USD 103.3837

-0.85

EUR 109.7802

-0.42

Brent 71.19

-1.05

Природный газ 3.088

+0.01

4 мин
...

Калмен Губайдуллин: «Россия имеет шансы стать лидером по производству СПГ»

Эксперт в области добычи и сжижения природного газа – о запуске уникального проекта «Ямал СПГ» и перспективах России в этом направлении на мировом рынке .

Калмен Губайдуллин: «Россия имеет шансы стать лидером по производству СПГ»

Москва, 21 янв - ИА Neftegaz.RU. 22 ноября с запуском третьей технологической линии началось производство сжиженного природного газа на заводе «Ямал СПГ». Новое предприятие компании «Новатэк» мощностью 16,5 млн тонн в год – крупнейший СПГ-проект в России. Уникальность «Ямала» и в том, что это первый СПГ-завод, построенный в Арктике с нуля, введенный раньше запланированного срока и работающий на основе отечественных технологий, говорит эксперт в области сжиженного природного газа Калмен Губайдуллин. Как инженер-технолог компании «Сахалин Энерджи», оператора первого в России СПГ-завода «Сахалин-2», Калмен занимается разработкой и внедрением проектов по оптимизации производства сжиженного природного газа. Мы поговорили с Калменом Губайдуллиным об уникальности предприятия «Ямал СПГ», специфике работы в условиях Сахалина и Арктики и перспективах России на мировое первенство в производстве сжиженного природного газа.

* Калмен Губайдуллин – инженер-технолог по добыче и сжижению природного газа компании «Сахалин Энерджи». Член крупнейших международных отраслевых организаций Engineering Council и Institution of Chemical Engineers. Лауреат конкурса в рамках Научно-практической конференции молодых специалистов «Сахалин Энерджи» (2018).

– Калмен, только что запущенный завод «Ямал СПГ» уже называют вехой в истории отечественной нефтегазовой отрасли. Можете ли вы как эксперт в области добычи и сжижения природного газа оценить важность этого проекта для России?

– «Ямал СПГ» несомненно является флагманской инициативой для Российской Федерации. Хронологически это второй проект по производству СПГ в России, но первый, который возглавляет крупная отечественная энергетическая компания. Учитывая местонахождение завода в Арктике, с ее удаленностью и тяжелыми климатическими условиями, это один из самых сложных нефтегазовых проектов в мире. В развитии отечественных технологий проектирования и эксплуатации СПГ «Ямал» совершил огромный шаг вперед и открывает путь для дальнейших проектов.

– Вы работаете в «Сахалин Энерджи» – компании, которая является оператором первого отечественного СПГ-проекта «Сахалин-2». Как вы считаете, изменит ли появление второго российского завода распределение ролей на мировом рынке СПГ?

– Главными игроками на рынке СПГ традиционно были Катар, Австралия и США. «Ямал СПГ» имеет потенциал для того, чтобы вывести Россию на видное место в этом ряду, в дополнение к ее безусловному лидерству в экспорте трубопроводного природного газа. В отличие от трубопроводного газа, СПГ предлагает гибкость в выходе на рынки, что позволяет диверсифицировать число потенциальных потребителей. Хотя рынок природного газа в Европе крайне прибыльный, «Ямал СПГ» также предоставляет доступ к высокомаржинальным рынкам Восточной Азии, особенно в Южной Корее и Японии. Ранее на этом рынке был сосредоточен «Сахалин-2».

– В разговорах о «Ямал СПГ» постоянно звучит эпитет «уникальный». Какие аспекты этого проекта кажутся вам как эксперту новаторскими?

– Проект действительно отличается многими уникальными и инновационными особенностями, упомяну несколько ключевых. Во-первых, «Ямал СПГ» является интегрированным газовым проектом, то есть один оператор управляет как газовым месторождением, так и производством СПГ. Это не уникальная особенность, но такой подход менее распространен, чем принятый в США, где добыча и переработка трубопроводного газа не предполагает контроля над производством. Такая интеграция дает «Ямал СПГ» больше контроля и обеспечивает безопасность в снабжении сырьем. Кроме того, обширные газовые запасы в этом регионе и введение нового экспортного маршрута представляют собой значительные возможности для России. Во-вторых, производственная мощность СПГ-установок «Ямал» превышает возможности других аналогичных установок, во многом благодаря эффективности сжижения в арктических температурах. Проект также включает оригинальные технические решения, такие как две параллельные нитки C3/MR по 50% в одной установке, что должно повысить надежность. Наконец, «Ямал» выигрывает от уникального налогового режима, который более благоприятен по сравнению с другими российскими нефтегазовыми проектами. Проект получил значительную поддержку государства для обеспечения его успеха.

– Как инженер «Сахалин Энерджи» вы занимаетесь оптимизацией технологических операций по производству СПГ с учетом холодного климата. Завод «Ямал СПГ» также работает в суровых условиях Арктики. Какие вызовы, стоящие перед новым проектом, вам с вашим профессиональным опытом кажутся наиболее серьезными?

– Одним из основных вызовов является логистика — как для экспорта СПГ, так и для снабжения завода. Экстремальная удаленность завода делает логистику снабжения дорогостоящей и сложной. Кроме того, объект требует значительного количества поставок для эффективной работы в суровых условиях. Экспорт СПГ также представляет собой значительную проблему. Проект требует либо ледокольных СПГ-танкеров, либо танкеров ледового класса в сопровождении ледоколов. Наличие и вместимость этих судов будут влиять на возможность поддержания полного производства и достижения более удаленных рынков, таких как Южная Корея. Говоря об операционных вызовах, я бы назвал поддержание работы установок в арктических условиях и перезапуск завода после остановок. Арктические зимы могут сделать установки завода, более трудными для перезапуска, например систему циркуляции теплоносителя будет труднее запустить из-за повышения вязкости теплоносителя при низких температурах. Инженерные решения должны учитывать эти проблемы, однако значительные сбои, такие как серьезная поломка турбины с необходимостью замены ротора, могут привести к длительным остановкам – на протяжении от двух до пяти недель, что потенциально усложнит холодные пуски.

– Ожидаете ли вы появления новых проектов, подобных «Ямал СПГ», в будущем? И как оцениваете вероятность того, что Россия станет мировым лидером в области СПГ?

– Если проект «Ямал СПГ» окажется успешным, он, безусловно, станет началом серии подобных проектов. Огромные газовые запасы в этом регионе и близость к двум крупным и прибыльным рынкам — Европе и Восточной Азии — поддерживают это ожидание. В долгосрочной перспективе Россия имеет все шансы стать одним из ведущих, если не крупнейшим мировым производителем СПГ.

Автор: А. Иванова