– Дмитрий Александрович, цифровизация в бурении – узкоспециализированная история, как вы к этому пришли?
– К этому моменту я уже работал в нефтегазовой отрасли, но в геологии и разработке месторождений. Предложили попробовать себя в IT – в определенный момент в группе «Газпром» образовалось предприятие, которое начало заниматься цифровизацией процессов газодобывающей отрасли, и меня пригласили на проекты, связанные с геологией, разработкой и бурением. После этого я перешел развивать это направление в «Газпром бурение».
– По какому принципу вы начали формировать цифровой портфель «Газпром бурения»?
– Когда мы формировали портфель наших цифровых проектов, чтобы у нас не было какой-то сборной «солянки», мы разделили все на три условных «кита». И это – персонал, производственная безопасность и, конечно, непосредственно производство.
Персонал. У нас в компании свыше 11 тысяч сотрудников, и большая часть из них работают «в поле». Одна из наших основных задач – получать от них обратную связь, чувствовать вовлеченность сотрудников и приверженность стратегии развития Компании.
Приведу пример. Работник пришел в столовую на буровой, пообедал, а ему не понравилось. Он тут же заполняет опрос, который сразу попадает к ответственному за питание сотруднику. Так же со спецодеждой: если рабочий надел новую спецодежду, а через три дня у него порвались сапоги, он заполняет опрос по качеству СИЗов. И этот отклик должен быть молниеносным. Для нас это одна из основ, которую мы положили в стратегию цифровизации.
– Какие цифровые сервисы сейчас запущены для сотрудников?
– Мы сегодня одни из первых в отрасли запустили личный кабинет работника с кадровым электронным документооборотом. В этом году стоит задача перевести в цифру не менее 90% кадрового документооборота.
Отпуск, меры социальной поддержки, добровольное медицинское страхование – во всех этих случаях заявления заполняются в электронном виде. Работник просто формирует запрос со своего мобильного устройства, а сотрудники Общего центра обслуживания (ОЦО) обрабатывают этот запрос.
– Какие требования к подтверждающим документам? Каким образом сотрудник их загружает в систему?
– Достаточно загрузить электронный документ или фото. Если загружаются подтверждающие документы в виде чека, авиабилета, авансового отчета за командировку, мы можем проверить их за секунду. У нас налажена система работы с налоговыми сервисами и по QR-коду с чека мы проверяем его подлинность.
Сегодня в личном кабинете реализовано не только то, что касается самого работника, но и часть бизнес-процессов. Например, сдача авансовых отчетов, оформление командировок. Сдача отчетности занимает у работника не более 30 секунд. Если он самостоятельно покупал билет, то подгружаются билет и посадочный талон, если же покупка осуществлялась с помощью нашего сервиса, то просто нужно подгрузить билет из системы для командировок.
В личном кабинете работник может посмотреть свой расчетный лист. Причем мы специально сформировали его в максимально доступном формате. Сотрудник видит не то, какими бухгалтерскими проводками он формируется, а четко – сколько часов отработал, сколько за это начислено, какие удержания у сотрудника, например по исполнительным листам, и сколько будет перечислено в банк на карту.
Кроме того, личный кабинет дает возможность написать обращение к руководству компании, и оно действительно дойдет до адресата.
Цифровой личный кабинет – очень удобная площадка взаимодействия между работником и работодателем.
– Сколько сотрудников пользуются этим личным кабинетом?
– Первыми этот функционал опробовали сотрудники «Газпром бурения», это более 6 тысяч сотрудников. Сегодня показатель согласия использования личного кабинета составляет около 95%. Часто бывает так, что сначала сотрудник отказывается, потом он видит, что коллега этим пользуется, видит плюсы использования системы, и он обращается в кадровую службу, чтобы его тоже перевели на ЭДО.
– Второй «кит» – цифровизация производственной безопасности.
– Производственная безопасность. Бурение – сложный и опасный производственный процесс: движущиеся и вращающиеся механизмы, работа на высоте, работа с сосудами под давлением, на глубине, с химреагентами. Это все факторы риска. На сегодняшний день у нас есть два ключевых цифровых продукта, которые мы внедрили. Первый направлен на предупреждение аварийных ситуаций и несчастных случаев. Например, запущена цифровая карта «Спас», уже оформлено более 10 тысяч карт. Работники заполняют карты, если видят, что кто-то из коллег небезопасно выполняет работы, или условия не соответствуют технике безопасности. В карте необязательно указывать личные данные сотрудника, можно написать, условно, «работник «К» производил те или иные работы…». Карта может быть почти анонимной, но тем не менее, это будет сигнал к действию.
– Куда поступает этот сигнал?
– Карта «Спас» поступает в службу производственного контроля филиала, также контроль ведут и специалисты в центральном аппарате. Регулярно проводится аналитика нарушений, выявляется системность, формируются профилактические мероприятия – «стоп-часы», «дни безопасности».
– «Спас» работает только на буровой?
– Нет. «Спас» действует не только в опасной зоне, она может заполняться и на базах производственного обслуживания, и в вагон-городках, и в офисах, если, например сотрудник при движении по лестнице не держится за поручни.
Еще на буровых мы внедряем систему видео аналитики – второй ключевой цифровой продукт в области производственной безопасности. В этом году на 20 буровых установках должно быть внедрена данная система.
– Как эта система работает?
– Видеоаналитика: простыми словами, это искусственный интеллект, позволяющий определить и составить карту нарушения. В случае если работник находится в зоне, где обязательно должен быть в спецодежде и использовать средства индивидуальной защиты, а он, например, вышел и не надел защитные очки, каску или страховочный пояс. Видеоаналитика сигнализирует о том, что данный работник нарушает правила безопасности. Соответственно в филиале специалист, который видит нарушение, может тут же позвонить мастеру бригады и сообщить, что на роторной площадке находится работник без средств индивидуальной защиты, работы могут быть остановлены.
Количество детекторов развивается. На сегодняшний день у нас их семь:
- очки
- каска
- перчатки
- защитный костюм
- нахождение в опасной зоне
- использование поручней при движении по лестничным маршам
- страховочная привязь.
– Цифровизация не только в бурении, а во всех в крупных отраслях – это глобальный продукт. Сегодня мы совместно с нашими ключевыми Заказчиками активно развиваем направление роботизации процесса бурения, чтобы бурить быстрее и качественнее. В 2025 году мы планируем испытания робота, который будет производить автоматическую подачу бурильной трубы - к этому стремятся ведущие буровые компании, так как это один из трудоемких и опасных процессов.
Ну и конечно, ни одно производство не может существовать без смежных функций, таких как экономика, финансы, казначейство, кадры, материально-техническое обеспечение. За последние два года в группе компаний мы провели модернизацию комплексных решений, немалая часть доработок делается нашими специалистами. Также хочу отметить, что мы перешли на налоговый мониторинг – это очень удобная форма электронного взаимодействия с налоговым органом.
– Не могу не спросить, как компания прошла испытание уходом из страны иностранного ПО?
– Это было почти безболезненно – наши основные процессы и так были на отечественном ПО. Мы изначально выбрали правильную стратегию. Дальше мы начали выстраивать мини-сервисы на базе российских платформ.
По инженерным расчетам использовалось программное обеспечение российской компании. В 2023 году мы перешли на отечественные платформы почтового сервиса телефонии и коммуникаций. Мы используем много собственных решений по софту – это корпоративный портал, в котором сосредоточены разделы производственной отчетности, обучения персонала и все внутренние коммуникации. На портале производственной отчетности объединены все виды сервисов, которые участвуют в процессе бурения.
А вообще, по моему личному мнению, главное – не программное обеспечение, а команда, с которой ты работаешь в одной связке. Если есть настоящие профессионалы и, конечно, взаимопонимание и поддержка в коллективе, то можно найти выход из любых ограничений. В прошлом году руководством компании было принято решение об объединении сервиса цифровых технологий всех дочерних обществ в единую команду. Сегодня в Общем центре обслуживания ГК «Газпром бурение» и «РусГазБурение» наша команда насчитывает более 145 сотрудников, отвечающих за развитие цифровых технологий и связь на объектах от Краснодара до Камчатки. Ежедневно мы обеспечиваем более 5000 пользователей качественным ИТ-сервисом. И я горжусь командой, с которой я работаю. Мне нравится одно очень известное выражение из детской сказки: «Я не волшебник, я только учусь», поэтому вместе с командой мы сделали большой шаг в развитие цифровых технологий нашей и компании и, уверен, что сделаем еще гораздо больше.
Автор: А. Иванова