- По прогнозам Москвы, удастся ли в нынешнем году России и Китаю полностью перевести расчеты по закупке нефти и угля в юани? Как в Москве оценивают планы Пекина по созданию нефтеюаня? Ожидается ли в текущем году рекордный товарооборот между двумя странами?
- Доля национальных валют в двусторонних расчетах с КНР в течение последних лет последовательно нарастала. В прошлом году этот процесс значительно ускорился. В первом полугодии 2022 г. почти половина нашей торговли с Китаем осуществлялась в рублях и юанях, во втором полугодии данный способ расчетов продолжил набирать популярность, в том числе среди энергетических компаний. Учитывая ту значимую роль, которую поставки энергоресурсов играют в российско-китайских практических связях, не сомневаюсь, что использование национальных валют будет и дальше расти, что повысит независимость двусторонних расчетов, а значит – укрепит национальную экономическую безопасность.
Мы исходим из того, что и у поставщиков, и у потребителей энергоресурсов должны быть разнообразные возможности для ведения торговли, из которых они могли бы выбирать наиболее подходящие и удобные, а не упираться в монополию, к примеру, доллара. Рубли, юани или валюты иных государств, не стремящихся создавать искусственных препятствий другим странам, могут и уже успешно используются для расчетов за поставки энергоносителей.
Последние годы в торгово-экономическом сотрудничестве с Китаем мы идем от рекорда к рекорду. Два года подряд двусторонний товарооборот ежегодно увеличивается на треть. По предварительным данным ФТС России, в 2022 г. он составил 183,9 млрд в пересчете на доллары США. Китай прочно удерживает первое место в списке основных торговых партнеров России. В наступившем году мы нацелены досрочно взять планку в 200 млрд долл. США, которую изначально планировали достичь к 2024 году, и ускоренными темпами двигаться дальше.
- Хотя Япония формально присоединилась к странам, которые поддерживают введение потолка цен на российскую нефть, на практике Токио попросил сделать исключение для нефти, добытой в рамках проекта «Сахалин-2». В таком случае планирует ли Россия продолжить поставки энергоресурсов в рамках «Сахалин-2» в Японию или переориентирует нефть и СПГ с данного проекта на другие рынки?
- МИД России внимательно отслеживает недружественную линию администрации Ф.Кисиды в отношении нашей страны. В зависимости от дальнейших шагов Токио будем рекомендовать Правительству Российской Федерации соответствующие политические и экономические контрмеры. Что касается реализации конкретных проектов в сфере энергетики, то данный вопрос решается по линии профильных ведомств и организаций.
- Как продвигается реализация проекта строительства газопровода «Союз Восток» через территорию Монголии? Отразились ли недавние протесты в этой стране на планах строительства?
- Придаем большое значение реализации инициативы строительства транзитного газопровода из России в Китай через территорию Монголии. Исходим из того, что этот важный проект носит взаимовыгодный характер и отвечает интересам трех государств. Экономические операторы – с российской стороны это ПАО «Газпром» – продолжают проработку проекта.
Правительство Монголии оказывает всестороннее содействие нашим специалистам. Общественные митинги в декабре 2022 г., носившие сугубо внутриполитический характер, никак не отразились на нашем взаимодействии.
- Ведется ли подготовка к ежегодному саммиту Президента России В.В.Путина и Премьер-министра Индии Н.Моди? Когда и где он может состояться? Рассчитывают ли в Москве, что экономическое сотрудничество двух стран в нынешнем году будет выведено на новый уровень? Планирует ли Россия и дальше наращивать объемы поставок нефти в Индию, и насколько справедливы сообщения ряда западных изданий о том, что индийский рынок перенасыщен российской нефтью и иногда она продается по цене ниже себестоимости? Когда Россия планирует завершить поставку ракетных комплексов С-400 Индии?
- Лидеры наших стран регулярно обсуждают актуальные вопросы двусторонней и международной повестки дня. Такая «сверка часов» проводится в различных форматах и тогда, когда это диктуется логикой особо привилегированного стратегического партнерства России и Индии. Лидерам не нужно искусственно демонстрировать прочность российско-индийских отношений, которые опираются на твердые исторические и культурные корни, взаимное уважение и учет интересов безопасности друг друга.
В прошлом году двустороннее торгово-экономическое сотрудничество получило мощный импульс. Взаимный товарооборот вышел на отметку почти в 30 млрд долл. США. Введенные Западом санкционные ограничения в отношении Москвы стали катализатором торговли с Индией, ускоряя процессы перехода на расчеты в национальных валютах и совместного развития самодостаточной транспортной и финансовой инфраструктуры. Уверен, что тенденция к росту сохранится и в текущем году.
Мы продолжим экспортировать в Индию столько нефти, сколько ей требуется для обеспечения собственной энергетической безопасности. Российские энергетические компании обеспечивают выполнение соответствующих заявок в максимально сжатые сроки.
Индия не присоединилась к введенному Западом «потолку цен» на нефть из России. Поэтому контрактная цена отгрузки индийским компаниям нашего топлива формируется, как это и положено в цивилизованном экономическом сообществе, рыночными методами. К тому же Россия неоднократно заявляла, что не станет продавать энергоресурсы себе в убыток.
Что касается поставок продукции военного назначения в Индию, то эта работа ведется по графику и будет завершена в сроки, предусмотренные контрактными обязательствами сторон.