USD 97.053

-0.27

EUR 105.2211

-0.22

Brent 72.3

-0.34

Природный газ 2.805

-0.02

13 мин
14159

Мобильные здания для обустройства месторождений: обзор рынка

И заказчики, и производители констатируют рост интереса к блочно-модульным быстровозводимым зданиям. В чём секрет их популярности? Какие адаптации предусмотрели разработчики для работы в условиях Крайнего Севера? И как на отрасли сказались санкции? Узнаем ответы у экспертов отрасли.

Мобильные здания для обустройства месторождений: обзор рынка

Источник: Пресс служба РПК Модуль

Модульные здания востребованы на рынке

В последние годы спрос на быстровозводимые здания стабильно растёт, отмечают специалисты РПК Модуль.

«Пока мы не можем говорить о данных за 2023 год, но общая тенденция на развитие. Согласно данным Росстата, экономика уже в 2023–2024 годах выходит на ежегодные темпы роста в 4–6%. Производства продолжают инвестировать в модернизацию и рост своих мощностей», — отмечает ведущий специалист дирекции продаж РПК Модуль Анастасия Самохина.

Правда, ситуацию с закупками в нефтегазовой отрасли нельзя назвать прозрачной: целый ряд тендеров проходит на собственных площадках ВИНК, и точных данных по ним нет, продолжает эксперт. Поэтому флагманами спроса здесь выступают девелоперские, золотодобывающие, угольные, энергогенерирующие компании.

Однако причислять нефтегазовый комплекс к числу отстающих тоже будет неверно. Более того, по словам начальника департамента газовых программ ПАО «Газпром нефть» Ильи Баранова, мобильные здания могут стать ответом на ключевые вызовы для отрасли.

«Эпоха крупных нефтяных месторождений с классическими запасами завершается, речь идёт уже об единичных открытиях. Сейчас мы работаем со всё более мелкими и отдалёнными от основной инфраструктуры объектами. Это серьёзный вызов, решение мы видим как раз в применении модульных и мобильных решений. С их помощью можно сократить сроки реализации проекта, снизить уровень капитальных и операционных затрат, соответственно, повысить эффективность нефтегазодобычи в целом в отрасли», — отметил г-н Баранов в своём выступлении на ПМГФ 2023.


Быстровозводимые здания vs капстрой

В чём же преимущества быстровозводимых зданий по сравнению с капитальным строительством?

«Технология сборки модульных зданий позволяет в сжатые сроки поставить каркас, закрыть тепловой контур и перейти к внутренним работам по прокладке коммуникаций, отделке и обустройству. Все процессы быстрее, чем при капстрое. Для сборки готовых конструкций нужна обученная бригада монтажников, а не целый ряд строительных специальностей. В процессе используется минимум строительной техники, меньше рисков с точки зрения охраны труда и производственной безопасности.

Вообще, сравнение с капитальным строительством здесь не вполне корректно. Когда речь идёт о труднодоступных территориях с суровым климатом, его очень трудно организовать. А быстровозводимые модульные здания в полной мере решают задачу заказчика по строительству современного и благоустроенного вахтового жилья для своего рабочего персонала», — поясняет Анастасия Самохина.

В районах Крайнего Севера мобильные решения могут иметь преимущество и в части безопасности сооружения.

«У капитальных зданий должен быть фундамент. А в некоторых местах из-за экологических ограничений на грунт запрещено как то воздействовать: копать или нагревать. Поэтому сначала делается отсыпка и выравнивается строительная площадка. И на неё укладывается рама. При этом, никаких манипуляций с грунтом больше не происходит», — объясняет руководитель отдела продаж ООО «Союзмаш-инжиниринг» Михаил Жуков.

Директор департамента социального и инфраструктурного обеспечения АО «Газстройпром» Ольга Кизимова полагает, что при строительстве вахтовых жилых городков быстровозводимые сооружения имеют неоспоримые преимущества.

«Одно из удобств мобильных зданий — это отсутствие систем подземной канализации как таковой, что значительно удешевляет строительство. Важным преимуществом является также возможность оперативного внесения изменений в конструктив, как говорится, по запросу строителей. Путём монтажа или демонтажа можно организовать переговорные комнаты или расширить зал совещаний, выделить комнату отдыха или галерею для релакса. При существенном сокращении численности проживающих можно демонтировать часть здания и транспортировать на новые проекты, не нарушив цикл проживания, сохранив системы жизнеобеспечения, что при капитальном строительстве вообще невозможно», — рассуждает г-жа Кизимова.

Какие доводы можно привести в пользу капитального строительства? Напрашивается вариант с большим сроком службы. Однако и здесь не всё однозначно. Современные быстровозводимые здания — это уже давно не «времянки», которые строились с расчётом на несколько лет. Продолжительность их «жизни» намного больше.

«Строители скажут: срок полезного использования 10 лет. Лично я, участвуя сейчас в проекте «Реновация мобильного фонда», считаю, что главное — это руки тех, кто эксплуатирует имущество. Если в вахтовом жилом городке управляющий — настоящий хозяин, то срок службы модульных зданий и вагонов-домов можно считать практически бессрочным.

Многое зависит от тех, кто строит, кто перебазирует и вновь монтирует здания. Однако повторю, что самое главное — это хозяйский подход: своевременный ремонт, содержание помещений в чистоте, модернизация», — считает Ольга Кизимова.

«В техническом паспорте указан срок службы 25 лет, этого достаточно для решения задач на большинстве месторождений. Причём этот срок можно продлить за счёт периодического обслуживания, отдельные блок-модули при необходимости заменяют», — добавляет Михаил Жуков.

2.jpg

Фото предоставлено ООО «Ависта Модуль Инжиниринг»

Экономично и экологично

Ещё одно преимущество модульных зданий — их высокая остаточная стоимость и возможность повторного использования.

«Допустим, прошло 3 года, и здание стало не нужно. И если его необходимо демонтировать, то оно легко разбирается. Выкидываются только резинки-уплотнители и другие расходные материалы, относительно всего здания они стоят «копейки». То есть объект при разборке и последующей транспортировке теряет порядка 3–5% от своей стоимости. И, собрав его на новом месте, вы опять получите качественное здание», — говорит Михаил Жуков.

Конечно, если клиент заранее знает, что возможен перенос здания, то это лучше внести в проект на начальном этапе, добавляет Анастасия Самохина.

«Такой подход позволит нам запланировать ряд технологических решений, которые в значительной степени оптимизируют демонтаж и транспортировку здания с сохранением высокой остаточной стоимости. При этом важно понимать, что при максимальном сохранении конструкций и сэндвич-панелей замены всё равно потребуют фрагменты систем канализации и водоснабжения, отделки, электрики.

Именно поэтому важно комплексно обсуждать такие вопросы с заказчиком, формируя полное понимание деталей и затрат. А главное, нужно выбирать такого подрядчика, который сделает работы по демонтажу и переносу здания максимально ответственно и с наименьшими потерями», — подчёркивает представитель «РПК Модуль».

Наконец, возможность переноса зданий — не только экономически выгодно, но и позволяет бережнее относиться к окружающей среде. Сейчас на старых месторождениях не редкость увидеть «мёртвые поселки», в которых уже никто не живёт. Использование модульных конструкций позволяет избежать такого сценария развития событий.

«Наш подход — максимально бережный к природе, мы не наносим столько урона, как при капитальном строительстве. В нашем случае на объект завозится понятное количество модулей, комплектующих, расходных материалов. 99,5% из привезённого мы воплощаем в здания.

Оставшиеся 0,5% мы либо передаём заказчику в качестве ЗИП, либо по окончании работы увозим с собой. Всё это позволяет нам реализовывать проекты не только в труднодоступных местах, но и в курортных, заповедных зонах», — рассказывает технический директор ООО «Ависта Модуль Инжиниринг» Александр Бобровский.

С тем, что при консервации месторождения демонтаж и вывоз здания — самое лучшее и «зелёное» решение, согласна и Анастасия Самохина.

3.jpg

Фото предоставлено ООО «Союзмаш-инжиниринг»

4.jpg

Фото предоставлено ООО «Союзмаш-инжиниринг»

А какие есть ограничения?

Быстровозводимые здания тоже имеют свои ограничения. Однако во всех случаях можно подобрать альтернативу.

«Геологические особенности не всегда позволяют монтировать здания именно модульного типа, в этих условиях мы создаем вахтовые городки из вагонов-домов. Сейчас как раз активно проводим работу по их модернизации и капитальному ремонту. Это и вторая жизнь имущества, и удобство для рабочих», — рассказывает Ольга Кизимова.

В свою очередь, Михаил Жуков полагает, что использование модульных зданий оправданно, прежде всего, в части строительства жилья и административно-бытовых комплексов.

«Если речь идёт о нежилых помещениях, то они применимы не во всех случаях. Высота складов, ремонтных мастерских, промышленных зданий выходит за границы размера стандартного модуля. Здесь в основном используют технологии металлокаркаса», — поясняет представитель «Союзмаш-Инжиниринг».

Можно ли говорить о каких то препонах со стороны законодательства? Мнения разделились.

«Нельзя сказать, что всё можно разработать на мобильных решениях, у них тоже есть ограничения. Первое — это взаимное размещение блоков. В соответствии с классификацией опасных веществ, правилами противопожарной безопасности, возникают дополнительные требования. Есть моменты при прохождении Главгосэкспертизы.

Отношение, конечно, меняется по мере увеличения количества такого рода решений и опыта экспертов ведомства», — констатирует Илья Баранов.

А вот Михаил Жуков, напротив, отмечает, что прохождение обязательной государственной экспертизы сложнее в случае с капитальным строительством.

«Для оперативного решения вопросов с жильём для рабочих гораздо проще выбрать временные здания. К ним предъявляют меньше требований», — считает представитель «Союзмаш-Инжиниринг».

Своё мнение по этому вопросу есть и у специалистов «РПК Модуль».

«Сегмент строительства быстровозводимых зданий, с одной стороны, не имеет своего специфического регулирования. Это приводит к тому, что заказчик оперирует нормами, которые касаются капитальных зданий. В результате формируется большой комплекс избыточных пожеланий, в общем не применимых к временным строениям.

Мы научились работать в этой системе и включать в проекты максимум пожеланий клиента, несмотря на то что общестроительные своды правил здесь неприменимы. Наши юристы сопровождают все этапы работы. Если мы сталкиваемся с тем, что заказчик недооценивает риски и недопонимает свою зону ответственности, то информируем его и сообща находим решения, как технические, так и юридические», — комментирует практику Анастасия Самохина.

Впрочем, есть и хорошие новости. Как отмечают в «РПК Модуль», правительство в 2023 году в очередной раз сократило перечень документов, сведений, материалов и согласований, что помогло ускорить темпы строительства.

5.jpg

Фото предоставлено ООО «РПК Модуль»


Решения для Крайнего Севера

Быстровозводимые здания для нефтегазовых месторождений эксплуатируются в суровых климатических условиях. Соответственно, нужны специальные решения, чтобы они выдерживали низкие температуры, снеговую и ветровую нагрузку.

«При покупке мобильных зданий мы придерживаемся требований в толщине и качеству стенки конструктива, утеплителя и стеклопакетов, а также учитываем грамотные расчёты теплоносителей на площадь помещений», — поясняет Ольга Кизимова.

Производители готовы ответить на эти вызовы.

«Конструкция модулей позволяет оперативно и безболезненно менять толщину панели, исходя из тех климатических условий, где будет возводиться здание. При этом мы опираемся на теплотехнический расчёт. То же самое касается снеговых нагрузок, также здания эксплуатируются в регионах с высокой сейсмичностью и там, где есть воздействие взрывной волны. То есть независимо от того, какие заданы параметры, мы в состоянии соблюсти эти требования, обеспечить комфорт и безопасность», — рассказывает Александр Бобровский.

В свою очередь, Михаил Жуков отмечает, что какого то уникального секрета здесь нет. Если «сэндвич», из которого собирают здание, сделан как надо, он даёт достаточную защиту. Однако это не означает, что между вариантами на рынке нет никакой разницы.

«Отличается качество наполнителя и, что важно, качество сборки. Здесь можно выделить два подхода. Кто то привозит все материалы на место и там их режет под нужные размеры. Другой подход, когда каждый блок-модуль — это готовая единица, и сэндвич-панели сделаны конкретно под него ещё на заводе.

При первом сценарии приходится учитывать человеческий фактор: рабочий может устать, замёрзнуть и т. д. В результате возможен брак в отдельном модуле, соответственно, страдает и качество сборки всего здания. При втором сценарии всё отмерено до миллиметра ещё на заводе, на месте осуществляется сбор из готовых деталей», — рассказывает Михаил Жуков.

О том, что даже самые лучшие материалы не помогут, если «руки растут не оттуда», говорит и Ольга Кизимова.

«Контроль качества продукции — это лишь половина составляющей, ведь немаловажная часть — это компетенции при строительстве. Грамотные и слаженные решения прорабов помогают обеспечить долговечность и эксплуатационные способности. Мы не стоим на месте, тестируем новые системы обогрева, энергосберегающие радиаторы.

Применяя современные технологии быстровозводимых зданий, мы реализуем сейчас проект «Единый комплекс» для оперативного решения задач. Модули с галерейными переходами из жилых помещений в социальный блок: столовую, спортивный зал, баню. Построенное с теплом в сердце сохранит тепло для рабочих», — рассуждает представитель «Газстройпрома».

Тренд на комфорт

Модульные здания прочно ассоциируются в массовом сознании со стандартными решениями. А что, если поступит необычный заказ? Смогут ли его выполнить производители мобильных зданий?

«Да, с одной стороны, есть стандартный набор блок-модулей: санитарные, коридорные, соединительные, жилые. Но вот уже само здание индивидуально решает задачи заказчика, если ему нужны спортзал, столовая, комната отдыха и т. д. Несмотря на стандартные размеры, можно подобрать индивидуальную планировку, например соединить несколько блоков и получить большой спортзал. Всё можно адаптировать к требованиям клиента», — комментирует практику Михаил Жуков.

«В структуре заказов основное место занимают типовые решения. Но мы с лёгкостью можем подстроиться под пожелания клиента. Применяем абсолютно разные виды отделки, это может быть и металлическая стена (профлист), и стеновые панели, и ЛДСП, и т. д. То есть практически любой отделочный материал мы можем применить по пожеланию заказчика, здесь абсолютно нет никаких ограничений», — добавляет Александр Бобровский.

Каковы же они — нестандартные заказы?

«Сегодня качество жилья вахтовиков стало вопросом привлекательности проекта для его будущих работников. Плюс если, например, оператор по добыче нефти и газа живет в комфортном общежитии, качественно смонтированном из современных материалов, правильно и регулярно обслуживаемом, где тепло зимой и не жарко летом, то он отлично высыпается, восстанавливает силы.

А значит, он сфокусирован на своей работе, не допускает ошибок и работает безопасно. Нефтедобывающие компании это понимают и готовы вкладываться в комфортное и безопасное проживание работников. Поэтому всё чаще запрашиваются проекты, которые отличаются от типовых.

Общежития, столовые, иные бытовые помещения и тёплые переходы между ними — по каждому из них могут быть реализованы индивидуальные решения от панорамных окон в столовых и более высоких потолков до индивидуальных типовых планировок и большого ассортимента отделочных и интерьерных решений», — поясняет Анастасия Самохина.

С тем, что комфорт стал ключевым трендом в отрасли, согласны и в «Ависта модуль инжиниринг».

«Если раньше мы строили просто общежития, то сейчас — административно-бытовые комплексы, спортзалы, прачечные, душевые, объединённые арктическими переходами. Чтобы человек, придя с работы, находился в комфортном пространстве и, не покидая его, мог обеспечить себя всем необходимым», — говорит Александр Бобровский.

Понятно, что это ставит серьёзные задачи перед производителями. Как отмечают в «РПК Модуль», когда типы конструкций примерно одинаковые у всех компаний, на первый план выходят вопросы продуманности всех деталей проекта, создающих комфортные условия для проживания. Это грамотная планировка, управление отоплением отдельно взятых помещений, улучшенная звукоизоляция, особенности вентиляции и т. д.

«Ещё один важный фактор, влияющий на комфорт, — правильная эксплуатация и обслуживание жилых, бытовых и других помещений управляющей компанией заказчика и самими вахтовиками. Это отдельный вопрос бытовой культуры, её выстраивания и поддержания. И в этот процесс наша компания активно вовлечена, ведь на протяжении гарантийного срока зданий мы наблюдаем, как живёт вахтовый посёлок, собираем обратную связь и намечаем зоны для улучшений.

Новые решения пропускаем через всю производственную цепочку. Особое внимание мы уделяем всем элементам, с которыми в своей жизни на вахте контактируют люди: от дверных и оконных ручек и другой фурнитуры до перил и отделки», — добавляет Анастасия Самохина.

6.jpg

Санкций не заметили?

Итак, производство быстровозводимых зданий для обустройства месторождений в России сейчас на подъёме. И, судя по ответам экспертов, действия недружественных стран не переломили этот тренд.

«В этой сфере наша компания не ощутила на себе влияния санкций, потому что новые и современные здания мы давно приобретаем у российских производителей. На отечественном рынке имеется ряд зарекомендовавших себя компаний, которые гарантируют качество на протяжении долгих лет.

Поставляемые здания соответствуют требованиями «Газстройпрома», сохраняют основные конструктивные особенности при неоднократных перебазировках с объекта на объект — это важно для строителей», — отмечает Ольга Кизимова.

С тем, что сегмент быстровозводимых зданий в целом не зависит от импортных материалов или решений, согласна и Анастасия Самохина.

Все строительные материалы, применяемые в нашей работе, отечественные.

«Впрочем, использование импортных материалов и комплектующих тоже возможно. Новые цепочки поставок уже выстроены, и мы понимаем, как с этим работать. Если говорить об импортозамещении, то для нашей компании это IT-решения. В 2022 году мы перевели проектное бюро на отечественные разработки. За прошедшие два года эти программы показали свою работоспособность, они регулярно обновляются и улучшаются», — говорит представитель «РПК Модуль».

Не видят здесь серьёзных проблем и другие производители.

«Если говорить о производстве самих блок-модулей для наших зданий, то завод CONTAINEX в Коврове до сих пор работает и не сбавляет объёмов выпускаемой продукции. Что касается «начинки», то были вопросы с сетевым оборудованием, некоторые зарубежные бренды ушли, но на их место пришли российские. Никаких критичных моментов не было. В настоящий момент того, что есть на рынке, достаточно для производства качественных зданий», — считает Михаил Жуков.

А в «Ависта Модуль Инжиниринг» отмечают, что в части быстровозводимых зданий задачи по импортозамещению уже решены.

«Что касается самой конструкции наших модулей, то 90% — это собственное производство. Если говорить о наполнении зданий, то здесь, безусловно, была импортная составляющая. Сегодня, как и все, мы ориентируемся на российскую продукцию или производства дружественных стран. Необходимые комплектующие, материалы, оборудование — всё это доступно. То есть можно сказать, что мы решили проблему импортозамещения и никак не зависим от ситуации на внешнем рынке», — резюмирует Александр Бобровский.

Источник: Журнал «Нефтегазовая промышленность»


Автор: А. Халбашкеев


erid: 2VfnxwceTLL