

Кроме того, личный кабинет дает возможность написать обращение к руководству компании, и оно действительно дойдет до адресата.

Цифровой личный кабинет – очень удобная площадка взаимодействия между работником и работодателем.

– Сколько сотрудников пользуются этим личным кабинетом?
– Первыми этот функционал опробовали сотрудники «Газпром бурения», это более 6 тысяч сотрудников. Сегодня показатель согласия использования личного кабинета составляет около 95%. Часто бывает так, что сначала сотрудник отказывается, потом он видит, что коллега этим пользуется, видит плюсы использования системы, и он обращается в кадровую службу, чтобы его тоже перевели на ЭДО.

– Второй «кит» – цифровизация производственной безопасности.
– Производственная безопасность. Бурение – сложный и опасный производственный процесс: движущиеся и вращающиеся механизмы, работа на высоте, работа с сосудами под давлением, на глубине, с химреагентами. Это все факторы риска. На сегодняшний день у нас есть два ключевых цифровых продукта, которые мы внедрили. Первый направлен на предупреждение аварийных ситуаций и несчастных случаев. Например, запущена цифровая карта «Спас», уже оформлено более 10 тысяч карт. Работники заполняют карты, если видят, что кто-то из коллег небезопасно выполняет работы, или условия не соответствуют технике безопасности. В карте необязательно указывать личные данные сотрудника, можно написать, условно, «работник «К» производил те или иные работы…». Карта может быть почти анонимной, но тем не менее, это будет сигнал к действию.

– Куда поступает этот сигнал?
– Карта «Спас» поступает в службу производственного контроля филиала, также контроль ведут и специалисты в центральном аппарате. Регулярно проводится аналитика нарушений, выявляется системность, формируются профилактические мероприятия – «стоп-часы», «дни безопасности».

– «Спас» работает только на буровой?
– Нет. «Спас» действует не только в опасной зоне, она может заполняться и на базах производственного обслуживания, и в вагон-городках, и в офисах, если, например сотрудник при движении по лестнице не держится за поручни.

Еще на буровых мы внедряем систему видео аналитики – второй ключевой цифровой продукт в области производственной безопасности. В этом году на 20 буровых установках должно быть внедрена данная система.

– Как эта система работает?
– Видеоаналитика: простыми словами, это искусственный интеллект, позволяющий определить и составить карту нарушения. В случае если работник находится в зоне, где обязательно должен быть в спецодежде и использовать средства индивидуальной защиты, а он, например, вышел и не надел защитные очки, каску или страховочный пояс. Видеоаналитика сигнализирует о том, что данный работник нарушает правила безопасности. Соответственно в филиале специалист, который видит нарушение, может тут же позвонить мастеру бригады и сообщить, что на роторной площадке находится работник без средств индивидуальной защиты, работы могут быть остановлены.

Количество детекторов развивается. На сегодняшний день у нас их семь:
  • очки
  • каска
  • перчатки
  • защитный костюм
  • нахождение в опасной зоне
  • использование поручней при движении по лестничным маршам
  • страховочная привязь.
– Мы переходим к третьему «киту», и здесь уже, наверное, можно говорить не только о цифровизации производства, но и о цифровизации как отдельном продукте.
– Цифровизация не только в бурении, а во всех в крупных отраслях – это глобальный продукт. Сегодня мы совместно с нашими ключевыми Заказчиками активно развиваем направление роботизации процесса бурения, чтобы бурить быстрее и качественнее. В 2025 году мы планируем испытания робота, который будет производить автоматическую подачу бурильной трубы - к этому стремятся ведущие буровые компании, так как это один из трудоемких и опасных процессов.

Ну и конечно, ни одно производство не может существовать без смежных функций, таких как экономика, финансы, казначейство, кадры, материально-техническое обеспечение. За последние два года в группе компаний мы провели модернизацию комплексных решений, немалая часть доработок делается нашими специалистами. Также хочу отметить, что мы перешли на налоговый мониторинг – это очень удобная форма электронного взаимодействия с налоговым органом.

– Не могу не спросить, как компания прошла испытание уходом из страны иностранного ПО?
– Это было почти безболезненно – наши основные процессы и так были на отечественном ПО. Мы изначально выбрали правильную стратегию. Дальше мы начали выстраивать мини-сервисы на базе российских платформ.

По инженерным расчетам использовалось программное обеспечение российской компании. В 2023 году мы перешли на отечественные платформы почтового сервиса телефонии и коммуникаций. Мы используем много собственных решений по софту – это корпоративный портал, в котором сосредоточены разделы производственной отчетности, обучения персонала и все внутренние коммуникации. На портале производственной отчетности объединены все виды сервисов, которые участвуют в процессе бурения.

А вообще, по моему личному мнению, главное – не программное обеспечение, а команда, с которой ты работаешь в одной связке. Если есть настоящие профессионалы и, конечно, взаимопонимание и поддержка в коллективе, то можно найти выход из любых ограничений. В прошлом году руководством компании было принято решение об объединении сервиса цифровых технологий всех дочерних обществ в единую команду. Сегодня в Общем центре обслуживания ГК «Газпром бурение» и «РусГазБурение» наша команда насчитывает более 145 сотрудников, отвечающих за развитие цифровых технологий и связь на объектах от Краснодара до Камчатки. Ежедневно мы обеспечиваем более 5000 пользователей качественным ИТ-сервисом. И я горжусь командой, с которой я работаю. Мне нравится одно очень известное выражение из детской сказки: «Я не волшебник, я только учусь», поэтому вместе с командой мы сделали большой шаг в развитие цифровых технологий нашей и компании и, уверен, что сделаем еще гораздо больше.



Автор: А. Иванова


erid: 2Vfnxxb8kzt