USD 96.0686

0

EUR 105.1095

0

Brent 78.76

0

Природный газ 2.628

0

...

Цифровая грамотность: как молодежь меняет энергетику

Цифровая грамотность: как молодежь меняет энергетику

Москва, 28 сен - ИА Neftegaz.RU. Российская энергетическая неделя в Москве завершилась молодежным днем с участием 2 тысяч студентов и перспективных специалистов. Они представили идеи для энергетики будущего, обсудили новые вызовы рынка труда и определили сильнейших в финале ИТ-чемпионата. По итогам форума о том, зачем нужна всеобщая цифровая грамотность, как научить сотрудников АЗС программированию и что предсказывает опыт китайских компаний, рассказал ИТ-директор «Газпром нефти» Антон Думин.

— Почему нефтяники взялись за организацию ИТ-чемпионатов?
— Есть задача национального уровня, о которой говорил Президент – достижение всеобщей цифровой грамотности. Над этим мы работаем вместе с правительством и партнерами. И проведение индустриального ИТ-чемпионата лишь часть большой экосистемы инициатив и проектов. Мы инвестируем в развитие цифрового образования на всех уровнях: от школы до высших учебных заведений, создаем программы переквалификации для разных возрастов и профессий.

— Это ответ на кадровый дефицит?
— Пока мы скорее работаем на опережение. Последние годы идет трансформация традиционных профессий, на примере нашей индустрии видно, что нужно все больше мультифункциональных специалистов в области IT с глубоким знанием нефтегазового дела. Растет спрос на кадры для создания новых бизнесов и технологий. В какой-то момент мы можем столкнуться с тем, что на рынке труда окажется меньше людей, чем вакансий.

— Насколько заниматься ИТ в промышленности актуально для молодежи?
— Работать у нас прибыльно и интересно, поэтому школьники и студенты видят перспективу. На примере «Газпром нефти» скажу, что спрос на практику и стажировки растет, повышается конкуренция при отборе на наши цифровые магистратуры и специальности в вузах. Если вернуться к ИТ-чемпионату, то за четыре года он вырос с локального турнира одной компании до соревнования команд из 66 компаний и 40 лучших вузов страны.

— А что мотивирует специалистов участвовать в таких конкурсах?
— Это хорошая возможность прокачать свои навыки и знания, что в итоге влияет на карьеру и зарплату. Глупо упускать такой шанс показать свои профессиональные скиллы всей отрасли и лучшим работодателям, ведь за выступлением участников внимательно смотрят крупнейшие компании.

— В разных отраслях свои ИТ-чемпионаты – вы обсуждали создание турнира по формату лиги чемпионов, где будут соревноваться лучшие айтишники из промышленности, телекома и, например, победители Yandex Cup?
— Эта возможность выглядит очень привлекательной. Такой формат соревнований мог бы стать мощным стимулом для повышения квалификации и обмена опытом между представителями разных индустрий. Думаю, первые такие межотраслевые соревнования могут пройти по машинному обучению и анализу данных.

— Что для вас выгодно: обучить своего сотрудника до нужного уровня ИТ-компетенций или нанимать готового специалиста с рынка?
— Готовые специалисты извне тоже требуют адаптации и понимания нашей отрасли. Поэтому нет универсального рецепта. Прежде всего, мы стремимся много вкладывать в систему работы с вузами и ИТ-колледжами. Открываем новые кампусы, магистратуры, платим стипендии студентам и гранты преподавателям. Еще один наш мощный ресурс – это корпоративный университет и входящий в его состав факультет ИТ. Благодаря ему около 30 тысяч наших сотрудников в год осваивают новые цифровые компетенции, среди них – как ИТ-специалисты, так и «классические» нефтяники.

— То есть и сотрудник АЗС может получить новую специальность в ИТ?
— Есть такие примеры. Мы называем это «трансфер в новое направление». Эта кардинальная смена деятельности требует глубокого погружения, поэтому у нас есть двухлетние образовательные программы. Например, в вузах-партнерах в Петербурге, Омске и Уфе.

— Какой процент ИТ-специалистов должен быть в современной промышленной компании?
— Если говорить про «Газпром нефть», то число сотрудников с цифровыми компетенциями у нас существенно увеличилось за последние годы – сейчас это почти каждый десятый в штате компании.

— Не все руководители на местах будут рады тому, что их сотрудники постоянно на обучении, а значит недозагружены – это проблема?
— Да, такой стереотип встречался. Некоторые считают, что, если сотрудник тратит время на обучение или участие в конкурсах и хакатонах, значит, он недостаточно занят основной работой и не справляется со своими обязанностями. Мы боремся с этим. Объясняем, что образование и профессиональные соревнования не обязательно мешают рабочим задачам. Наоборот, такие активности помогают сотруднику повысить квалификацию, развить новые навыки и идеи, которые потом сделают его работу эффективнее.

— Изучали ли вы опыт нефтяников из других стран в части цифровой трансформации кадров?
— Я бы сказал, что наши подходы во многом схожи с коллегами из Китая. Например, мы изучали опыт компаний CNPC и Kunlun digital Ltd, а также вузов из ассоциации «Один пояс – один путь». Там тоже большое значение уделяется тому, чтобы повышать цифровую грамотность всех специалистов. Есть понимание, что к 2030 году большинство профессий станут цифровыми и разделение на ИТ и остальные специальности исчезнет. Идет тесная интеграция основных специальностей с ИТ: и порой уже не очень понятно, к примеру, человек, который создает цифровые модели для поиска нефти — это геолог или айтишник.